Главная
6. ГЕТЕАНИ3М
VII. ГЕТЕ
1. Духовный облик Гете
Гете и Шиллер
|
539. "Шиллер обладал колоссальной внутренней поэтической страстностью, но в то же время был тонким мыслителем. Гете не был в этом смысле тонким, абстрактным мыслителем, как Шиллер, и обладал значительно меньшей поэтической страстностью, но он был вооружен тем, чего как раз недоставало Шиллеру: проницательными, полностью человеческими гармоническими инстинктами, одухотворенными инстинктами. Шиллер был рефлектирующим человеком, рационалистическим человеком; Гете был человеком инстинктивным, но одухотворенным инстинктивным человеком. Как они относятся друг к другу, Гете и Шиллер, — это было проблемой и для самого Шиллера". В его статье "О наивной и сентиментальной поэзии" он говорит о Гете — наивном поэте, и о себе — сентиментальном поэте. 188(7)
540. "На развитии свободных личностей предполагал Шиллер основать гармоническую совместную жизнь в человеческом обществе. С вопросом об истинно достойном человека бытии для него связался вопрос о форме совместной жизни людей. Это было его ответом на вопросы, которые в то время, когда он работал с этими мыслями ("Письма об эстетическом воспитании"), были поставлены французской революцией". 22(111)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|