BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ИЕЗУИТИЗМ — борьба с духом

146а. "В начале XVII в. среднеевропейское человечество было способно воспринять спиритуальный импульс ... тридцатилетняя война помешала большой группе людей быть охваченной этим импульсом".266-3, c.351

     Перейти на этот раздел

  

310. "Исследуйте литературу, исходящую от иезуитов — но исследуйте точно, — и вы увидите, что по образу чувств, представлений, она наиболее материалистична; она стремится знание удержать целиком в чувственном мире и строго отделяет его, как имеющее дело только с чувственными наблюдениями, с экспериментально наблюдаемыми фактами, от предмета веры или откровения. В смысле этих представлений никогда не должно быть возведено моста между внешней наукой и верой". Предпосылки этой тенденции заложены в развитие ещe в далeком прошлом. Ещe в древнейшие времена существовал круг люциферически инспирируемых людей, называвших себя — если это перевести на современный язык — "представителями материального". Они ставили себе цель в корне уничтожить возникавшую науку и не пустить человечество к свободе. Они делали различие между человеческим и божественным знанием, что в их время было неправомерно. Широкие массы людей, выраставшие из божественного знания, вновь затоплялись им, погружаясь в мечтательность. И это отразилось как на выработке человеческой науки, так и на выработке речи. Этот круг людей говорил другим людям: следуйте за нами. Вы достигнете материального с помощью сил, которыми мы вас вооружим с помощью божественного знания; тогда вы мигом завоюете Землю.
     "И как в те отдаленные времена людям хотели дать слишком много знания о сверхчувственном, так их последователи теперь хотят дать как можно меньше знания о нем. Те хотели сверхчувственное знание дать неправомерно, эти хотят оставить людям лишь чувственное знание".
     "И как в древние времена не хотели человека допускать к его полной земной задаче: постепенно вживаться в материальное, так теперь сторонники разделения веры и знания хотят удержать его в пределах земной задачи и не позволить развиваться далее от Земли. И те, кто способствует ныне материализму, называют себя "спиритуалистами", духовенством. Источники материализма сегодня —это не Бюхнер, Молешотт, Фогт, а Рим и всe, что имеет какое-либо дело с этим центром материализма. ... Что в Риме хотят из сверхчувственного завоевать для людей, — есть всемирноисторическая ложь нового времени, и это должно быть ясно и отчeтливо увидено ". Протестанты и евангелисты в этом отношении следуют с Римом одним путeм. 197(8)

     Перейти на этот раздел

  

566. "Духовное течение, стремящееся удержать человеческую душу от сверхчувственного, увековечить такое еe состояние... это иезуитизм, духовное течение, имеющее куда большее влияние, чем обычно предполагают. Его внутренний принцип состоит в том, чтобы делать всe то, что в человеческом развитии способно удержать человека от связи со сверхчувственным". Иезуитизм действует с обеих сторон: догматизируя то, к чему следует стремиться человеческому познанию, и действуя в самой физической науке. "Нет иного внутреннего родства, подобного тому, которое существует между современной наукой и американизмом, между современной наукой и иезуитизмом. Иезуитизм велик тем, что глубоко и значительно занимается физической наукой. Иезуиты — крупные мыслители в сфере физически-чувственной науки, т.к. иезуитизм считается с этим элементарным влечением человеческой природы — которое должно быть преодолимо ориентацией человеческой природы на духовный мир, — с влечением испытывать страх перед духовным. Он считается и с тем, что этот страх можно некоторым образом социализировать, сказав человеку: ты не можешь и не должен приближаться к духу; мы будем заведовать духом и подносить его тебе правильным образом.
     Оба эти течения — американизм и иезуитизм — работают некоторым образом один в другом; только не берите это легко, но ищите тут во всeм глубоко действующие импульсы человеческого развития. Кто будет искать силы, тот обнаружит примечательную связь американизма — в отмеченном смысле — с иезуитизмом". 181(20)

     Перейти на этот раздел

  

Иезуиты

1112. "Люди под влиянием силы авторитета все более и более делаются беспомощными, а систематическое укрепление силы авторитета, настроение авторитета — это и есть принцип иезуитизма. ... Иезуитизм впервые возник в церковно-догматической области с целью власть папства, возникшего в 4-й послеатлантической культуре, перенести, укрепить в 5-й культуре, куда она уже не подходит. Но этот иезуитский принцип распространился и в другие области жизни. Сегодня мы видим, как иезуитизм выступает в медицине, где он едва ли иной, чем в области догматической религии. Мы видим сегодня, как из определенной медицинской догматики возрастает стремление к усилению власти медицинского сословия". 168(4)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 219100 не найден.
     Перейти на этот раздел

  


     442
. "Интересен род и способ, каким Росмини (Антонио Росмини-Сербати, граф, 1797-1855. В 1849 г. часть его книг вошла в индекс, но в 1854 году вычеркнута из него. По требованию иезуитов в 1887 г. 40 тезисов Росмини были осуждены инквизицией), исследуя реальную ценность понятий, хочет проработаться ввысь. Росмини пришел к тому, что во внутреннем переживании человека присутствуют понятия. Номиналист остается здесь при том, что он внутренне переживает понятия и уходит от вопроса, где понятие пребывает в действительности. Но Росмини был достаточно гениален, чтобы знать: если внутри души что-то и открывается, то это не означает, что это реальность только во внутреннем души. ... душа, переживая понятие, в то же время сопереживает живущее в понятии внутреннее ткание вещи. Философия Росмини состояла в том, что он искал внутренних переживаний, которые у него были переживаниями понятий, но пришел он при этом не к жизненности понятий, а лишь к их многообразию. Он искал способа специфицировать, как понятия живут одновременно и в душе, и в вещи. Особенно отчетливо это выражено в его книге, носящей название "Теософия"."
     Схоластика стоит на точке зрения, что над сферой понятий простирается сфера откровений. Согласно Росмини, переживая понятие, мы уже имеем в нем Бога. Католицизм в ужасе отшатывается от утверждения: Бог живет в человеке. Поэтому Лев ХIII объявил философию Росмини еретической. "Красота, эстетика учения Росмини особенно ценны. В них нужно войти, чтобы увидеть, как работает современный дух, стоящий перед вратами Духовной науки, но не могущий в них войти. У Росмини это можно изучить в особенно большой мере".
     Понятие о Платоне, доходя до наших дней, становится все более номиналистичным. При этом возникает параллельный поток, где понятие ищется как внутреннее переживание, как, например, у Росмини. От Платона до средневековья понятие приковывается к физ.телу, а затем переходит в эф.тело и возникает возможность пережить понятие сознательно и ясновидчески. Номиналистические и реалистические понятия развились из атавистического ясновидения, подсознательно.

     165(12)

     Перейти на этот раздел

  


     286а
. "Сегодня необходимо видеть две огромные противоположные силы. Мне бы не хотелось по каждому случаю упоминать иезуитизм, и к тому же в обычном смысле. Я упоминаю его здесь как представителя того, что старая духовность хочет распространить в современности в противовес тому, что несет современности новейшая культура. Это течение сулит искоренить новейшую культуру. И не думайте, что воля у этого движения мала. Там не сомневаются, что им удастся заполучить человечество и без средств новейшей культуры. Представители того движения видят в методах новейшей культуры черта и хотят его преодолеть с помощью методов старой культуры. Однако Ариман может быть не искоренен, а просветлен, очищен. Поэтому с современной культурой нужно считаться". Об этом знают враги Антропософии и движения за религиозное обновление. И они испытывают явный страх именно перед Общиной христиан, поскольку в ней заключена истина.
     "Также судьба Гетеанума оказывается связанной с тем, что это движение (община христиан) изошло из него". 345, с. 16-17

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru