Главная
6. ГЕТЕАНИ3М
VII. ГЕТЕ
1. Духовный облик Гете
Гете и Шиллер
|
Гете и Шиллер 537. "Поэтические произведения Гете и Шиллера совершенно не мыслимы вне стоящего за этими произведениями мировоззрения. При этом у Шиллера большое значение имеют его действительно разработанные принципы, а у Гете — его способ рассмотрения".
538. "Истину искали они оба: Шиллер — прежде всего в человеческом сердце, Гете — во всей природе". "Гете и Шиллер искали реализм, но идеалистический реализм". Они говорили, что чувственная природа — это одна часть, которой недостает духовной. 51(19,25)
539. "Шиллер обладал колоссальной внутренней поэтической страстностью, но в то же время был тонким мыслителем. Гете не был в этом смысле тонким, абстрактным мыслителем, как Шиллер, и обладал значительно меньшей поэтической страстностью, но он был вооружен тем, чего как раз недоставало Шиллеру: проницательными, полностью человеческими гармоническими инстинктами, одухотворенными инстинктами. Шиллер был рефлектирующим человеком, рационалистическим человеком; Гете был человеком инстинктивным, но одухотворенным инстинктивным человеком. Как они относятся друг к другу, Гете и Шиллер, — это было проблемой и для самого Шиллера". В его статье "О наивной и сентиментальной поэзии" он говорит о Гете — наивном поэте, и о себе — сентиментальном поэте. 188(7)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|