Главная / Предметный указатель / /
ЗАПАДНАЯ Европа — борьба с духом |
264. В 1912 г. в Лондоне основана новая наука: евгеника*. Предполагается оздоровить человеческий род, соединяя мужчин и женщин по законам, которые должны быть найдены из связи политэкономии и антропологии. "Да, об этих вещах следует поразмыслить. Идеал этого конгресса, на котором председательствовал сын Дарвина**, состоит в том, чтобы различные классы общества исследовать на предмет величины черепа: какой он у богатых, какой у бедных, насколько крепко противостоят усталости богатые и бедные и т.д." Затем в будущем предполагается точно определить заранее, какой человеку следует иметь череп, как человек должен выглядеть, какую меру усталости он должен испытывать. "Это всe шумы, естественные шумы в мозгах, освободившихся от души, шумы тех идей, которые обладали реальностью в Атлантической эпохе. Тогда действительно было так, что в силу определeнного закона можно было влиять на величину человека, на его рост путeм всевозможных скрещиваний и перекрещиваний". Варьируя соединение мужчин и женщин тогда можно было производить разных существ, как теперь это делают с растениями. "Через это в Атлантиде возникли черно-магические безобразия. И порядок восстановился только с образованием классов, когда эти вещи были отняты у людей. И таким образом возникли нации, возникли современные расы". Теперь национальные вопросы вновь шумят как отзвук Атлантической эпохи в обездушенных мозгах. Теперь пишется множество статей такого рода: Ницше с точки зрения психиатрии, Конрад Майер с точки зрения психиатрии, Гeте с точки зрения психиатрии и т.д. Умея читать между строк, можно почувствовать, что авторы этих статей хотят сказать примерно следующее: жаль, что этого человека не лечили в нужное время. Если бы его лечили в правильное время, то он не написал бы тех вещей, которые, например, написал Конрад Фердинанд Майер, написал только в силу болезни". 177(5)
_________________________________
* Евгеника введена в научный обиход Френсисом Гальтоном (1822-1911) через серию своих статей,под общим названием" наследственный талант и гений", появившихся в 1865 г.
** Леонард Дарвин(1850-1943), с 1911 по 1929 г. был председателем "Евгенического воспитательного общества, в 1926 г. опубликовал книгу "Необходимость евгенической реформы". Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 302720 не найден. Перейти на этот раздел
1448."В России дело обстоит так, что о том, чем, собственно, является интеллигенция, там спорят. ... В России интеллигентным называют не того, кто многое изучил. ... Мы не можем позволить себе не причислить к интеллигенции торговцев, государственных служащих (и т. п.). Не то делает русский ... интеллигентный человек. Он должен быть у русских таким человеком, который пришел к определенному самосознанию, который пробужден. Государственный служащий, многому обученный, имеющий суждения о многих вещах, не обязательно может быть пробужденным человеком. В то же время, рабочий, размышляющий о своей связи с общественным строем, является пробужденным в отношении своих размышлений о своем месте в социуме, является интеллигентным. ... Интеллигенция — это бодрствование. Это было особенно замечено некоторыми членами т. наз. партии кадетов, что эта вера в пробужденность является основанием того, что определенное высокомерие, определенную переоценку себя, несмотря на все другие смиренные качества, можно видеть у русских интеллигентов. Интеллигенция в России занимает совершенно особое место в развитии человечества. .. Они предохраняют ее (интеллигенцию как духовную субстанцию. — Сост.) от всего инстинктивного. Она не должна — так думает русский — позволить искромсать себя всяческим человеческим инстинктам; не следует также думать, что путем воспитания интеллигенции может быть достигнуто что-то особенное. Русский хочет — естественно бессознательно — сохранить интеллигенцию до прихода 6-ой послеатлантической эпохи, своей эпохи, чтобы тогда он не был через эту интеллигенцию стянут вниз, в инстинкты, но смог бы эту интеллигенцию поднять туда, где будет цвести Самодух". "Та конфигурация, тот характер, которыми сегодня обладает русская интеллигенция, — они приобретены благодаря тому, что интеллигентно развитые русские, которые хотели быть пробужденными, прежде всего подавлялись полицейской властью. Они были вынуждены вплоть до мученичества защищаться против этой полицейской власти. Это можно осуждать, но об этом также необходимо образовать и непредвзятое суждение: специфический характер русской интеллигенции, которая именно хочет сохранить себя для будущего спиритуального импульса человечества, целиком обусловлен полицейским подавлением, доходящим до мученичества. А потому, разумеется — русские писатели это постоянно подчеркивали, — русская интеллигенция, желая сохранить себя для будущих времен, содержит в себе нечто чуждое миру, нечто такое, что нелегко находит связь с жизнью, что направлено совсем на другое, чем на непосредственно пульсирующее в мире. ... Можно сказать: на Западе интеллигентам протежирует полиция, а на Востоке интеллигенты полицией сдерживаются. ... речь здесь идет только о констатации фактов. ... Люди (на Западе) должны, исходя из своей интеллигенции, быть причастными к социальной структуре и т. д. В России же, безразлично, при царе или при Ленине, интеллигентов подавляют полицейскими методами и будут этими полицейскими методами еще долго подавлять. Вероятно, именно в этом и скрыт секрет их силы, что они полицейски подавляются. ... Можно сказать: в России интеллигентов преследуют, в Средней Европе — приручают, в Западной Европе интеллигенты рождаются прирученными. ... В Англии и Америке в отношении правового государства, в отношении внешней политики, а также в отношении социальной структуры интеллигенты уже рождаются прирученными. В Средней Европе их приручают. На Востоке они могут гулять вольно, но их будут преследовать. ... В эпоху души сознательной должна быть увидена эта дифференциация и найдена возможность для человека выйти за ее пределы. Это можно сделать двояким образом, идя в практическую жизнь. Во-первых, — путем знания об этой дифференциации. ... Во-вторых, — когда оказываются в состоянии, если желают быть практичными, некоторым образом со всеми своими человеческими переживаниями переступить через эти абстракции и посчитаться с различиями между людьми". 186(10) Перейти на этот раздел
|