BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ЕВРОПА — и Англия

151. Из просто национального эпохи французских королей, последовавшей за 30-летней войной, "...выросло то, что позже изживало себя во французской революции: личность. Чисто на саму себя поставленная человеческая личность хотела эмансипироваться от принуждения того сообщества, которое также было взято не из какого-либо продуктивного импульса, а из природы, из человеческого окружения, из человеческой душевной конституции". Далее совершенно неорганично, без какой-либо мотивировки выступил Наполеон "...как распространитель заветов французской революции". Значительным поворотным пунктом в новой истории было 21 окт.1805 г. — это Трафальгарская битва, в результате которой были остановлены щупальца Наполеона и вполне оформилось то, что прежде было лишь в зародыше, — отделение Англии от континента. 73 с. 348-349


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

564. "Можно изучить, как политический метод делить общества, структуры распространился повсюду из Англии, распространился по тем странам, где отдельные вещи сохранились ещe от более древних, чем 4-ая, послеатлантических эпох, как, например, венгерское деление на комитаты с начальником комитата во главе. Так что вплоть до этих туранских народных включений в Европе распространилось политическое мышление англичан". 186(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

568. "В действительности одно действует на другое, через другое; всегда одно пробивается в другое. И если, например, вы спросите меня: кто входит в этот народ лож, кто принадлежит к этому деизму, деизму просвещения? — то здесь-то и примечательно, что чистейшим типом его является Гарнак из Берлина!" 185(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

616. "Растущие и со времeн Якова I (1566-1625), ставшие теперь особенно большими оккультные братства в течение столетий как само собой разумеющейся истине учили, что к англо-саксонской расе — так говорилось там — должно перейти в 5-ой послеатлантической эпохе всe мировое господство и должна быть найдена система преодоления, искоренения мирового господства других стран". 173(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

617. "Этот т.наз. демократизм (английского типа) годится лишь для того, чтобы среднеевропейское население сделать элементом англо-американского мирового господства, а все межнациональные организации современных интернационалистов есть прекрасный способ постоянно заглушать среднеевропейцев внутри этих организаций". 24, с.340


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

812. "Мы живeм в эпоху, где станем свидетелями заходящей фразы и восходящей духовной жизни. Это станет возможным благодаря тому, что англоязычные народы со всe большей очевидностью обнаружат, как всe, сохраняемое традиционно из прошлого, оказывается фразой, а реальностью под этой фразой выступает хозяйственная жизнь... единственно истинная реальность. ... Но тогда наступит момент особого значения... тогда ощутят ничтожность человека, который просто — как в реальности — пребывает в физической жизни. Особенно это познание должно засветить западным народам. Должен прийти момент, когда в душах займeт место убеждение: во всeм, что мы говорим, утвердиться нельзя. Реальностью под нами является то, что мы вырабатываем, приобретаем для желудка, для пищеварения. Пока не видят фразeрского характера фразы, до тех пор не знают, что хозяйство есть единственная реальность, и до тех пор не придут к необходимому осознанию. Если же к необходимому осознанию придут, то человеческая природа скажет себе не что иное, как: чтобы быть человеком, необходима кроме физической действительности, одного только хозяйства, еще духовная действительность.
     Этот момент познания должен наступить. Без него человеческому развитию дальше не пойти, именно по той причине, что мы придeм к новой духовной жизни, мы должны в настоящее время утонуть в элементе фразы. Большая одарeнность, талант для такого познания даны западным народам". 196(17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Принципы действия британского оккультизма.

