BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная / Предметный указатель / /

ЖИЗНЬ после смерти — и оболочки

305. "Принадлежащее к нашей голове тело на эфирном уровне является телом животного. Там мы поистине имеем вид кентавра. Этот кентавр мудр, поскольку в нем живут космические ритмы, и в то же время в нем живут дикие животные инстинкты. Лишь в следующей инкарнации кентавр превращается в человеческое. И для этого превращения человек нуждается после смерти в связи с животным царством, как низшим из всего, в чем он тогда живет". 179 (4)

     Перейти на этот раздел

  

456. "После смерти человек изливает все мыслительное, минерально-мыслительное, которое он взял с собой, в минеральный мир вовне. Благодаря излиянию мыслей постепенно начинают вытесняться во­левые импульсы, содержание чувств. Все это тогда пронизывает человека содержанием растительного со­знания. Человек сначала подходит к соучастию в работе в растительном царстве внешнего мира, а когда он снова начинает втягиваться в себя, то работает с животным сознанием из групповой душевности живот­ных и образует свои органы, которые он окружает оболочкой, сотканной из мыслительной материи. И это уже хочет сойти вниз, в физическое бытие".

     "Животное сознание нам не следует рассматривать так, будто оно действует в обратном направлении, но мы должны сказать, что оно действует снизу вверх, в групповой душевности, в групповых душах животных (красная стрелка)".
     "Как для мира душ человек приносит нечто в своем астр. теле, благодаря чему он совершает странствия в обратном направлении по отношению к его земной жизни, так приносит он с собой нечто из космоса, что затем пронизывает его эф. тело. С астр. телом человек вносит земной плод в космос, с эф.телом — небесный плод в земное; с этим плодом связа­на его карма".
     "Весь космос, нек.обр. втянутый душевно-духовно, становится человеком; то, что здесь становится человеком, снова выдыхается духовно-душевно и распространяется в кос­мосе, пока не достигнет его периферии, а затем снова воз­вращается назад и образует человека. В человеке можно видеть отображение мира, а в мире — тонко растворенное человеческое существо. Так что объемлющее человека и мир познание можно выразить в изречении:

Человек, ты являешься стянутым образом мира.
Мир, ты есть в дали излитое существо человека". 207 (7)

     Перейти на этот раздел

  

719. "Древние говорили: из средоточия Земли в Универсум идет линия, которая для каждого человека, даже для каждого момента времени иная, линия, по которой человек выпрямляется, ориентируется в вертикальном положе­нии. Но она постоянно проходит от центра Земли в Универсум. Это важная силовая линия в человеке. Она действует в нашем физ. теле пока длится наша физическая жизнь, ибо здесь физическая сила тяжести нашего тела дает ей равновесие. В тот момент, когда физическая сила тяжести больше не действует так, как она действует в живом теле, с того момента, как живое тело становится трупом, эта силовая линия, идущая от центра Земли в Универсум, развертывается так, что прежде всего вбирает в себя и не­сет частицы нашей материи. Естественно, частицы эти идут также и вслед за своей тяжестью, но если бы мы через долгое время исследовали, что с ними произошло, то обнаружили бы, что они распадаются в направлении этой силы даже столетия спустя. — Вторая сила, которую необходимо рассмотреть в данной свя­зи, есть та, что выражается в человеческой речи. Мы говорим, и всегда это есть определенное понужде­ние в артикуляции речи. Определенная центробежная сила пребывает в выдыхаемом воздухе, когда мы говорим. Эту силу духовно-научный исследователь видит как обвивающую первую линию. ... В основном она имеет спиральную форму, обвивается вокруг вертикальной линии. Имеется еще третья сила ... Если вовне во время речи развивается действие определенной центробежной си­лы, то во время мышления, которое отличает человека от животного, развивается сила, идущая в противоположном направлении. ... Через эти три силы, силу выпрямления и силы, действующие в речи и в мышлении, части человеческого трупа мало-помалу переводятся в Универсум. Навстречу этим силам, естественно, действует тяжесть и другие, например химические, силы. Но те три силы преодолевают их противодействие.
     То, что мы называем эф. телом, или телом образующих сил, также следует за этими силами ... и оно вскоре после смерти растворяется в направлении этих сил. Они необходимы лишь для фиксации момента смерти, чем человеку сохраняется воспоминание о земном Я. Они также являют ему закономерность растворения эф. тела. Без них человек не знал бы, что это его форма, а не чужая". 181 (11)

     Перейти на этот раздел

  

721. "Голову человек теряет — имеется в виду также и душевно — в самую первую очередь, когда про­ходит врата смерти. Головная организация перестает действовать. ... Но мысли остаются. Только они теперь пронизываются некой жизненностью. Они делаются смутными, сумрачными духовными существами, указывающими на мировые дали".216 (1)

     Перейти на этот раздел

  

722. "Во время связи человека с физ. телом внешний мир вступает в сознание в отображениях. После отделения этого тела восприятию становится доступным то, что переживает астр. тело, когда оно не свя­зано с внешним миром при помощи физических органов чувств. Вначале у него нет новых переживаний. Связь с эф. телом мешает ему пережить что-нибудь новое. Но чем оно теперь обладает, так это воспоминанием об истекшей жизни. И эф. тело, которое еще существует, вызывает это воспоминание в виде обшир­ной, исполненной жизни картины. Это первое переживание человека после смерти. Он воспринимает жизнь между рождением и смертью как расстилающийся перед ним ряд образов ".13 (3)

     Перейти на этот раздел

  

725. Когда человек переживает после смерти панораму прошедшей жизни, то его эф. тело, астр. тело и Я бывают соединены вместе. При жизни их соединению мешает физическое тело.112 (6)

     Перейти на этот раздел

  

769. "Как здесь, в физическом мире, мы присоединяем к себе физ. тело, так между смертью и новым рождением мы присоединяем душевного человека; как здесь мы присоединяем эф. тело, или тело строящих сил, так там мы присоединяем душевную жизнь (Seelenleben) или жизненную душу (Lebensseele); и как в этом мире мы присоединяем астр. тело, душевное тело, так после смерти мы присоединяем индивидуальную душу (Jndividualseele), или душевное Я (Seelenselbst), Душесамость. Я выбрал эти выражения для того, чтобы их не спутали с тем, что иным образом человеком будет присоединено во времена Юпитера, Венеры и Вулкана и что подобно тому, о чем мы теперь говорим". После смерти человек должен вырабатывать жизнедушу и душевное Я. "И именно эти образы вырабатываются все более и более определенно, так что непосредственно после смерти умерший ощущает их как нечто будущее, что он во все большей степени будет разви­вать. Умерший имеет в этом отношении ощущение, что он должен вырабатывать душевного человека, над ним должен он работать; а жизнедуше он должен позволить развиваться. ... Она, естественно, уже здесь, как уже у ребенка присутствует рассудок, но ее нужно развивать, как у ребенка рассудок должен разви­ваться. Благодаря этому у умершего сразу после смерти выступает инспирирующая сила. Развиваясь, она становится все крепче и крепче. И помогая умершему, ему также помогают развивать эту инспирирующую силу. Ибо в образах следует постепенно кое-что говорить умершим. Эти образы должны стать большим, чем воспоминания о жизни, они должны говорить им новое, чего жизнь не могла им сказать. Ибо сказанное теперь должно стать семенем того, что умерший образует как следующую земную жизнь". После смерти че­ловек бывает окружен образами, "... происходящими из переживаний во время между последним рождением и смертью. ... И примечательно, что умерший сначала испытывает определенные трудности в развитии созна­ния, что это суть его образы. ... И деятельность сознания состоит в том, чтобы эти образы полностью признать как правомерно принадлежащие к нему". 181 (10)

     Перейти на этот раздел

  

772. "Эф. тело отторгается всеобщим мировым эфиром. Человек идет далее. И отдавая мировому эфиру свое эф. тело, он облекается теперь в то, что называется Самодухом. Это теперь является в некотором роде его внешним членом. В человека проникает неопределенный эфир; он облекает его неким родом Самодуха".
     "Можно сказать: этот Самодух как бы со всех сторон подступает к нам, и мы чувствуем себя в его середине. Затем человек живет далее... ( в своей Камалоке) где мы со своим астр. телом и Я облечены в Самодух. Этот Самодух есть некий род движущей силы. И она ведет нас назад... от смерти к рождению".
     Идя назад, "... мы приходим к пункту нашего рождения. Тогда мы облекаемся тем, что является, можно сказать, духовным противообразом того, что будет развито на Венере: мы облекаемся в Жизнедух.
     И этим Жизнедухом определяется дальнейшая жизнь. ... Самодух имеет дело, главным образом, с нашим существом, с нашей индивидуальностью, и он ведет нас далее ... в духовный мир. Иначе обстоит дело с новой оболочкой, с Жизнедухом. Когда мы слагаем астр. тело, то мы знаем: мы облечены Жизнедухом. Мы теперь замечаем также, что мы были постоянно облечены Жизнедухом и ранее, когда Самодух вел нас назад. Но замечаем мы это впервые только теперь... полностью пройдя Камалоку. И мы сознаем нечто примечательное: лишь благодаря тому, что мы облечены Самодухом, становится возможной наша жизнь между смертью и новым рождением".
     "В духовном мире мы должны постоянно перемещаться. Мы постоянно должны перемещаться с одного мес­та на другое. Это делает Жизнедух. ... Происходит это, конечно, ритмично, так что мы постоянно воз­вращаемся на одно и то же место. ... В духовном мире является правомерным, что нас ведет весь окру­жающий мировой организм. И, т. обр., подобно тому, как на Земле мы живем в одном месте, в духовном мире мы живем во всем окружении земной жизни. И когда мы переводимся с одного духовного места на другое... в нас насаждаются силы, необходимые для подготовки новой земной жизни".168 (2)

     Перейти на этот раздел

  

778. "Прежде всего мы имеем одну голову во всем развитии, и к ней причленяется остальное тело, которое завоевывает воля, приближаясь к имагинациям во время прохождения по жизни между смертью и но­вым рождением после момента Мировой Полуночи".205 (3.VII)

