BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Именной указатель / /

ЛЕНИН

277a. Дух человека происходит из Страны духов, душа — из Страны душ, тело — из физического мира. В человеке это становится единством, а когда он умирает — растраивается. "Развивающееся человечество, оно ведь живет в подсознании каждого отдельного человека... и оно проходит через этапы своего развития подобно отдельному человеку. Именно теперь, в наш век, в ходе развития челове-чество переступает через Порог и переживает расщепление на три"..., проходит мимо Стража Порога.
     В Апокалипсисе это событие дано в образе человека, стоящего одной ногой на море, другой — на суше (10;1-2). Его голова, окутанная облаками, — в Стране духов, радуга — это Страна душ, огненные ступни — земное, покрытое также и водой. Люди радуги живут преимущественно в чувствах; у других — гипертрофированная воля — "огненноногие люди".
     Сейчас в России (1924 г.) мы наблюдаем людей облаков, у которых чувство и воля чахлые. "Волю они хотели бы передать социальному механизму, а на чувства претендуют ариманические силы, поскольку сам человек не держит их в руках. ...чем является стечение мыслей Ленина, Троцкого, Луначарского и др.?" В их головах живут те же силы, что в молнии, в облаках, т.е. не относящиеся к Земле. "Огненноногих" людей особенно много в Западной Европе и в Америке, людей с чахлым мышлением и чувствованием. В Средней Европе — люди радуги; таковыми они остаются и в большой противоположности Востока и Запада.
     Трехчленным разделением человека на Пороге обусловлено и возрастание национализма. Книга в руках апокалиптического Ангела содержит все вышеописанное, что в древности хранилось в Мистериях Эфеса, Дельф и т. д. Мировые тайны записаны в ней. Подходя к духовному созерцанию, ученик переживает сладость, потом духовное постижение мира становится горьким. 346, с.201-208

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 300860 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

Действие Плеромы. Шаманизм, сатиры и фавны

343. "Духовный мир в течение многих столетий как милость посылал человечеству сверху откровение Плеромы. Человечество видело этот полный свет, этот в свете и через свет открывающийся в идеях мир. И вот перед этим миром был распростeрт своего рода покров. Лишь в Азии остались декадентские остатки — знание о том, что было за покровом. Перед Европой покров простирался вертикально от земли до неба. Его нижнее основание проходило по Уралу, по Волге, через Чeрное море до Средиземного моря. Представьте себе, что здесь для Европы возведена "обойная" стена колоссальных размеров, проходящая по пути, который я показал, стена, через которую нельзя видеть, а позади неe, в Азии, развиваются последние декадентские остатки видения Плеромы. В Европе этого больше не видят, поэтому здесь развивается внутренняя мыслительная практика, без видения в духовном мире. ... По ту сторону "обойной" стены, на Востоке, возникла культура, которая таковой вовсе не является, которая наколдована в земно-физических формах в подражание тому, что должно в ткании духа переживаться плероматически. Господство и ткание духовных существ в Плероме должно некоторым образом нисходить на Землю — в камни, в куски древесины; и вот, в воздействии их одних на других стали искать нечто от такого духовного действия, стали, если я могу так выразиться, подгонять это под действие и бытие духовных существ в Плероме.
     Что, собственно говоря, лишь боги делают между собой, мыслилось как деяние физически-чувственных идолов. Служение идолам стало на место служения богам. И то, что может быть названо худшим действием восточной, северо-азиатской восточной магии, — это является неправомерным перенесением в чувственное фактического мира Плеромы, к которому некогда человек поднимал душевный взгляд. Магическое колдовство шаманов и их отзвук в средней и северной Азии — южная Азия, конечно, также заражена этим, но одновременно остаeтся и сравнительно свободной от этого — это упадочные формы древнего воззрения на Плерому. Физически-чувственное колдовство выступило на место участия человеческой душевной деятельности в божественном мире Плеромы. Что душа должна делать и некогда делала — этого пытаются достичь с помощью чувственно-физических колдовских средств. Целиком ариманической стала деятельность Плеромы на Земле в том, чем здесь стали заниматься. ... Т.обр., если перемещаться от Урала и Волги далее на восток, то мы там находим примыкающий к человеческому земному миру астральный мир, где в столетия от позднего средневековья и до настоящего времени практикуется ариманизированная магия некими духовными существами, которые в своeм эфирно-астральном строении хотя и стоят над человеком, но своим душевным и духовным строением остаются ниже человека. Через всю Сибирь, через Среднюю Азию, через Кавказ, повсюду там в мире, непосредственно граничащем с земным, ужасные ариманические эфирно-астральные существа занимаются коренящимся в астральном и земном ариманическим колдовством. И это действует заражающе на людей..."
     Исходя из духовного созерцания природы, греки говорили о фавнах и сатирах, вотканных в земное свершение. "Те фавны и сатиры, примерно на переходе от III-го к IV-му христианскому столетию, все перебрались в области Урала и Волги и на Кавказ. Это стало их родиной. Там они проделывали своe дальнейшее развитие". По другую (европейскую) сторону этого космического занавеса развивались только мысли, диалектика, логика, идеальные понятия о земном мире, "всe то, что означает человеческое наслаждение, человеческое удовольствие, хорошее самочувствие в чувственном бытии. В чистое употребление рассудка, который развивался, примешивались земно-человеческие, люциферические вожделения.
     Но благодаря этому рядом с тем, что развивалось как стремление к разуму и идеальному праксису, непосредственно на границе земного мира развился другой, астральный мир: развился астральный мир, который, так сказать, находился среди тех, кто так чисто, как Джордано Бруно или Галилей, а также и те, кто был позже их, стремились к выработке земного мышления, стремились к земным мыслительным максимам и мыслительной технике. Среди них возникли существа астрального мира, которые теперь вбирают в себя всe это, а также и религиозную жизнь. ... И так постепенно чисто мыслительные стремления получили чувственно-физический характер. ... Земные удовольствия людей (в XVIII в., особенно в XIX в.), ставшие рафинированными, связанные с рафинированным познанием благодаря мыслительной технике, развили в людях элемент, ставший питанием для неких астральных существ; этот элемент исходил из мышления, ставшего необыкновенно острым, но обращенного на простое пронизание чувственного мира.
     Возникли такие теории, как марксистская, которая вместо того, чтобы мышление возвышать в спиритуальное, ограничивается простым плетением чувственно-физических сущностей, чувственно-физических импульсов. Это было чем-то таким, что постоянно увеличивало возможности для определeнных люциферических существ, ткущих на этом астральном плане, захватить человеческое мышление. Мышление людей стало насквозь пронизанным тем, что тогда мыслили некоторые астральные существа, которыми западный мир был столь же одержим, как Восток — наследниками шаманов.