1178. "Средняя Европа на протяжении всего развития своей духовной культуры никогда не имела поня­тия о том, сколь радикальная оккультная сущность и оккультная работа постоянно исходила от британ­ских земель и распространялась по Западной, Южной Европе и т. д. ... Что людям внешне известно о вся­ческих высоко-градуированных орденах шотландского масонства и т. д. — это, собственно говоря, лишь вне­шняя сторона, которую показывают миру. Но за этой внешней стороной стоят действительно всеобъемлюще работающие оккультные школы; и эти школы куда в более высокой мере, чем это имеет место в Средней Европе вобрали в себя старые оккультные традиции и старые оккультные течения". В Средней Европе стремятся из собственной духовности взойти к спиритуальному познанию, к познанию спиритуальных ми­ров, и потому мало опираются на то, что пришло со старыми оккультными школами. В Англии же, особен­но в Шотландии, уже в ХVII в. были распространены оккультные сообщества, взращивавшие в своей среде оккультное знание более древних времен, несколько преобразовывая его.
     "Если хотят понять основания таких преобразований, то должны знать, что 4-я послеатлантическая эпоха, включая в себя гречество, римство и т. д. и простираясь до начала ХV в., переработала в себе чисто человеческим образом то, что прежде было духовным откровением". В 5-й эпохе человек в еще бо­льшей мере начал жить на физическом плане и мало вырабатывать понятий. И сегодняшний мир живет поня­тиями 4-й послеатлантической культуры; с ХV в. их вообще больше не образовывают. "5-я послеатланти­ческая эпоха должна направить свой взгляд на внешний физический мир. И для этой задачи был особенно подготовлен британский народ".
     В начале ХV в. возникла опасность, что чисто физическое стремление британизма смешается с более спиритуальной, идущей из древности жизнью. Это было тогда, когда английское господство простиралось через канал на часть Франции, а романский аристократизм проникал в Англию. Но выступление Жанны Д, Арк решило судьбу всей Европы. В результате этих процессов, выразившихся также в войне “алой и белой роз”, в борьбе шотландского, норманского, французского, сложилась оккультная жизнь Британии, являвшаяся продолжением оккультных течений 4-й послеатлантической эпохи. "И там было узнано колосса­льно много, поскольку для этого была подходящая почва, поскольку преобладающее значение здесь имела телесность. Эф. тела были наименее подвижны, и физ. тело рассматривалось как единственный инструмент для духовной жизни. Именно благодаря этому в тех оккультных школах не было почти никакой возможности самим что-либо узнавать из духовного мира. Но в тех оккультных школах сохраняли старые традиции, сохраняли унаследованное от старых ясновидческих наблюдений и старались пронизать его понятиями. Так возникла там оккультная наука, которая работала, собственно, лишь с опытом, полученным с помощью ясновидения 4-й и даже 3-й послеатлантических культур. Это обрабатывалось чисто физи­ческими пояснениями, чисто понятийным материалом, которым обладают, думая лишь через физ. тело. Так возникла своеобразная оккультная наука, распространившаяся во все области жизни". В тех школах воз­никла и была затвержена догма: 4-ю культуру, где задающим тон был греко-римский элемент, сменила 5-я культура, где ведущим является англо-саксонский элемент; англо-саксонство должно управлять 5-й эпохой. Там учили о роли Британии как няньки по отношению к младенческим славянским народам, о том, что Польша должна входить в состав русского элемента, что самостоятельные славянские государства, которые образуются по Дунаю, просуществуют только до большой европейской войны, а там они потеряют свою независимость и т. д. Подобные идеи через оккультные братства распространялись в другие страны. И тогда, например, понимали, зачем какой-либо английский государственный деятель демонстрирует дру­жеское расположение к какой-либо придунайской стране, входящей в состав Австрии. Наравне с этим вы­пускалась книга с ругательствами в адрес этой страны и ее народа, дабы расшатывать то, что как будто бы созидалось с другой стороны. Все это дьявольская тактика, и ариманический элемент господствует во всех этих проявлениях. (Далее следует рассказ об оккультных манипуляциях с Е.П.Блаватской. — Прим. Сост). 167(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Подготовка мировой войны и раздела Европы

1180. "Действительно, не ради агитационного или политического действия в какой угодно, даже малой, степени, а только для передачи вам фактов познания говорю я обо всем этом (о социальных вопросах). Ибо это существует в мире. И, поистине, я совершенно далек от того, чтобы желать посеять какой-либо страх или на кого-то так воздействовать, чтобы он боялся того или иного направления. Речь идет только о познании".
     "Я хотел бы нарисовать вам здесь нечто, относящееся к той будущей карте Европы, которая существу­ет в определенных оккультных обществах (рисуется карта). ... Пер­вое, что твердо принималось во внимание, была южно-европейская, Балканская конфедерация; она должна стать некоего рода передовым лагерем, родом вала против русицизма. Ибо, само собой разумеется, русицизм рассматривается на Западе как другой полюс, не как что-то такое, с чем хотят стать связанными вечно, но что определенным образом должно постоянно существовать, с чем также хотят бороться. Эту конфедерацию хотят образовать там, где сегодня находятся итальянское королевство с балканскими сла­вянами и южные славяне, относящиеся к Австрии. Из этого хотят спаять на большей части Аппенинского полуострова конфедерацию, куда вошли бы: итало-язычная часть Швейцарии и южная часть Австрии, вклю­чая Хорватию, Словению, Далматию. Туда же должна войти и часть Греции, но только северная часть, а также Венгрия и устье Дуная. Все это должно стать Балканской конфедерацией.
     На Востоке от этого должно быть отчленено все, что, как представляют себе, должно быть объято Россией. В этой "карте-программе" — я это подчеркиваю особенно — всегда и категорически подчеркивалось: как бы ни вела себя Польша, в силу всемирно-исторической необходимости эта страна при любых обстоятельствах целиком вновь должна быть отдана русскому государству. Так что с самого начала программа предусматривала, что Польша, включая ее ныне входящую в состав Австрии часть, вновь будет отнесена к русскому государ­ству. Русское государство по этой программе должно охватить современную Польшу, а также Галицию и Словакию. Это должно иметь вид выдающегося в сторону запада полуострова, как я вам это рисую. Это должна быть Буковина (рисуется).
     Затем речь идет о Франции, которая, за исключением устья Рейна, должна охватить области до Рейна и до ныне говорящей по-французски части Швейцарии; и здесь через Пиренеи, а здесь таким вот об­разом должна проходить ее граница. О скандинавских странах ничего особенного не говорится; им пре­доставлен сравнительно долгий льготный срок.
     В остальном все должно выглядеть так: говорящая по-немецки часть Швейцарии с Германией и немецкой областью Австрии должны занимать вот такую область. А окрашенное цветом в большей или меньшей степени должно войти в так или иначе образованную сферу влияния Британской империи: Голландия, Бель­гия, нижняя часть Италии — об островах поговорим в другой раз, — южная часть Греции. ... Сравните эту карту с тем, что теперь стоит в вильсоновской ноте. Это именно то, что идеально соответствует разделу Европы. ... Об основаниях такого раздела будет сказано в другой раз".
     "Когда я говорю о подобных вещах, то я делаю это при том условии, что вы достаточно разумные люди, чтобы воспринять эти вещи правильным образом". 174(19)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1182. "Для человека, способного не только принимать во внимание спиритуальные взаимосвязи, но и постигать явления в их импульсах, нет ничего удивительного в том, что уже в 90-х года XIX в. в Англии появилась книга, авторами которой были три редактора "Таймс" и которая называлась: "Война 189 ...?*" Временные отношения, о которых там идет речь, конечно, трактуются дилетантски. В виду же там имеется современная война. В той книге сделана небольшая ошибка, а именно: рассказывается, что война начинается благодаря покушению на болгарского князя Фердинанда; из-за этого покушения вспыхивает мировой пожар. О деталях этого европейского мирового пожара высказаны примечательные пророчества, так что в основных чертах все это подтвердилось теперь. Можно назвать это большой ошибкой, что болгарский князь Фердинанд спутан с австрийским Францем Фердинандом и что дело произошло не в Софии, а в Сараево. Но, я думаю, при всем при том не следует недооценивать того факта, что книга появляется в 1892 г. и столь примечательным образом описывает грядущие события". 174(16)

______________________________________
*Р. Соlomb, J.F.Maurice u.a. "Dеr grobe Krieg von 189... Ein Zukunftsbild". 1912.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1193. "Я хочу ... не вдаваясь в критику, реферативно изложить вам некоторые учения оккультных братств Англии. ... Там учат: эволюцию Европы можно понять лишь обозрев вначале переход 4-й, роман­ской, послеатлантической эпохи в 5-ю эпоху. ...
     По-английски говорящий народ представляет 5-ю подрасу (мы не говорим "подраса", ибо это односто­ронне, соответствует групповым целям). И вся задача 5-ой послеатлантической эпохи состоит в том, что­бы мир завоевать для англоязычных народов. Пережиток 4-ой подрасы — латинские народы — зримо все бо­лее и более впадает в материализм, он содержит внутри себя элемент разложения и в физических отноше­ниях несет в себе упадок".
     Британцы, галлы, германцы во время войны с Римом были в младенческом состоянии, и 4-я подраса выступила по отношению к ним как нянька. "Затем младенец стал ребенком; это было время, когда воз­никло папство, и папа со своей властью стал опекуном ребенка. Примерно с XII-го столетия папство на­чинает терять свою роль, начинается юношеский возраст этих народов. Опекунство отступает назад. Юно­шество длится примерно до конца ХУШ века. Настоящее время, как правило, опускается, когда учат подоб­ным вещам. ... Людям не следует слишком ясно слышать, что думают о современности. Это лучше им да­вать суггестивным путем. Так в ходе времени северяне под господством няньки, опекуна и т. д. достигли современного зрелого состояния, которое содержит в себе задатки к тому, чтобы господствующим народом 5-ой послеатлантической эпохи стал британский народ. ... Указывается, что все внешние действия и мероприятия, в которых есть смысл, которые хотят быть плодотворными, должны стоять под знаком этих воз­зрений. ... Все другое обречено на иссыхание. ... В этом эскизно изложенном учении мы имеем основу, просочившуюся во все эзотерические братства, в те оккультные братства, которые как т. наз. высоко-градуированные масоны и т. п. действуют в восточных областях. ... Многие люди, действующие внешне, и не подозревают о том, как им были поднесены эти вещи. ...
     Дальше говорится: как северяне подготовлялись романским элементом к пятой подрасе, так теперь по­добным же образом Запад выступает по отношению к славянам, представителям готовящейся 6-ой подрасы. На Востоке живут — так говорится там — под деспотическим правлением, ведущим к упадку, отдельные племена, не народы, а именно племена, подобные германским племенам в эпоху северных походов римлян. Эти племена образуют отдельные элементы т. н. славянского народа, который сегодня лишь внешним обра­зом держится вместе, благодаря деспотическому правлению, сметаемому прочь. — Я пользуюсь только выра­жениями, употребляемыми в тех оккультных братствах. ... (Заметим, что на славянском конгрессе в 1848 г., когда "славянские племена" захотели говорить на своих языках, то они не могли понимать друг друга и вынуждены были говорить на немецком языке. — Я говорю это не для смеха, а для характеристики того, чему учат на Западе о славянах).
     Далее в английских братствах говорится, что поляки потому отличаются от остальных славян, что сто­ят на сравнительно более высокой культурной и религиозной ступени и более едино образованы. Немного описывается судьба поляков, но утверждается, что они относятся к русскому царству. Затем указывается на балканских славян, о которых говорится, что они освобождаются от турок и конституируют отдельные славянские государства, которые, однако — и это постоянно повторяется, — в этой форме должны существо­вать до ближайшей мировой войны. Особенно в 90-х годах в этих братствах говорилось о большой европейс­кой войне как о стоящей в ближайшем будущем, и она особенно приводилась в связь с импульсами развития, которые должны исходить от балканских славян".
     Британские народы выполняют по отношению к славянам роль няньки, "которая окончится, когда русско­го царства больше не будет существовать и славянские народы из своих собственных интеллигентных за­датков создадут особые формы. Но на место няньки, естественно, должен выступить опекун: кто-то из тех, кто, собственно, образует 5-ю подрасу, должен развить некий род папства.
     И если папство (римское) различным образом основывало церкви, церковные общины, то западное "папс­тво", развивающееся из британизма — разумеется для того, чтобы развивалась подраса, — имеет задачу провести на Востоке совершенно определенный экономический эксперимент, а именно, учредить некую форму экономической совместной жизни социалистическим способом. На Западе, поскольку там представлена 5-я, а не 6-я подраса, такой эксперимент не может быть проведен. Вначале нужно поэкспериментировать и Восток употребить для такого будущего эксперимента. Будет проведен политический, духовный и экономиче­ский эксперимент.
     Естественно, при этом люди не настолько глупы, чтобы господство Запада провозглашать вечным.... Я реферирую, милые друзья! Эти вещи включены в учение западного масонства очень глубоко, и задача состоит в том ... чтобы понять, способны ли они принести пользу эволюции человечества или они должны быть поправлены" (лекция от 17.12.1916 г.). 173(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Орел, телец, лев (имагинация человека): социально-космический аспект

1268. "Голова птицы представляет собой лишь губы, переднюю часть рта других животных, а то, что у нее идет далее, в ребро-позвоночникообразные части скелета, — это имеет вид измененной, метаморфизированной головы. Вся птица является, собственно говоря, головой". Это объясняется тем, что птицы прошли очень длительное земное развитие. "В ранние периоды Земли, в лунный период, в солнечный период, они имели в себе все то, что впоследствии в них перешло изнутри наружу до кожного покрова, который позже у птичьего племени покрылся перьями, и дошло до рогового клюва. Внешнее птиц имеет позднее происхождение, оно возникло благодаря тому, что птицы свою головную природу выработали сравнительно рано. И в условиях, в которых птицы оказались в последующие эпохи земного развития, они смогли присоединить к себе то, что заложено в их перьях.
     Перья даны птицам Луной и Землей, тогда как всю остальную природу они имеют от более ранних вре­мен". Но и Солнце, его духовная сила воздействовала на птиц. Она дала красочность и формы их оперению.
     "Вы правильно смотрите в Макрокосмос, в большую природу, когда орла рассматриваете так, что говорите себе: у орла есть перья, многоцветные пестрые перья. В них живет та же сила, что и в тебе, когда твой мозг делается носителем мыслей. Что развивает твой мозг, делает его способным воспринимать ту внутреннюю силу соли, которая составляет основу мышления, которая вообще делает твой мозг таким, что ты можешь образовывать мысли, это та же самая сила, которая в воздухе дает орлу перья. ... На физиче­ском плане эта сила вызывает образование перьев, а на астральном — образование мыслей. ... (В немецком языке вещество, которое содержится внутри пера, называ­ют душой; это не случайно — так действует гений речи) ...
     Понять льва можно лишь развив чувство того, какую радость, какое внутреннее удовлетворение получает лев, живя со своим окружением. Собственно, нет другого живот­ного, не родственного льву, которое обладало бы столь удивительным, таинственным дыханием. Повсюду у животных существ ритм дыхания созвучен с ритмом циркуляции, только ритм циркуляции утяжеляется связан­ным с ним аппаратом пищеварения, а ритм дыхания облегчается устремленностью к легкости мозгового фор­мирования. У птиц это бывает так, что живущее в их дыхании одновременно живет и в их голове. ... Для правильного чувства природы нужно научиться жить в красоте, внутренне чувствовать ее родство с челове­ческими мыслями, когда это выражается так конкретно, внутренне живо, как в случае птичьих перьев. Кто внутренне практиковался в подобных вещах, тот знает совершенно точно, когда он мыслит как павлин, ког­да — по-орлиному, а когда — по-воробьиному. Вещи, вообще говоря, таковы, что за исключением того, что одно является астральным, а другое физическим, они соответствуют друг другу удивительным образом. Это так. И можно сказать: птица имеет преобладание жизни в дыхании, так что другое, циркуляция крови и прочее, почти совсем исчезают. Вся тяжесть пищеварения и даже тяжесть циркуляции крови из "в-себе-чувствия" птицы удалены.
     У льва дело обстоит так, что он находится в некоем равновесии между дыханием и циркуляцией крови. Конечно, циркуляция крови создает тяжесть и льву, но не так, как, скажем, верблюду или рогатому скоту. У этих последних пищеварение чрезвычайно обременяет циркуляцию крови. У льва с его сравнительно корот­ким аппаратом пищеварения оно совершается довольно быстро и не обременяет сильно циркуляцию. Зато, с другой стороны, голова льва такова, в ней все распределено так, что дыхание находится в равновесии с ритмом циркуляции. Лев — это такой зверь, который в наибольшей мере обладает внутренним равновесием, внутренней гармонией ритма дыхания и ритма сердцебиения". Он потому так жадно глотает пищу, что голод причиняет ему большую, чем другим животным, боль. При этом он совсем не гурман. Ибо все его удовольст­вие заключено в равновесии двух мировых биений: дыхания и крови. Все повадки, взгляд льва выражает это совершенное овладение сердцебиением, циркуляцией крови.
     "Кто обладает чувством художественного постижения обликов, тот обратит внимание на львиную пасть, которая показывает: сердце пульсирует до этой пасти, но дыхание удерживает его, оттяги­вает назад. Если вы нарисуете это двустороннее касание сердцебиения и дыхания, то придете к львиной пасти. Весь лев — это грудная организация. Он действительно является животным, которое во внешнем об­лике, в образе жизни целиком приводит к выражению ритмическую систему. Лев так организован, что взаимо­действие сердцебиения и дыхания всесторонне выражается в сердце и легких.
     ... если мы ищем в человеке нечто, подобное льву, то это область груди, где встречаются ритмы циркуляции и дыхания". (Птице подобна голова).
     Понаблюдайте корову, лежащую на лугу. Голова ее поднята, и она как бы спрашивает: зачем она мне нужна, когда я не щиплю траву? И это заложено в самой голове. Лев ни­когда ее так не поднимает. "Корова, я бы сказал, являет собой разросшийся аппарат пище­варения: тяжесть пищеварения ложится бременем на циркуляцию крови, одолевает голову и дыхание. ... Чем птица вверху обладает астрально, как ас. телом, которое работает... в образовании ее перьев, — это голова имеет в плоти, в мышцах, в костях. Физическим стало в корове то, что у птицы астрально. Конечно, в астральности это имеет иной вид. Опять-таки, если птичьей астральности дать сойти вниз, проделать преобразование в эфирное и физиче­ское, тогда орел должен стать коровой, ибо то, что является астральным у орла, могло бы воплотиться, облечься плотью коровы, которая лежит на земле и переваривает пищу; ибо этому пищеварению соответствует развитие удивительной астральности. Корова при пищеварении прекрасна. ... в процессах пищеварения пти­цы содержится очень мало, почти совсем не содержится астральности. ... В человеке соединяется в гармо­нии, и благодаря этому приходит в равновесие, метаморфоза птицы — в его голове, метаморфоза коровы — в аппа­рате пищеварения и конечностей; естественно, в аппарате конечностей это, опять-таки, колоссально видоиз­меняется, метаморфизируется".
     Природа орла в человеке связана с внешними планетами (орел — птица Юпитера), природа Льва — с Солн­цем, а природа тельца — с внутренними планетами. "Внешним сознанием человек сегодня этого не восприни­мает, но его подсознание пронизывается волнами, звуками того мира, из которого звучит троякий призыв, который хочет увлечь человека к односторонности. И я бы мог сказать, что это составляет тайну настояще­го времени — что звучит из сферы орла, делая его, собственно говоря, орлом, давая ему его оперение, астрально овевая его. Само существо орла — в подсознании человека. Это соблазняющий зов:


     Таков зов сверху, который сегодня хочет сделать человека односторонним. И есть еще второй соблаз­няющий зов. Он приходит из средней зоны, оттуда, где силы космоса формируют природу льва, где силы космоса из слияния Солнца и воздуха обусловливают равновесие ритма дыхания и циркуляции крови, как это констатирует природа льва. ... в подсознании человека это сегодня соблазняет так:


     Куда больше, чем думают люди, эти голоса действуют в подсознании. И на Земле существуют различные человеческие организации, учрежденные так, чтобы воспринимать эти действия. Так, например, по-особому организовано, чтобы искушать, соблазнять идущим от голоса орла то, что живет на Западе. Именно амери­канская культура так организует свое население, чтобы оно соблазнялось тем, что говорит орел. А евро­пейская середина содержит многое от античной культуры, многое из того, что, напри­мер, побудило Гете, для освобождения своей жизни, поехать в Италию, где все насыщено тем, что говорит лев.
     А Восточная цивилизация насыщена тем, что говорит корова. Ибо, как два первых животных звучат в их космическом представительстве, так, можно сказать, снизу, из земных глубин, как бы громыхая, вопиет зов того, что живет в тяжести коровы (корова съедает за день пищи в 1/8 ее собственного веса, человек — 1/40). ... земные глубины, которые под влиянием Солнца, Меркурия, Венеры и Луны обусловлива­ют организацию питания в корове, эти глубины Земли с демонически грохочущей силой пронизывают своим звучанием стада со словами:


     ... Восток прежде всего подвержен искушению коровы, ибо древний культ почитания коровы имеет место в индуизме. И если этот искушающий зов действительно охватывает человечество, если возникающее из это­го зова действительно пожелало бы одержать победу, тогда именно Восток должен бы был возвестить о себе на Западе и в Середине как тормозящая прогресс, как вызывающая распад цивилизация. Земные демонические силы в этом случае односторонне воздействовали бы на земную цивилизацию". Ибо, что в этом случае произо­шло бы? Запад создал удивительную технику. В ней действуют природные силы в безжизненном облике. Гос­подствует мера, число, вес. Но само по себе это не так уж плохо, пока проявляется дилетантизм в отношении космического аспекта подобных вещей. Но было бы плохо, если бы духовно живущее в корове вошло на Западе в науку посвящения. Ибо пищеварение коровы являет чудные откровения астрального, и, познавая весь организм коровы с его перевесом тяжести (1/8 своего веса она обменивается ежедневно с землей), вы бы пришли к преобладанию по всей Земле, во всей цивилизации меры, числа и веса. Все остальное из цивилизации исчезло бы.
     Ибо, что дает инициации организация коровы? — Она приводит к ужасному закону созвучных колебаний, если соблазняющий зов коровы на Востоке проникает в бездуховную, механическую цивилизацию Запада и Средней Европы. "Тогда на Земле возникнут механические системы, точно подходящие к механической системе Мироздания. Этим в человеческой цивилизации было бы искоренено все действие воздуха, окружения, все действия звезд. Что человек переживает, например, благодаря ходу года, когда он соучаствует в прорастании жизни весной, в отмирании, надламывании жизни осенью, все это потеряло бы для него значение. Человеческая цивилизация была бы пронизана звучанием бренчащих, стучащих колебательных машин, и эхо этого бренчания и стука устремлялось бы из космоса на Землю как реакция на земной механизм". И часть современной цивилизации уже находится на пути к достижению этой, вызывающей ужасный распад, цели.
     "А теперь подумайте о том, что было бы, если бы середина (Средняя Европа) была искушена тем, что говорит лев! Вышеописанной опасности тогда не существовало бы. Тогда постепенно механизмы исчезли бы с земной поверхности. Цивилизация больше не была бы механической, но человек с односторонней силой отдался бы всему тому, что живет в ветре и громе, что живет в ходе года. Человек был бы вплетен в го­довой ход и смог бы жить во взаимоотношении ритма дыхания и ритма циркуляции. Он бы вырабатывал себе то, что ему может дать его непроизвольная жизнь. Он бы особенно вырабатывал природу груди. Но благода­ря этому у человека развился бы такой эгоизм в отношении земной цивилизации, что каждый хотел бы из­живать только самого себя и ни один человек не стал бы задумываться ни о чем, кроме благополучия дан­ного момента. Этому подвержена цивилизация середины, и она могла бы предложить такую жизнь всей земной цивилизации.
     И, в свою очередь, если зов орла соблазнит Запад, так что ему удастся свой образ мыслей и наст­роение распространить по всей Земле и самого себя сделать односторонним в этом образе мыслей и настро­ении, тогда в среде человечества возникнет настроение, желание связать себя непосредственным образом со сверхземным миром, как это было однажды в самом начале Земли. Человек тогда приобрел бы тягу исклю­чить то, что он может завоевать в свободе и самостоятельности. Человек пришел бы к тому, чтобы жить целиком лишь в той бессознательной воле, которая позволяет богам жить в человеческих мышцах, нервах. Человек вернулся бы к примитивному состоянию, к первоначальному примитивному ясновидению. Человек постарался бы отделаться от Земли путем возврата к ее началу.
     И я бы сказал, для точного ясновидческого взгляда все это еще более оплотневает благодаря тому, что пасущаяся корова все далее и далее пронизывает созерцание некоего рода голосом, который говорит: не смотри вверх, все силы приходят от земли. Познакомься со всем, что лежит в земном действии. Ты станешь гос­подином Земли. Ты сделаешь пребывающим то, что выработаешь на Земле. — Да, если бы человек подпал это­му искушающему зову, тогда ему не избежать бы опасности, о которой я сказал: механизирование земной цивилизации. Ибо астральное животное с преобладающим пищеварением хочет настоящее сделать пребывающим, увековечить настоящее. Из львиной организации происходит то, что не хочет сделать настоящее пребываю­щим (вечным), но хочет сделать настоящее наиболее летучим, свести все к повторяющейся игре годового кругооборота, к тому, что хочет проявляться в ветре и грозе, в игре солнечных лучей, в воздухе. И та­кой характер также могла бы принять цивилизация.
     Орел, если его рассматривать действительно с пониманием, как он парит в воздухе, выступает так, буд­то несет на своем оперении память о том, что было исходной точкой Земли. Он сохранил в своем оперении силу, которая еще из высей действует в Земле. Можно сказать, что каждому орлу видны тысячелетия Земли, и он не касается ее своим физическим, лишь самое большее, схватывая на ней свою добычу, но, во всяком случае, не для удовлетворения своей жизни. Он кружит в воздухе, если его занимает его собственная жизнь, ибо происходящее на Земле для него безразлично, поскольку радость и воодушевление он получает от сил воздуха, поскольку земную жизнь он просто презирает и хочет жить в том элементе, в котором жила сама Земля, когда еще не была Землей, но в своем начале была пронизана небесными силами. Орел — это гордое животное, которое не хочет соучаствовать в твердом развитии Земли и отдаляется от влияния такого развития; он хочет оставаться связанным лишь с теми силами, которые были в исходной точке Земли.
     Таковы учения, даваемые нам тремя животными, если мы хотим их рассматривать как большие мощные пись­мена, вписанные в Мироздание для объяснения мировых загадок. Ибо, по сути говоря, каждая вещь в Мирозда­нии — это знак, если мы можем его читать. И именно, когда мы можем читать взаимосвязи, тогда мы понимаем загадки Мироздания".
     Мы взвешиваем, мерим, считаем — это все фрагменты. Целое возникает из понимания внутренней ду­ховности коровы. Такова мудрость современного посвящения. Но человеку сегодня трудно быть человеком. Каждый из трех зверей хочет захватить его целиком. В одной негритянской легенде рассказывается, как лев, гие­на и волк убили антилопу, и лев велел гиене поделить ее. Она разделила ее натрое и сказала: одну часть, лев, тебе, другую — волку, а третью — мне, гиене. Лев разорвал гиену и велел делить волку. Тот сказал: одна часть, лев, принадлежит тебе, как сказала гиена, другая часть, что гиена хотела взять себе, также принадлежит теперь тебе, а третья часть принадлежит тебе же, как царю зверей. Лев остался доволен таким дележом и оставил волка в живых.
     "Человек по отношению к трем зверям играет сегодня роль антилопы. Что хочет быть односторонним, при­нимает определенную форму. Лев остается львом, но он хочет из своих хищных товарищей сделать, путем ме­таморфозы, других зверей. И в отношении того, что является орлом, он использует хищного товарища — зве­ря гиену, которая, по сути, живет от мертвого, от того мертвого, что нуждается в нашей голове, что по атомам, в каждый момент передает нас смерти. Таким образом, в сказке орел заменен гиеной, пожирающей па­даль, а на место коровы лев ставит своего хищного товарища — зверя волка, что является упадочным, поско­льку сказка взята из негритянской культуры. Так что в сказке у нас другие звери: лев, гиена, волк. Но се­годня искушающий зов, встающий, я бы сказал, в космическом символизме, имеет такой вид, что орел погру­жается в землю и становится гиеной, рогатый скот больше не хочет отображать со святым терпением Мирозда­ние, а становится набрасывающимся волком". И у нас тогда появляется возможность эту легенду перевести на язык современной цивилизации. Логика у обоих (у волка и гиены) одинаковая (они делят), в действительнос­ти же она приводит к разным результатам. В применении логики к действительности заключается существенное. "И можно бы, переводя это в современную цивилизацию, рассказать нечто иное. Но я всегда рассказываю, заметьте это, я всегда рассказываю то, о чем идет речь в большом ходе культуры. Я не говорю о "проблеме зон" (особенно актуальная в том году в Швейцарии проблема; ред.); я говорю вообще только о том, что ка­сается больших взаимосвязей культуры. И здесь, выражаясь современным языком, я бы мог эту сказку рассказать так: антилопа убита. Гиена отступает и рассуждает молча; она не отваживается возбудить у льва злобу. Она отступает. Она выражает суждение молча, ждет в подосновах. Лев и волк начинают биться за добычу, за антилопу, и бьются, бьются до тех пор, пока не перекусают один другого так сильно, что умрут от ран. То­гда выходит гиена и пожирает и антилопу, и волка, и льва после того, как они начнут разлагаться. Гиена являет образ того, что заложено в человеческом интеллекте, что в человеческой природе является мертвым. Она есть обратная сторона, карикатура на цивилизацию орла. Если вы почувствовали, что я хочу сказать этой европеизацией старой негритянской сказки, тогда вы поймете, что сегодня подобные вещи должны быть правильно поняты. И они только тогда будут правильно по­няты, когда троякий искушающий зов орла, льва и коровы человек научится встречать изречением, которое сегодня должно стать шибболетом (пробным камнем) человеческой силы и мышления, и действования:
     Я должен научиться, о корова, твоей силе из речи, которую звезды во мне открывают.
     Не земная тяжесть, не просто взвешивание, измерение и исчисление, не просто то, что заложено в физи­ческой организации коровы, но то, что в нее воплощено. Отвести взор от организации коровы и обратить его к тому, что она воплощает: направить взор в выси. ... тогда одухотворится то, что иначе стало бы механистической цивилизацией Земли.
     И второе, что должен при этом сказать себе человек:
     Я должен научиться, о лев, твоей силе из речи, которая в году и дне окружения во мне действует.
     Обратите внимание на: "открывают", "действует"! И третье, чему должен научиться человек:
     Я должен научиться, о орел, твоей силе из речи, которую земнопрорастающее во мне творит.
     Такое троякое изречение должен человек противопоставить искушающему зову, чтобы односторонность при­вести в гармоническое равновесие". Он должен изучить корову и ощутить речь, открываемую звездами; глубоко ощутив природу орла, взглянуть на то, что прорастает из Земли, а также снизу действует в человеке; а от льва обратиться к окружающему миру: ветру, молнии. Это должен сделать человек, чтобы способствовать вос­хождению земной цивилизации. 230(1, 2)
     “Прежде всего, внизу существуют духи земли. Они стремятся поддерживать пребывание Земли; им хотелось бы кругооборот года увековечить. Для этого было бы необходимо отказаться от поклонения; деятельное, осуществляющее дух в годовом кругообороте Земли, сделать всеобщим, т. е. воспитать чисто рассудочного человека. — Гиена.
     Духи атмосферы делают ход года носителем земного духа. Они дают земному свершению протекать в вечном повторении. — Лев.
     Духи высот — ход года делают зеркалом прогресса. Этому соответствует воспитание человека пронизанным духом существом, которое применяет Землю лишь как материал духа, т. е. — воспитанию чисто волевого человека, предающегося высям и жертвующего своей свободой. — Волк.
     Есть такой рассказ. Была убита антилопа. Лев и волк умерли от ран, полученных в борьбе за добычу, и гиена принялась за продукты разложения.
     Духи земли: должны быть удержаны силы . Гиганты должны измысленное человеком распространить в безмерное. Они могут это перенять, если человек это разовьет, если колебания человеческой механики совпадут с колебаниями мировой механики. — Корова.
     Духи атмосферы. — Переворачивание (инверсия) — внизу; вверху; так эмансипируется земная деятельность: такое происходило бы, если бы жизнь была изолирована от Космоса. — Лев.
     Духи высот. — Нижние исключаются, делаются носителями высей. Все возвращается к примитивному — вновь открываются праисточники. — Орел”.
     " в нижней части тела — они несут орла вниз. Если душа соучаствует в этом, то действует иссушающе.
     в голове — они несут корову вверх. Если душа соучаствует в этом, то действует сбивая с толку”. Д. 40, с. 9


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1362. "В шестую коренную расу англо-американский народ будет выступать неким затвердением, наподобие того, как китайцы ныне являются затвердевшим остатком атлантической эпохи". "Англо-американская культура истощит культуру Европы. ... В ней находятся зачатки злой расы". 93-а(28)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1408. "Спиритуальное в английской народности должно до определенной степени быть материализовано. Поэтому там будет все больше возрастать понимание того, что только из народности, а не из всеобщего человеческого существа исходит медиальное, медиумообразное и т. п. древнее наследие. Именно там всегда находится источник старого: старые розенкрейцеры, старый индуизм и т. д. ... все действительно плодотворное для английского спиритуализма, в лучшем смысле слова, исходит из Средней Европы..." 173(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru