Главная
6. ГЕТЕАНИ3М
IV. ЗАГАДКИ ФИЛОСОФИИ (часть 2)
3. Мировоззрения на заре эпохи души сознательной
Философия ХVI-ХVII веков
|
329. "Справедливо находят родство Августина с Декартом. Только интеллект у Августина — это еще остаток космического, а интеллект Декарта — уже входящий в единичную человеческую душу. Как раз развитие духовного стремления от Августина к Декарту может показать, как теряется космический характер мыслительных сил и как он опять выступает в человеческой душе". 26(127-130)
330. "У Декарта мы видим то же стремление, что и у схоластов, а именно: принесенные древним преданием "высшие истины" доказать разумом. Только схоласты признавались открыто в том, что хотят этого, а Декарт надеялся все доказательства почерпнуть из самого разума. Таким образом, Декарт, исходя из разума, доказывал вещи, происходящие целиком из религии. Эта замаскированная схоластика существовала потом довольно долго; в Германии мы имеем в Лейбнице и Вольфе ее главных представителей". Древним религиозным представлениям они придают вид истин разума. Не удивительно, что им при этом потребовалось опираться на сомнительные понятия, не выдерживающие критического испытания. 51(1)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|