     Перейти на этот раздел

  

808. "Когда мы после смерти оглядываемся на наше эф. тело, то благодаря определенному ощущению, воз­никающему в связи с этим эф. телом, бросается в глаза, что часть его способностей связана со всем тем, что в сфере Земли подпадает тепловой смерти, растворяется. Эти силы находятся в нашем эф. теле, и это действенные силы, ведущие Землю к тепловой смерти... Второй род сил в эф. теле ... те силы, которые деятельны для Земли на всем протяжении ее существования, до той поры, когда она подпадет тепловой смерти. Это юные силы, связанные с тем, что Землю сохранит как зародыш, как семя в космосе и переведет в следующее воплощение. Но эту как бы обладающую силой семени часть эф. тела можно ви­деть лишь в том случае ... если человек приобрел определенное отношение к Существу Христа, к Импульсу Христа. Ибо она пронизана силами Христа, которые через Мистерию Голгофы излились в духовную сферу Земли".
     "Для людей с отчетливым я-сознанием, которое уже родилось у западных народов, есть нечто безутешное во взирании на свое эф. тело, когда можно видеть в нем лишь силы, разрушительные для земного развития, а не те, которые пронизаны субстанцией Импульса Христа. Это подобно жизни под постоянным страхом землетрясения или извержения вулкана, когда в жизни после смерти человек не видит в своем эф. теле юных зародышевых сил Импульса Христа".148 (11)

     Перейти на этот раздел

  

885. "Когда человек возвращается с Девахана, то его астральные, эфирные и физические силы организуются вокруг него согласно двенадцатиричным силам кармы. ... Они суть следующие:
1) авидья= незнание;
2) санскара = организующие тенденции;
3) виджнана = сознание;
4) кама рупа = имя и форма;
5) чатаядана = то, что конкретно делает рассудок;
6) спарча= соприкосновение с бытием;
7) ведана= чувство;
8) трич(ш)на= жажда бытия;
9) упадана= удовольствие от бытия;
10)бхава= рождение;
11)джати= то, что тянет к рождению;
12)джарамарана= то, что освобождает от земного бытия". 93-а (14)

     Перейти на этот раздел

  

6. Изменения в эфирном и астральном теле

784. Некий род духовной вытяжки из физ. тела берется в посмертную жизнь, тинктура — в терминологии средневековой мистики. "Но эта вытяжка физ. тела во всех жизнях является одной и той же, она репре­зентирует только факт, что Я было воплощено. Эссенция же эф. тела (после его отпадения) в разных жизнях различна, сообразно собранному в нем опыту, сообразно большему или меньшему его развитию".109(1)

     Перейти на этот раздел

  

785. "Эф. тело рано умершего человека излучает любовь, теплую любовь, теплое эфирное любви. Эф. тело человека, умершего в старости, излучает полное мудрости, полное света аурическое".163 (7)

     Перейти на этот раздел

  

791. "Это относится к судьбе нашей души, а также нашего астр. тела и нашего Я, чем они являются в духовном мире, — созерцать то, что человек сам направил в судьбу своего эф. тела, которое теперь не может быть изменено, когда отделено от физ. тела. Как ранее в чувственном мире взгляд человека обра­щался на облака, горы и т.д., так теперь после смерти он созерцает то, что заложил как основу своей душевной конституции и как образ мыслей в своем эф. теле. Оно становится теперь, по мере растворения, все более и более небосводом, на котором является все другое. Такова судьба человека после смерти: созерцать эф. тело".148 (11)

     Перейти на этот раздел

  

1614."Если ребенка постоянно бьют, то это действует не просто на физ. тело ... а на ас. тело. В результате этого ас. тело делается как побитая собака. Вы можете безошибочно отличить собаку, которую часто избивают, от собаки, с которой обращаются хорошо. Так же это бывает и с человеком. ... его ас. тело остается избитым на всю жизнь, ибо оно стоит еще на животной ступени. ... Физическое избиение оставляет в крайнем случае рубцы. Но физическое избиение — это не то, что избивает ас. тело, его избивает моральное впечатление. В ас. теле мы носим моральные впечатления всю земную жизнь". Если кого-то били в детстве, то его ас. тело выглядит как побитая собака, а если его бил воспитатель — случается и такое, — то его ас. тело напоминает льва. Внутренне, астрально человек получает тот или иной облик в зависимости от моральных впечатлений. У одного — рабская натура, в нем выступает что-то собачье, он позволяет делать с собой что угодно. У другого природа свободная, его ас. тело наиболее человекоподобно. Когда человек проходит врата смерти, то он в некотором роде становится тем животным, которое он вырастил в своем ас. теле: битый с детства — собакой, мужественный — львом и т. д. Но это не следует брать совсем в прямом смысле. Во время Камалоки человеческая душа приобретает лишь некое подобие того или иного животного (о реинкарнации же в виде животного не может быть и речи). 349(9)

     Перейти на этот раздел

  

  Оглавление          Именной указатель Назад    Наверх
Loading
      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru