Главная
5. РЕЛИГИЯ. НАУКА. ИСКУССТВО
II. НАУКА
1. Естествознание: его сущность, назначение, границы
Природопознание и Ариман
Дарвинизм
Коперник, Лаплас, Эйнштейн
Границы познания
Кризис естествознания
Человек и наука
Научный эксперимент
|
173. В следующем тысячелетии исследования природы не будут направлены на грубое в природе, а на ее ритмы, ритмический строй. "Этот ритмический строй мы выразили образно в наших семи колоннах, во всей конфигурации нашего строения. Но этот ритмический строй имеется во всей природе. Ритмически растут лист за листом у растения, ритмически организованы лепестки у цветка. ... Ритмически подступает и спадает воспаление у больного". 184 (14)
173a. "Реальный процесс, разыгрывающийся в современном естественнонаучном познании, совершается в теле. Я остается его наблюдателем, но копирует его в духе. Процесс, разыгрывающийся в человеческом действии, происходит в духе; Я вчленяет в этот процесс тело, но не знает о том, не познает процесс, и потому протекающий в теле процесс является, как таковой, не чувственным мировым процессом. Сверхчувственное познание видит вхождение в мир, когда само себя видит мыслящим в деятельности; и оно видит выход из мира, когда оно само себя в духовном становлении переживает приходящим к покою. Человек, занимающийся телесным познанием, делает себя наблюдателем мира, он вводит в свое сознание лишь дух мертвого. Поэтому он не есть "он сам", а "дух земли", который лишь живет в человеке; он не познает сверхчувственного мира (Ариман) — "игнорабимус". Антропософия переживается как свободное человеческое деяние; ей необходимо найти обратный путь к человеку. Сначала он находит духовное содержание, которое отделено от земной человеческой природы: человека, свободного от его грехов. Естествоиспытатель, он — грешный, ибо природа, переступив через него, ушла от него; он умирает в природе. Другим существам подобает природу иметь в себе, человеку — нет; она делает его грешным. Ему не следует быть просто природным существом. Ему это не позволено. Этим бросается свет на (сущность) милости. Человек воспринимает содержание своего существа в духе". 343 (II), с. 65-66
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|