Главная
6. ГЕТЕАНИ3М
VII. ГЕТЕ
2. Мировоззрение Гете
Гете между платоновским и кантовым взглядом на мир
|
Гете между платоновским и кантовым взглядом на мир 553. "Платон пришел к сознанию того, какой вес для человеческого познания имеет тот факт, что мир открывается человеку с двух сторон. Имея в виду значение этого факта, он признавал, что, рассматриваемый сам по себе, чувственный мир не может считаться действительностью. Только тогда человеческий дух имеет дело с истинной действительностью, когда он из душевной жизни может высветлять мир идей и в сознании мира рассматривать идеи и наблюдения чувств как единое переживание познания. Что имеют перед собой наблюдения чувств, не просветленные светом идей, — это мир иллюзий. Рассматриваемая таким образом, позиция Платона проливает свет на суждения Парменида о ложном характере чувственных вещей. И можно сказать, философия Платона есть одно из самых величественных мыслительных сооружений, родившихся из человеческого духа. Платонизм есть убеждение в том, что целью всякого устремления познания является усвоение несущих мир и образующих его основу идей. Кто не может пробудить в себе этого убеждения, тот не поймет платоновского мировоззрения. — Но поскольку платонизм вошел в развитие западноевропейской мысли, то это обстоятельство имеет еще и другую сторону. Платон не остановился на утверждении, что чувственный мир в человеческих воззрениях является чистой иллюзией, если на него не упал свет мира идей, но благодаря своему изложению этого факта он содействовал распространению мнения, что чувственный мир без отношения к человеческим воззрениям является иллюзией сам по себе, и что только в мире идей следует искать настоящую действительность. Из этого мнения вытекает вопрос: в каком отношении друг к другу вне человека находятся идеи и чувственный мир (природа)? Для того, кто не признает наличия вне человека какого-либо лишенного идей чувственного мира, этот вопрос об отношении идей и чувственного мира должен найти решение внутри человеческой сущности". Для Гете вопрос: "в каком отношении друг к другу находятся вне человека чувственный мир и мир идей? — являлся недоразумением, поскольку ему было ясно, что вне человека не существует никакого чувственного мира, лишенного идеи. Этот вопрос, коим западноевропейская мысль занималась целые столетия, в Гетевском мировоззрении оказался совершенно праздным". 6(2)
554. "У Гете сложилось мнение, что основное заблуждение Канта состоит в том, что он субъективные возможности познания рассматривает как объект и очень строго, но не совсем правильно отделяет пункт, где соприкасаются субъективное и объективное". 6(4)
555. "В то время, как у Канта все суждения о вещах являются лишь продуктом, происходящим из субъекта и объекта, и дают лишь знание о том, как субъект рассматривает объект, у Гете субъект бессамостно входит в объект и берет данные для суждения из круга вещей. Поэтому Гете сказал об учениках Канта: "они слушали меня охотно, но не могли мне возражать или как-либо быть полезными"". 1(11)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|