Главная / Предметный указатель / /
ЖИЗНЬ после смерти — и материализм |
742. "При современных условиях развития человек, проходя врата смерти, берет с собой условия сознания, которые он создал себе между рождением и смертью. ... И если воспринявшие спиритуальные понятия правомерно входят в духовный мир, то отклонивший их должен будет в определенном смысле оставаться в земных отношениях, пока — а это длится долгое время — научится воспринимать столько духовных понятий, что через них сможет войти в духовный мир. Итак, воспринимаем мы духовные понятия здесь или нет — это определит наше окружение там. Многие же из тех — об этом можно говорить только с состраданием, — кто противится или мешает воспринять духовные понятия здесь, в жизни, вынуждены и как умершие оставаться около Земли, оставаться связанными с земной сферой. ... а если душа человека живет в земной сфере, она становится разрушительным центром".178 (7) Перейти на этот раздел
751. "С физическими представлениями в сознании человек после смерти становится разрушителем ... он становится центром разрушительных сил. ... Пока же мы в теле — мы можем иметь просто чувственные мысли, материалистические мысли: тело тогда является предохранителем".178 (1) Перейти на этот раздел
753. "Останетесь вы здесь, на Земле, "теплыми" в отношении знания о духовной жизни, то после смерти у вас не будет никаких глаз; тогда в жизни между смертью и новым рождением вы пойдете как в темной долине". 218 (15) Перейти на этот раздел
759. "Опаснейшая в развитии человечества возможность появилась для человека — благодаря тому, что он получает от интеллектуалистической цивилизации — потерять, по сути говоря, свое существо. Он идет навстречу опасности также и после смерти — несмотря на то, что он распространяется, получает впечатление разрастания — потерять свое собственное существо, свое Я. ... И для этого существа, для новых и для будущих людей имеется одно спасительное средство: мы можем, когда мы здесь, в чувственном мире, хотим постичь реальность, которая мышление делает настолько сильным, что оно тогда представляет собой не просто бледный образ, но обладает внутренней жизненностью, мы можем в человеке такую, идущую изнутри реальность познать только в том чистом мышлении, которое я в моей "Философии свободы" описал как лежащее в основе действий. В иных случаях во всем человеческом сознании мы имеем лишь явление чувств. Если же мы свободно действуем из чистого мышления, которое я изложил в моей "Философии свободы", если мы, т.обр., импульсы наших действий имеем в чистом мышлении, то возникающей в иных случаях видимости мышления, интеллектуалистическому мышлению, мы даем реальность благодаря тому, что оно кладется в основу наших действий. И это есть единственная реальность, которую мы из внутреннего можем вплести в чувственную видимость и взять с собой за порог смерти. Итак, что, собственно, мы берем с собой в посмертное? — То, что мы между рождением и смертью пережили в действительной свободе".207 (10) Перейти на этот раздел
765. "Через спиритуальные идеи и понятия мы приобретаем ту мудрость, которая нам необходима, чтобы по ту сторону (смерти) иметь свет; иначе все остается в темноте... Мудрость — это духовный свет. ... А если человек не усвоит никаких спиритуальных понятий, то ему придется уйти из сфер, где нужно светить, и возвратиться снова к Земле и странствовать как умерший, как разрушительный центр вокруг Земли, пока им не воспользуется черная магия для инспирации совершенно особого рода, для разрушительной деятельности на Земле. ... Еще человеку после смерти необходима способность любить, иначе нельзя развить правильного отношения к существам, которых можно видеть благодаря мудрости. Нужна любовь. Однако любовь, развиваемая здесь, на Земле, в существенном зависит от физ. тела, она есть чувство, она зависит здесь, в физическом мире, от ритма дыхания. Эту любовь нам не взять в духовный мир... Но в духовный мир можно взять силу той любви, которую в физическом мире вырабатывают через наглядное наблюдение, через жизнь с физическими существами. Любовь воспламеняется тем, что здесь, в физическом мире, развивается как понимание этого физического мира. И именно такие переживания, как переживания мировоззрений, связанных с современным естествознанием, если их воспринимают как ощущения, развивают там любовь. Любовь при этом есть нечто такое, что может быть и выше и ниже, в зависимости от сферы, в которой она развертывается. Если вы прошли сквозь врата смерти и должны как разрушительный центр остаться в сфере Земли, то вы хотя и развиваете много любви — ибо ваше пребывание в этой сфере и вызвано как раз связью с чисто натуралистическими понятиями, — но обращаете эту любовь на дело разрушения. Вы любите тогда именно дело разрушения, осуждены на то, чтобы наблюдать себя, как вы любите разрушительные дела. Любовь облагораживается лишь при восхождении в высшие миры, и любить можно то, что приобретаешь себе с помощью спиритуальных понятий".178 (2) Перейти на этот раздел
5. Характерные черты жизни после смерти
768. "В духовной науке можно в настоящее время описывать жизнь между смертью и новым рождением такой, какой она бывает, когда ариманическое влияние до известной степени преодолено. Так она и изображена автором ... И она должна изображаться так, когда надо сделать наглядным то, что может пережить человек в этой форме бытия, когда он завоевал себе чистый духовный взгляд на действительно сущее. В какой мере переживает это отдельный человек — это зависит от преодоления им ариманичеокого влияния".13 (4) Перейти на этот раздел
776. "Люди, целиком и полностью предавшиеся земной жизни, имеющие в своем существе нечто преступное, обладают небольшими возможностями поднять парус в океане звездного бытия; они очень скоро снова возвращаются в земную жизнь, лишь короткое время проведя между смертью и новым рождением. Другие, кто уже в земной жизни вырабатывал духовно-душевное, в течение долгого времени затем утончаются и совершенствуют его. ... Но люди также могут из самой земной жизни почерпнуть, например, побуждение, благодаря глубокому прозрению в то, что достигается в настоящем веке, воспринять в себя импульс и жертвенную волю — именно глубоко и духовно всматриваясь в мир — вернуться назад и вскоре снова соучаствовать в земном развитии. Ибо человек может, неся любовь навстречу духу, уже в земной жизни пять-шесть сфер, описанных выше (посмертное прохождение через круги планет), пройти ускоренно".227 (12) Перейти на этот раздел
797. "Здесь, на физическом плане, мы должны становиться все мудрее и мудрее, а там (в сверхчувственном) мы должны стараться так применять наше воление и наше чувствование, чтобы все больше и больше отнимать от этой мудрости, затемнять ее... То, что мы отнимаем от нее, мы можем превратить в нас самих, так что превращенная мудрость становится жизненными силами, которые влекут нас к идеалу человечества; и эти жизненные силы мы должны приобрести во время между смертью и новым рождением. Только тогда мы правильно идем навстречу новому воплощению, когда превращаем в жизненные силы обильно притекающую к нам мудрость... дабы в достаточной мере пронизать организующими духовными жизненными силами ту наследственную субстанцию, которую мы получаем от отца и матери". Когда мы встречаем после смерти материалиста, "... то видим, как обильно к нему притекает мудрость, так что он не может спастись от нее... (но) ему не удается сделать из нее реальности. Невероятная гора духа настигает его... он постоянно стоит перед опасностью, что не сможет снова вернуться в физический мир при помощи тех сил, которые он сам порождает". 153 (4) Перейти на этот раздел
818. "Кто в своих мыслях посвящает себя только материальному миру и совсем не желает познакомиться с нравственными идеалами, возвышающимися над простой необходимостью, не желает переживать настоящую человеческую любовь, не знает в бодрственном состоянии, что такое смиренная отдача себя божественно-духовному миру, такой человек при засыпании совсем не имеет сил для того, чтобы правильным образом прийти в соприкосновение со своим Ангелом. Это ангельское существо некоторым образом ожидает, сколько с каждым нашим засыпанием мы принесем идеальных ощущений, идеальных мыслей. И чем больше мы их приносим, тем более внутренним становится (наше) отношение к Ангелу во время сна". И все связанное с Ангелом мы проносим сквозь врата смерти. "Чем больше мы некоторым образом завещаем нашему ангельскому существу, тем больше после смерти, когда мы станем духовно-душевными существами, он сможет нам дать сознательной жизни, сознательного душевного содержания высших Иерархий". "Через определенное время после смерти наступает важный момент, когда Ангел некоторым образом завещает Архангелу все, что он воспринял от нас, людей, в смысле описанных идеальных переживаний. Человек некоторым образом ставится перед миром Архангелов, которые принимают все то, что как духовные переживания человек развивал между рождением и смертью". А те, кто пронизал себя на Земле только материалистическим сознанием, имеют тогда не просто смутные переживания. "Я должен, чтобы точнее это охарактеризовать, даже сказать: они переживают, что их постоянно выталкивает из мира, который они, собственно, должны воспринять; они постоянно чувствуют, как их обдает холодом мир, который они должны ощущать как теплый (мир Архангелов)". Далее, в "полуночный час" бытия "...человек ведется Архангелами в царство Архаев. ...через Архаев он приходит в отношение ко всем высшим Иерархиям; и из царства высших Иерархий он получает тягу вновь вернуться на Землю, ибо он воспринимает силу вновь духовно-душевно работать в том, что позже перейдет к нему материально в потоке наследственности. ... Между смертью и новым рождением человек сначала восходит в мир Ангелов, Архангелов, Архаев, а затем вновь нисходит из мира Архаев в мир Архангелов".209 (2) Перейти на этот раздел
826. Входя после смерти в духовный мир, человек приносит с собой непобежденную связанность с физически-чувственным миром. "Этот образ-воспоминание прилипает и давит как свинцовое бремя. ... Он оказывается неразрывно связанным с силами, которые препятствуют всякому развитию и всякой эволюции. Такова мысль адского бытия. ... В духовном мире понимание (только) физически-чувственного вызывает адские муки, если даже в чувственном бытии это было чем-то приносящим бесконечное чувственное наслаждение".56 с.309 Перейти на этот раздел
Последствия ошибочных воззрений
829. "Человек, не усвоивший на Земле спиритуальных представлений, привязывает себя к земной жизни... и после смерти становится разрушительным центром. ... Не следует критиковать таких людей, а лучше испытать к ним сострадание. Ибо после смерти их переживания не особенно легки, когда им приходится оставаться в царстве, которое для умерших является не подходящим. Этим царством тогда оказываются минеральное и растительное царства; также и то минеральное царство, которое носят в себе и животное, и человек, поскольку и они пронизаны минеральным. Для тех, кто не воспринял ни одного спиритуального представления, дело обстоит так, что после смерти они в ужасе отшатываются от своих переживаний, вызывающих повсюду ощущение: они могут войти лишь в то, что минеральной, растительной природы. Я не могу расписывать то, что здесь происходит, поскольку, во-первых, в языке для этого нет слов, а во-вторых, к тому, что здесь лежит в основе, можно приблизиться лишь постепенно, ибо здесь приближаются к чему-то поистине ужасному". Сказанное не означает, что такие умершие вообще лишены возможности идти далее с другими, но они страшатся этой другой жизни и всё снова и снова сбрасываются в растительное и минеральное царства, т.к. выработали представления, годящиеся лишь для этого царства мертвых, царства физических механизмов. 182 (1) Перейти на этот раздел
830. "Кто восстает против всех сверхчувственных представлений, стал атеистом и не воспринял ни единого чувства со стороны религии... тот осуждает себя остаться в земной сфере со своим сознанием, тогда как те, кто воспринял духовные представления, переходят в духовное окружение".178 (1) Перейти на этот раздел
832. Спиритическое доказательство бессмертия имеет свои плохие последствия. Кто его получает, ведет себя в Камалоке как материалист. "В своем знании (на Земле) они стали спиритуалистами, но привычки мышления у них остались как у материалистов". Материалисты пребывают в Камалоке с убеждением, что все это им снится и они должны проснуться.264 с.384 Перейти на этот раздел
847. "Понятия, образованные без науки посвященных, ведут после смерти в неправомерную ариманическую сферу". (Но есть и правомерная ариманическая сфера).184 (6) Перейти на этот раздел
855. После Луны душа входит в сферу Меркурия, будучи в состоянии — часто ценой больших страданий — приспособить свой физиономический облик к светлым силам сверхчувственного мира. "В сфере Меркурия начинает проявляться понимание всего того, что было воспринято на Земле". Здесь особенно существенно, был ли человек на Земле материалистом или проявлял понимание сверхчувственного. Это сказывается и в сфере Венеры, где материалист не понимает сущностей третьей Иерархии, среди которых он находится. "На Венере на него будут изливаться силы космической любви. Он же, не приобретя на Земле способности любви, в областях, куда он теперь приходит, будет находить все в высшей степени странным и чуждым. ... но если на Земле он сознательно или бессознательно питал ненависть, то эти силы в сфере Венеры превратятся внутри него в силы гнева". В сфере Венеры получает особенное воспитание воля, пребывающая в конечностях и в обмене веществ. "В сфере Солнца силы работают главным образом над тем, что в земном отражении мы знаем как чувство. ... Солнце — это, прежде всего, колония сущностей второй Иерархии: Властей, Сил, Господств". Здесь человек встречает других человеческих существ, здесь происходит превращение его существа: нижнего в верхнее. О Земле там человек говорит как о потустороннем мире. Если вы анализируете историю, идя в обратном направлении, то может оказаться, что, скажем, годы между 1500 и 1550 вам особенно знакомы. В большинстве случаев это возникает потому, что в сфере Солнца вы пережили в это время чрезвычайно живо вашу связь с земным существованием. По сути говоря, все планетные сферы имеют тесную связь с Землей, но не в одно время. Так, в египетскую эпоху над Землей интенсивно работали силы Венеры, в греко-латинскую, — силы Солнца, в нашу, 5-ю послеатлантическую культуру — силы Марса. Мы знакомимся с силами Марса в жизни между смертью и новым рождением, пройдя через существование на Солнце. При этом и во всех последующих сферах влияние Солнца сохраняется. Здесь следует особо отметить, что в современную эпоху, пройдя через врата смерти, человек наблюдает во Вселенной духовную войну между всеми видами духов добра и зла. Существенную роль при этом играет деятельность Солнца, состоящая в выбросе железа через врата т. наз. солнечных темных пятен. Это железо употребляется в виде комет и метеоров Архангелом Михаэлем. И все это, опять-таки, связано с человеческой свободой. Тут необходимо научиться пользоваться находящимся внутри нас железом, когда мы понимаем его как выражение духовного во Вселенной. "Время, в которое мы живем, связано, таким образом, также и с испытаниями, через которые человек проходит между смертью и новым рождением". 231(3) Перейти на этот раздел
858. "Вступая после смерти в душевный мир, душа подчиняется его законам. Они влияют на нее, и от их влияния зависит, каким образом будет вытравлено в ней стремление к физическому. Влияния должны быть различны, сообразно видам душевных сил и душевного вещества, в область которых она теперь вводится. Каждый из этих видов проявит свое очищающее, просветляющее воздействие. Происходящий здесь процесс протекает таким образом, что в душе все антипатичное постепенно побеждается силами симпатии, и сама эта симпатия достигает своей наивысшей вершины. Ибо через наивысшую степень симпатии ко всему остальному душевному миру душа как бы растворится в нем, сольется с ним воедино: тогда ее себялюбие вполне исчерпается. Она перестанет существовать как существо, тяготеющее к физически-чувственному бытию: дух освободится ею". "Низшая область душевного мира есть страна пламени вожделений. Посредством нее после смерти в душе вытравляется все, что имеется в ней самого грубого, связанного с низшей телесной жизнью и с себялюбивыми вожделениями. Ибо благодаря этим вожделениям она может воспринять воздействие сил этой душевной области. Неутоленные вожделения, оставшиеся от физической жизни, образуют точку нападения. Симпатия таких душ простирается лишь на то, что может дать пищу их себялюбивому существу; и она далеко перевешивается антипатией, заливающей все остальное. Однако эти вожделения, устремленные на физические наслаждения, не могут найти себе удовлетворения в душевном мире. Вследствие этой невозможности утоления алчность возрастает до высшей степени. Но вместе с тем, благодаря этой же невозможности утоления, алчность должна постепенно угаснуть. Пламенные похоти мало-помалу сгорают; душа познала, что в устранении таких похотей лежит единственное средство избежать страдания, которое должно произойти от них. ... Те натуры, в которых мало похотей, проходят через это состояние не замечая его, так как у них нет сродства с ним. ... Нельзя назвать такое очищение страданием в том смысле, как в чувственном мире подобное же должно ощущаться исключительно как страдание. Ибо душа после смерти требует своего очищения, потому что только путем его может быть вытравлено существующее в ней несовершенство. Второй вид процессов душевного мира таков, что симпатия и антипатия находятся в них в равновесии. Поскольку после смерти человеческая душа находится в таком состоянии, она будет некоторое время под влиянием этих вещей. Погружение в суету внешней жизни, радость от преходящих впечатлений внешних чувств обусловливают это состояние. Люди живут в нем, поскольку оно обусловлено указанными выше душевными склонностями. Они позволяют влиять на себя каждой мелочи дня. Но так как их симпатия не обращается ни к чему в особенности, то эти влияния быстро скользят мимо. Все, что не принадлежит к этому ничтожному царству, антипатично таким людям. Когда после смерти душа переживает такое состояние, и здесь нет налицо чувственно-физических предметов, необходимых для его удовлетворения, то это состояние в конце концов должно погаснуть. Разумеется, царящее в душе перед этим погашением чувство лишения мучительно. Это мучительное положение есть школа разрушения иллюзий, которыми человек окутан в течение физической жизни. В-третьих, в Мире Душ встречаются явления, в которых преобладает симпатия, преобладает природа желаний. Их воздействие души испытывают благодаря всему тому, что сохраняет после смерти атмосферу желаний. Также и эти желания постепенно умирают вследствие невозможности их утоления. Указанная выше как четвертая, область радости и печали в Мире Душ налагает на душу особые испытания. Пока она живет в теле, она принимает участие во всем, что касается этого тела. Движение радости и печали связано с ним. Оно причиняет душе наслаждение и блаженство, неудовольствие и отвращение. В течение своей физической жизни человек ощущает свое тело как свою самость. На этом факте основано то, что именуется самочувствием. И чем более человек чувственен, тем более принимает его самочувствие этот характер. — После смерти не хватает тела, как предмета этого самочувствия. Поэтому душа, в которой осталось это чувство, чувствует себя как бы полой. Ею овладевает чувство, словно она потеряла себя самое. Оно продолжается до тех пор, пока не осознано, что не в физическом находится истинный человек. Поэтому влияния четвертой области разрушают иллюзию телесной самости. Душа научается познавать эту телесность уже как нечто несущественное. Она исцеляется, очищается от тяготения к телесности. Этим она преодолела то, что еще сильно привязывало ее к физическому миру, и она может полностью развернуть стремящиеся наружу силы симпатии. Она, так сказать, отошла от себя самой и, полная сочувствия, готова излиться в общий мир душ. Здесь нельзя не упомянуть, что переживания этой области в особенной мере испытывают самоубийцы. Они искусственным путем покидают свое физ. тело, тогда как все чувства, связанные с ним, остаются неизменными. При естественной смерти вместе с разрушением тела происходит также и частичное умирание связанных с ним чувств. Для самоубийц же к тем страданиям, которые причиняет им чувство внезапной полости, присоединяются еще неутоленные вожделения и желания, из-за которых они покончили с собой. Пятая ступень Мира Душ есть ступень душевного света. Симпатия к другому имеет на ней уже огромное значение. Ей родственны души, которые в течение физической жизни не довольствовались удовлетворением низших потребностей, а находили радость и удовольствие в окружающем их мире. Здесь, например, подлежит очищению мечтательное отношение к природе, поскольку оно носит чувственный характер. Но этот вид мечтательного отношения к природе надо строго отличать от той высшей жизни в природе, которая духовна по сути, и которая ищет духа, раскрывающегося в вещах и явлениях природы. Такого рода чувство природы относится к вещам, которые развивают самый дух и закладывают в этом духе нечто пребывающее. Но от этого чувства природы должно отличать то наслаждение природой, основание которого лежит во внешних чувствах. По отношению к нему душа также нуждается в очищении, как и относительно других склонностей, которые основаны только на физическом бытии. Многие из людей видят как бы род идеала в учреждениях, которые служат чувственному благополучию, в системе воспитания, прежде всего заботящейся о чувственном благоденствии. О таких людях нельзя сказать, чтобы они служили лишь своим себялюбивым побуждениям. Но их душа все же устремлена к чувственному миру и должна исцелиться при помощи господствующей в пятой области Мира Душ силы симпатии, не имеющей внешних средств удовлетворения. Здесь постепенно душа узнает, что эта симпатия должна избрать иные пути. Они обретаются в излиянии души в душевное пространство, происходящем благодаря симпатии души к душевному окружению. — Здесь также очищаются те души, которые требуют, чтобы религиозные обряды прежде всего повышали их чувственное благополучие; все равно, будет ли их стремление направлено к земному или небесному раю. В Стране Душ они найдут этот рай, но лишь для того, чтобы увидать его ненужность и бесцельность. Всё это, конечно, лишь единичные примеры очищений, которые совершаются в этой пятой области. Они могут быть умножены по желанию. В шестой области, в области действенной душевной силы, происходит очищение той части души, которая жаждет дела, которая не носит эгоистического характера, но все же имеет свои мотивы в чувственном удовлетворении, доставляемом поступками. Натуры, развивающие в себе подобное наслаждение поступками, внешне производят, несомненно, впечатление идеалистов; они проявляют готовность ко всяким жертвам. Но в более глубоком смысле все это у них все же сводится к повышению некоего чувственного наслаждения. Сюда принадлежат многие художественные натуры и те, которые предаются научной деятельности потому, что она им нравится. Что приковывает их к физическому миру, есть вера в то, что искусство и наука существуют ради таких наслаждений. Седьмая область, область истинной жизни души, освобождает человека от его последних склонностей к чувственно-физическому миру. Каждая из предшествующих областей принимает от души то, что было ей родственно. Что еще окружает дух — это убеждение, что его деятельность должна быть всецело посвящена чувственному миру. Бывают высоко одаренные личности, которые, однако, не задумываются ни о чем ином, кроме явлений физического мира. Такой образ мысли можно назвать материалистическим. Он должен быть разрушен, и это происходит в седьмой области. Здесь души видят, что в истинной действительности для материалистического образа мыслей предметов не существует. Как лед на Солнце, тает здесь это убеждение души. Отныне душевная сущность поглощена своим миром, дух освободился от всех оков. Он устремляется в области, где живет лишь в своем собственном окружении. — Душа исполнила свою предыдущую земную задачу, и после смерти отпало то, что еще оставалось от этой задачи как оковы для духа. Когда душа победила остатки земного бытия, тогда она сама возвращается в свою стихию".9 (9) Перейти на этот раздел
1124. "Здесь, в жизни, материалистические представления являются заблуждениями, в царстве духа они — факты, они являются фактами в том смысле, что ... в стране духа они запирают нас в темницу, делают нас узниками нашей собственной астральности. — Мы лишаемся силы притяжения в сфере Меркурия благодаря аморальному жизневоззрению, мы лишаемся силы притяжения в сфере Венеры благодаря иррелигиозному жизневоззрению; мы не можем тогда получать в этих сферах тех сил, в которых нуждаемся, а это значит, что в следующей инкарнации мы получим несовершенное астр. тело". Такова техника кармы.140 (3) Перейти на этот раздел
Ошибка! Фрагмент 401880 не найден. Перейти на этот раздел
|