     И так, наконец, возникли фигуры, которые были одержимы такими астральными существами, которые в остроумно-чувственное земное мышление ввели человеческие вожделения. Так возникли те существа, которые с астрального плана делали одержимыми собой ,i>Ленина и других его товарищей. ... На восток и на запад от Урала и Волги, на астральной территории Земли интенсивнейшим образом стремятся к некоему космическому браку существ. Жизненный воздух одних из них образует люциферическое мышление Запада, а у существ с востока до Урала, на примыкающей к тем областям астральной территории, жизненный элемент образует заземлeнная магия прошлой деятельности Плеромы. Эти существа ариманической и люциферической природы стремятся соединиться. И на Земле имеется совершенно особая астральная территория, на которой люди живут и имеют задачу всe это прозревать. И если они эту задачу исполняют, то исполняют нечто такое, что грандиозным образом возложено на них во всеобщем развитии человечества.
     Но если они отворачивают от этого свой взгляд, то изнутри, душевно становятся всем этим одержимыми, одержимыми тем пылким браком, который в космическом смысле заключают между собой азиатские ариманические существа и европейские люциферические существа, которые со всем космическим вожделением стремятся к соединению и порождают ужасно душную астральную атмосферу, делают людей одержимыми собой. Так постепенно на восток и на запад от Урала и Волги возникла астральная область, поднимающаяся непосредственно от земной поверхности, которая является земной астральной областью для существ, которые суть метаморфизированные фавны и сатиры.
     Когда мы сегодня смотрим на восток Европы, то видим не только людей, если хотим видеть всю действительность, но видим и то, что на протяжении средних веков и в новое время стало некоего рода раем для фавнов и сатиров, проделавших свое развитие, метаморфозу. ... нижняя часть их тела козлиная, совершенно по особому одичавшая, так что наружу она выступает, благодаря вожделениям как светящаяся, блестящая козлообразная форма, в то время как вверху она имеет необыкновенно интеллигентную голову, голову, обладающую некоторого рода блеском, но которая является отображением всевозможного люциферического, рационалистической рафинированности. Облик — средний между козлом и медведем, рафинированный в вожделениях, и к нему притянуто невероятно умное физиономически человеческое. Таковы эти существа, населяющие рай сатиров и фавнов. ... И надо всем таким вот образом происходящим, я бы сказал, танцует отставшее человечество со своими притупленными понятиями и описывает только земное, тогда как в земном развeртываются подобные вещи, которые поистине не менее принадлежат этой действительности, чем те, которые человек видит чувственными глазами и может понимать чувственным рассудком.
     Что разыгрывается между Азией и Европой, впервые можно понять, лишь поняв это в его астрально-духовном аспекте, можно впервые понять, рассмотрев то, что как упадочный шаманизм осталось от действительности в Средней и Северной Азии, что там как современный декадентский магизм вожделенно стремится к космическому браку с тем, что на внешнем основании получило имя большевизм. Да, к западу и к востоку от области Урала и Волги стремятся к браку магизм и большевизм. Что разыгрывается там, является человечеству потому непонятным, что оно принимает своеобразную форму мифа, потому что люциферически-духовное большевизма соединяется со ставшими совершенно декадентскими формами шаманизма и переходит в области, лежащие за Уралом. С запада на восток, с востока на запад разыгрываются, т.обр., события, являющиеся, по сути, событиями рая сатиров и фавнов. ... Внешне, можно сказать, это выглядит так, что скопляются облакообразные духовные облики, чем далее они проникают на восток к Уралу и Волге; при этом нижняя часть их тела остаeтся неразличимой — впечатление такое, что эти облики, скопляясь, выглядят вожделеющими, рафинированными головами, как если бы человек утратил остальное тело и стал одной головой. С др. стороны, с востока, к области Урала и Волги идут метаморфизированные сатиры и фавны, чья козлиная природа стала медвежьей природой, и которые чем дальше идут на запад, тем больше теряют головы; и в астральной сфере совершается их брак. ... Так возникают эти метаморфизированные, снабженные сверхчеловеческой головой образования, так возникают в астральной сфере эти метаморфизированные сатиры и фавны. Они жители Земли, как и физические люди. Они движутся внутри того мира, в котором движется и человек. Они соблазнители и искусители физических людей; поскольку могут делать людей одержимыми собой. Тогда случается так, что люди верят, будто всe, что они делают, происходит от их собственного существа, тогда как в действительности они это делают в этой области потому, что внутренне, в крови, они пронизаны такими существами с медведеобразными телами, идущими с востока, и со сверхчеловеческими метаморфизированными европейскими головами.
     Подобные вещи сегодня подобает постигать с той же силой, с какой некогда формировались мифы. Ибо лишь когда мы сможем сознательно войти в область имагинативного, мы сможем сегодня понять то, что мы должны понять, если хотим и должны сознательно стоять в развитии человечества". 225 (7)

     Перейти на этот раздел

  

411. Вудро Вильсон написал книгу "Новая свобода", где он критикует современную цивилизацию за то, что в ней не может осуществиться свобода. И можно увидеть, что "в отношении критики социальных отношений с точки зрения реализации в них ныне свободы Вильсон повсюду созвучен с Лениным и Троцким, несмотря на всe различие следствий, которые они из этого извлекают". Вильсон сравнивает свободу с движущимся кораблeм, который плывeт тем свободнее, чем точнее его машины и всe устройство приспособлены к движению ветра и волн, чем меньше он испытывает от них препятствий для движения. Так в свободном человеке всe должно быть подогнано к внешним социальным отношениям, и он тогда не будет встречать в них помехи для своей свободы. 329 с.234

     Перейти на этот раздел

  

2. Революция в России

Большевизм и 8-й вселенский собор

867. "XII в. имел своего Бернарда Клервосского, наше столетие — таких, как Ленин и Троцкий. Как тогда действовала склонность к сверхчувственному, так в этих обликах живeт ненависть к сверхчувственному, хотя выражают это в других словах. Это тeмная изнанка тех времeн: там — излияние человеческой души в Божественное, здесь — излияние человеческого существа в животное, и это как единственное хочет закрепить социальная структура". Наше время верит в теории и программы. Но дело совсем не в них, ибо действуют силы, не зависящие от их содержания. "Вы не поймeте большевизма, если не знаете, как он стал последствием 8-го экуменического собора 869 года. Вы не поймeте его, если не увидите его как порождение усыхающих сил познания сверхчувственного мира".
     "Кто читает современные социалистические сочинения ... тот находит в них большое сходство ... с писаниями тех, кто пишет из церковных принципов католицизма".
     "Всю науку объяснить исходя из буржуазии, а всe духовное развитие — только исходя из классовой борьбы. Этот принцип есть следствие католического принципа. Большевизм в той форме, в которой он выступил, вероятно, долго не проживeт, но с тем, что таится за ним, всему человечеству придется очень долго иметь дело; и для тех, кто знает взаимосвязи, нет ничего удивительного в том, что заря большевизма взошла в том месте, где человеческое мышление, каким оно протекает животно, жило под крылом министра культуры ортодоксальной религии..."
     "В животно организованном социализме необходимо видеть оформление того, что образовалось в 4-й послеатлантической культуре. Там содержится нечто люциферическое: там есть люциферический наследственный грех. А то, что развивается теперь, есть наказание за тот наследственный грех, наказание такого рода, что те способности, которые человеку позволяли обращаться к сверхчувственному, у него исчезли, он стал не способен обращаться к сверхчувственному, в нeм развились ненависть и ужас перед сверхчувственным. И это уже не просто ненависть и наследственный грех, это уже наказание за то, что люди сами отвернулись от сверхчувственного". 181(20)

     Перейти на этот раздел

  

872. "Людьми, наиболее интенсивно усвоившими ощущения и представления в их средневековой форме, являются сегодня широкие круги распространившихся по всей земле социалистов. В этих кругах вырабатываются формы представлений, выражающиеся целиком в колоссальной вере в авторитет, в самоподчинении всему, что попросту творится в этих кругах сильной рукой авторитета. Только благодаря этому стало возможно, что такие люди, как Ленин и Троцкий, на востоке Европы — и это движение с ошеломляющей быстротой распространяется в Азию — с помощью нескольких тысяч человек установили тиранию над миллионами людей, тиранию, равной которой не знали худшие времена восточных тираний". 197(3)

     Перейти на этот раздел

  

Марксизм и ленинизм

895. "Ленин — действительно достойный последователь Маркса". 192(15)

     Перейти на этот раздел

  

897. Первая фаза социалистического строя — это замена буржуазного строя пролетарским. "Очень интересно, как Ленин прямо высказывается об этом. В своей работе "Государство и революция" он, например, говорит, что должно наступить нечто такое, что являлось бы буржуазным строем, буржуазным государством без буржуазии. ...Здесь вы видите то, что я подчeркивал не раз: люди, мыслящие ныне социалистически, выступают лишь как наследники буржуазии". Ленин говорит, что в первой фазе вся разница будет состоять лишь в том, что раньше вели вы, а теперь будем вести мы. "Но мы будем делать то же самое, что и вы — создадим буржуазное государство только без буржуазии. Каждый будет вознаграждаться за свою работу, но неравенство останется".
     Во второй фазе, как полагают и Карл Маркс, и Ленин, государство отомрeт, отпадeт нужда в правовом государстве. Отпадeт лозунг: кто не работает, тот не ест. Каждый сможет жить согласно своим способностям и потребностям. Каждый тогда захочет работать согласно своим способностям, поскольку в первой фазе, благодаря цивилизованному быту, все привыкнут рассматривать работу не как необходимость, но иметь к ней тягу. Каждый будет жить по потребностям. "Таков высший строй. Переходы, которые здесь необходимы, поскольку буржуазное государство, чтобы отмереть, должно развиваться до своего конца, ведут к состояниям, о которых, с одной стороны, говорят: "Ignorabimus" (неведомое), т.е. мы этого не знаем, — а с другой стороны, утверждают: они будут второй, высшей фазой социализма". Это абстрактный идеал. Сначала буржуазный строй придeт к концу, доведeт себя до абсурда, государство отомрeт; через этот процесс будет выращена порода новых людей с привычками работать по способностям и жить по потребностям. "И на какой вере всe это покоится? На суеверии относительно хозяйственного строя! С одной стороны, капитализм рождает хозяйственный строй безо всякой духовной жизни, а только с идеологией. Это состояние социализм хочет довести до вершины. Всe прочь, кроме хозяйственной жизни! А затем, как он считает, явится новая порода людей". Симптоматично высказывание К.Маркса, что он сам не является марксистом. Это важно в связи с рассмотрением вопроса, как люди формируют мысли, а не что они говорят.
     "Те указания, что вы получаете из Духовной науки о социальном организме, вы будете напрасно искать у Карла Маркса. При его способе образовывать мысли об этом не может быть и речи. Если вы в сочинениях Карла Маркса исследуете политэкономические взгляды на социальное устройство, то вам станет совершенно ясно: о социальном организме Карл Маркс не развил ни одной новой мысли. Оригинальных мыслей о том, каким должен стать мир, Карл Маркс как раз и не создал. Он исследовал: как думали люди, создавшие современную капиталистическую эпоху, как выработались вопросы заработной платы, капитала, земельной ренты и т.д. при капиталистическом господстве. Он расчленил политэкономию капиталистического господства. Важнейшие представления, которые Карл Маркс дал пролетариату, вы найдeте уже у Рикардо и др."
     Он показал, что при капиталистическом господстве выработался особый класс, пролетариат. Он также показал, куда ведeт себя капиталистическое господство, доказал, что оно ведeт себя к абсурду и на своей вершине превратится в свою противоположность: путeм централизации оно становится государственным капитализмом, государство делается единственным большим капиталистом. Один совершенно принципиальный вопрос об отношении пролетарского мира к государству оставлен в марксизме более или менее в тумане. "Именно потому среди социалистов образуется так много партий, борьба между которыми доходит до ножей, что именно отношение пролетариата к государству... понимается по-разному. Здесь сталкиваются разные течения. Мы коснeмся только одного пути, тянущегося от Карла Маркса к Ленину. Ленин утверждает, что он истинный марксист, лучше всех понимает Карла Маркса. В то же время множество других социалистов, также считающих себя марксистами, называют Ленина отступником, предателем и другими именами... Существенное в мыслеформах Карла Маркса состоит в том, что ... у него совсем нет позитивных мыслей о том, как должно обстоять дело; в его мыслеформах есть нечто растворяющее, разлагающее. Карл Маркс попросту заявляет: ваши капиталистические мыслители говорят и поступают так-то, из этого должно последовать нисхождение. Затем пролетариат окажется наверху. Что пролетариат там будет делать — этого я не знаю, и другие этого не знают, там это будет видно. ...
     Если вы рассмотрите всe это, то получите мыслеформу. Она заявляет о себе повсюду во внешнем мире, воспринимается и продумывается; но когда эти мысли приходят к концу, то они уничтожают себя, приходят к ничему, уходят в ничто. Кто это ощутит, тому это сильно бросится в глаза. Кто изучает Карла Маркса, тот находит повсюду: он исходит из каких-либо мыслей, но это не его мысли, однако они принадлежат новому времени. И затем человек ввергается в пучину мыслей, которые его сбивают с толку, выносят во что-то разрушительное, где ничего нельзя установить. Исключительно интересно, как эта заколоченная Карлом Марксом мыслеформа являет свою высшую потенцию — можно сказать, гениальную потенцию — у Ленина. Ленин так трактует Маркса, что тот был абсолютным врагом государства, что он исходил из мысли: если должно быть устранено подавление пролетариата, то государство, каким оно сложилось исторически, должно быть упразднено. Это интересно, поскольку именно те, кто рассматривал Ленина как своего противника, всe хотели взвалить на горб государству, каким оно сложилось исторически". Так фанатики государства противостоят Ленину, который хочет постепенного отмирания государства. "И если рассмотреть, как Ленин здесь мыслит, то можно прийти к мыслеформам, которые в нeм живут. Ленин мыслит так: пролетариат — это единственный класс, который, когда другие доведут себя до абсурда, созреют для упадка, сможет взойти наверх. Этот пролетарский класс доведeт до высшего совершенства то, что выработалось как буржуазное государство. Пожалуйста, обратите внимание на мыслеформу! Ленин не говорит как анархисты: "Долой государство!" Это ему не нравится! Он враг анархизма, низвержение государства он рассматривает как величайшую бессмыслицу. Более того, он говорит: если развитие пойдeт и дальше так, как его ведeт буржуазия, то буржуазия скоро созреет для распада. Пролетариат овладеет государственной машиной — это его слова, — которую буржуазия основала для подавления пролетариата, усовершенствует еe, создаст совершеннейшее государство. Каким же свойством будет обладать совершенное государство? — спрашивает Ленин. И он считает себя истинным марксистом, когда даeт такой ответ: особенностью совершенного государства, когда оно возникнет, будет то ... что оно само себя приведeт к отмиранию. Современное государство может существовать только как творение буржуазного класса, поскольку оно несовершенно; если же пролетариат сделает его совершенным, если пролетариат доведeт до конца то, что начала буржуазия, то тогда государство получит свой истинный импульс, который состоит в том, что государство умирает, само себя упраздняет.
     Это только характерная мыслеформа в мышлении Ленина. Вы видите, как возрастает здесь потенция того, что нашeл Маркс: образуемая мысль изливается в ничто. Ленин очень реалистический мыслитель, он исходит из хода истории и приходит к выводу: государство должно быть усовершенствовано, оно не отмирает ныне только потому, что оно несовершенно; отсюда оно берeт свою жизненную силу. Сделав его совершенным, пролетариат положит этим основание его отмиранию". Вы видите, как из действительности формируется представление и в Восточной Европе обретает тенденцию стать действительностью. Пролетарии там говорят: буржуазное государство подавляло нас, усовершенствуем его, и оно отомрeт. "А затем возникнет то, что должно возникнуть, о чeм ни один человек, как говорит Ленин, не может ничего знать. Социальное "ignorabimus", вот что проистекает из этого социализма". И интересно теперь отметить, что социальные представления ныне образуются из естествознания, приведшего со своей стороны к этому неведомому. "Эту взаимосвязь необходимо правильно увидеть. Без всего того, чему учат в буржуазных университетах естественнонаучные "мировоззрители", не было бы никакого социализма. Социализм — дитя буржуазии. Таковым же является и большевизм. Такова внутренняя взаимосвязь, и еe необходимо прежде всего понять. И если уяснить себе эту мыслеформу, то тогда можно подойти к одному важному пункту в образе мыслей такого человека как Ленин. Особое значение он придаeт тому, что внутри буржуазного государства выработался бюрократизм, военная машина, как он это называет. Эта бюрократическая военная машина возникла потому, что была нужна правящим классам для подавления пролетариата. Поэтому радикальное крыло социализма, большевизм, хорошо знает: то, чего он хочет, можно добиться только с помощью вооружeнного пролетариата" (приводится пример с парижской коммуной, которая могла существовать, пока ей хватало вооружения). Но что происходит, когда пролетариат теперь вооружeн? — Пробуждение из глубокого социального сна. Упраздняется буржуазное государство. И в этой связи опять же интересны мыслеформы современных социалистических мыслителей.
     "Ленин, например, указывает, что место чиновников и военной иерархии должен заступить некий род администрации, которая только состоит из избранных; и далее он указывает, что при тех обстоятельствах, как они сложились к настоящему времени, для управления государством не нужно иметь в голове ничего больше, чем обычное современное школьное образование. И он употребляет примечательное выражение, которое говорит о многом. Ленин говорит, что называемое ныне государством, должно быть так преобразовано, чтобы возникла одна большая фабрика со всеобщей бухгалтерией. Чтобы всe это могло действовать и его можно было контролировать и т.д., достаточно знать четыре действия арифметики, которые даeт всеобщее школьное образование.
     Над подобными вещами не следует просто насмехаться, но нужно уяснить себе, что ведь эти воззрения есть также не что иное, как последствие буржуазного развития". Ведь и руководители капиталистических предприятий большей частью не имеют в голове более того, чего требует Ленин. Если бы нашлись люди, на которых пролетарии могли бы взирать как на заслуженные авторитеты, то всe сложилось бы иначе. 189(3)

     Перейти на этот раздел

  

901. "Как кометы, взошли ученики Соловьева, когда началась русская революция. Они хотели обновления душной, сумеречной, надломленной духовной жизни. ... Освобождения хотели те, кто были истинными учениками Соловьева: Картахов, Самарин. Они хотели от первых вспышек революции возжечь духовное движение в России. Но всe заполнило то направление, что дико искореняло всe духовное и представителем которого был Ленин, этот могильщик всякой духовной жизни".
     "Такова судьба времени, в котором нисходящее хочет заявить о себе рядом с восходящим — нисходящее тогда облекается в маску восходящего. Это должно быть точно увидено. Тогда в Ленине должен быть увиден прежний царь, лишь выступающий в другой маске, тот же образ мышления, что был у прежнего царя, только дополненный ещe другим, мeртвым, выражающим себя в негодных ни на что словах. Должна быть увидена метаморфоза царизма в ленинизм на русском Востоке. Должно быть распознано, что выступающее внешне противоположно самому себе во внутреннем. Отношения современности разглядеть нелегко. Происходящее таково, что оно напоминает человека, который с улыбкой подходит ко мне, выражая во взгляде банальную миловидность, с миной, желающей обременить (обязать) меня, а я обязан сказать ему: несмотря на твою маску, несмотря на твои блестящие глаза, твой исполненный симпатии смех, ты — дьявол! Это требуется от современных людей — отыскать истину при труднейших обстоятельствах". 192(13)

     Перейти на этот раздел

  

910. "Социалистический эксперимент в России уже начался. Сегодня он уже потерпел неудачу, как вы знаете, его можно рассматривать как потерпевший крушение. Его защитники, как это вообще свойственно людям, более папствуют, чем сам папа, более ленинисты, чем сам Ленин, ибо сам Ленин сегодня уже знает совсем хорошо, что далее ему не пойти с тем, что он натворил. Почему он не может идти далее? — Потому что он упустил свободно поставить духовную жизнь на еe собственной основе". 192(9)

     Перейти на этот раздел

  

1280. "Было бы очень полезно современным жителям Средней Европы посматривать на Восток, ибо то, что будет развиваться на востоке Европы, сегодня полностью маскируется, полностью подавляется. Что в настоящее время установлено в Восточной Европе — это, естественно, является противоположностью тому, что там должно развиваться. Ибо то, что, например, установлено в т. наз. Великороссии, есть борьба против всех духовных основ человечества, тогда как определенные духовные основы человечества должны развиваться как раз на Востоке. Но наше время не склонно держать глаза действительно открытыми, а рассудок бодрственным в отношении того, что происходит вокруг. ... О таких людях, как Ленин и Троцкий, уже наши сов­ременники должны быть в состоянии судить как о больших, интенсивных врагах истинно духовного развития человечества, каких еще не знали никакие времена, ни ужасные времена римского цезаризма, ни худшие времена ренессанса. Например, Борджиа, описанный в истории как борец с духом, — поистине маль­чик-сиротка по сравнению с тем, что коренится в таких людях, как Ленин и Троцкий. Эти вещи, вообще говоря, ускользают от современных людей, однако же необходимо, чтобы на них обращали внимание. ... Од­нажды должно быть со всей твердостью выработано суждение, что в сравнении с современными событиями тот отпечаток, что получили римский цезаризм или история ренессанса, отныне должен быть назван "историями об институтках". ... Итак, если хотят увидеть подготовляемое на Востоке, необходимо, естественно, об­ратить внимание на то, что особенно скрывают от спящего рода человеческого, прячут куда сильнее, чем прятали некоторое время тому назад. Востоку следует приобрести больше суждений о его духовных творцах, в которых постоянно можно находить много правильного из того, что можно назвать зачатками истинного понимания европейского Востока. Этот европейский Восток постепенно, конечно, не в ближайшем будущем, породит людей, которые выработают взгляд на повторные земные жизни, но иным образом, чем это было опи­сано в отношении Запада. На Западе имеет место род борьбы с повторными земными жизнями; на Востоке бу­дет акцептирована, принята истина о повторных земных жизнях. На Востоке разовьется тоска по такому воспитанию человеческой души, чтобы она замечала ... как в ней живет нечто, идущее от одной земной жиз­ни к другой. В воспитании будет указываться на определенные вещи, которые именно люди Востока будут исключительно сильно переживать. Уже детям будут указывать на то, что коренится в человеке, что может быть почувствовано и что не исчерпывается в телесной жизни. Старший, воспитатель будет говорить юному: почувствуй себя, что ты чувствуешь в своей душе? — И когда этот вопрос будет сформулирован в различной форме, юный придет к тому, что скажет: я чувствую, как будто бы там есть что-то такое, что уже раньше было на Земле, прошло через смерть и в будущем придет сюда снова; но это совсем смутное чувство". С помощью дальнейших бесед юный поймет: "то, что я здесь чувствую, что живет всегда, это раз­рушает мое мышление, это не дает мне мыслить, это хочет мысли во мне убить". Затем придет очень важное, естественное чувство, чувство того, что в человеке есть нечто, идущее от жизни к жизни. "Я чувствую нечто во мне, что является моим вечным, но я чувствую это почти как убийцу моих мыслей". Возвещение этого можно найти уже у Достоевского, чувство некоего внутреннего убийцы мыслей.
     "Постепенно начнут чувствовать душу рассудочную, или характера, как нечто, лежащее далеко позади и убивающее мысли. ... Эти души будут считать себя внутренней могилой своего собственного сущест­ва, но такой могилой, благодаря которой создается место для откровений духовного мира; и тогда явится следующее чувство. ... Души скажут себе: это истинно, когда я мое вечное, идущее от жизни к жизни, ощущаю так сильно, что оно как бы убивает мысленное напряжение, мои мысли устраняются, а божествен­ные мысли струятся и распространяются над могилой моих собственных мыслей. — Придет Самодух. Душа со­знательная ступит в могилу, и Самодух выступит таким образом. — Я не пытаюсь схематизировать: здесь душа сознательная, там приходит Самодух; но я хотел бы ввести вас в человеческую душу, ка­кой она будет, когда Я постепенно ощутит переход от души сознательной к Самодуху. ... Человек ста­новится пустым (освобождается от того, что вошло в него в греко-латинскую эпоху, от мыслей), но не напрасно: в пустоту постепенно войдет новое духовное откровение — сначала в тонкой форме, — и в человеческой душе оно распространится как Самодух. Подобные вещи не происходят без значительной внутренней душевной драмы, душевной трагедии. Бессчетное число людей именно на Востоке переживут глубокую внутреннюю душевную трагедию, глубокое внутрен­нее душевное страдание благодаря тому, что они почувствуют: мой внутренний человек убивает мои мысли. — И определенная усталость, определенное затмение найдет на людей, поскольку ощущаемое ими как идеал, который людям следует искать, не принесет какого-либо освобождения на первых порах, но скорее некое затмение, отмирание, внутреннюю усталость.
     Чтобы эти отношения увидеть объективно, так увидеть, чтобы и понять, мочь ориентироваться в них, для этого существует среднеевропейское человечество. Оно тогда исполнит свою задачу, когда всмотрится в такие отношения. Для этой цели оно должно вспомнить то, о чем я говорил в моей книге "О загадках человека", вспомнить о том духовном течении, которое развито Фридрихом Шлегелем, Шеллингом, Гегелем Фихте, Гете. Но для этого воспоминания нужно немало. Взять хотя бы один пример: многие ли в современ­ном мире понимают духовный облик Гете? или родство нашего дорнахского строения с духовным обликом Гете?" 181(17)

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 309280 не найден.
     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 309290 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

931. Вожди рабочих типа Ленина, Троцкого, Луначарского, — "в их истинной воле не содержится стремления к счастью и благополучию масс, но себе и между собой они говорят примерно следующее: широкие массы народа глупы и постоянно охвачены страстями; с ними ничего нельзя сделать, как только тиранизировать их; и не будет ничего случайного в том, что мы также прибегнем к тирании, зовут ли нас царeм Николаем или Лениным ... для нас всe дело заключается в захвате правительственного кресла!
     В тот момент, когда это понимание войдeт в широкие круги, многое станет ясным. Тогда придeт время, в которое в социальную жизнь сможет действительно войти социальный праксис", о чeм говорится в "Коренных пунктах социального вопроса". 76 с.189

     Перейти на этот раздел

  
Ошибка! Фрагмент 600610 не найден.
     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru