BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





первобытный — и элементы, эфиры

480. "Христос должен был войти во все, что мы несем в себе как труп света (свет мы убиваем в глазу, дабы видеть), труп тепла, труп воздуха и т. д. Он стал родственным человеку благодаря тому, что стал родственным смерти. И мы должны чувствовать в нашей душе, что Бог должен был умереть, дабы наполнить нас, захваченных смертью через люциферическое искушение, и дабы мы могли сказать: Христос в нас".155 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

66. Легкие связаны с земным элементом, печень — с водным (из нее выжимаются галлюцинации), система почек — с воздушным элементом, сердце — с тепловым элементом.205 (2.VII)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

109. "Эфирный поток, идущий из космоса, постоянно циркулирует в человеческом теле. Он вступает через голову, идет оттуда в правую ногу, затем в левую руку, затем — в правую, затем в левую ногу и оттуда — назад в голову. Представьте себе человека, стоящего с раскинутыми руками, тогда поток образует пента­грамму. Было бы плохо, если бы поток вступал не через голову, а через ноги. Через ноги в человеческое тело входят все плохие влияния, чем и пользуется черная магия. Но этот поток циркулирует не только тогда, когда человек находится в указанном особом положении, но постоянно, когда руки сложены вместе или ноги согнуты". Этот поток обусловливает феномен самостоятельно расходящихся рук в том упражнении, где мы правую руку кладем поверх левой и концентрируемся на них с определенными словами. Человек сформирован эфирными потоками. Один из них замкнул его в собственную кожу, отделив от окружения. Человек выпрямился и стал способен образовывать карму. — Это вызвал второй поток. Третий поток с развитием легких образовал гортань, и возникла речь. Четвертый поток образовал центр у корня носа, и человек пришел к самосознанию; ранее он обладал лишь самочувствием.
     "Через человеческое тело проходят вибрации пяти эфиров. Один из них циркулирует в твердой субстан­ции и потому называется "земным", поскольку пронизывает также и твердую землю. Эти пять течений по­стоянно циркулируют в человеке и приводят его в связь со всем космосом.
     Из духа соткано все человеческое существо, из духа мы рождены, низошли в материю и снова устремля­емся в дух. Течения, которые действовали при нашем нисхождении в материю, должны быть нами осоз­наны. Мы идем назад тем же путем, каким пришли, но сознательно. Другого истинного развития не существует".42/245 (14.11.1906)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

168. "Мы можем сказать: в голове находится твердое, земля в нас (см.рис.). Но все то, что являет­ся твердым в нас, излучается из человеческой головы, в голове некоторым образом заложено происхождение костей, твердых костных образований. Но в этой же голове мы видим также и переход к жидкостному.Мозг погружен в мозговую жидкость, и в го­лове постоянно проходят, пронизывающие одна другую, вибрации частей мозга и мозговой жидкости, связанной со спинномозговым отделом и остальным телом. Можно сказать, что когда мы рассматриваем нервно-чувствуюшего человека, то здесь мы имеем переход от зем­ного (см.рис.синее) к водному, к жидкому.
     Мы должны, т.обр., сказать, что нервно-чувствующий человек живет в земно-водном элементе. И наш мозг пребывает, собственно говоря, в организационном отношении, в этом соответствии твердого с жидким.
     Перейдем далее к грудной организации, к ритмическому организму, который живет во взаимообмене между жидким и воздушным. Вы видите, что жидкое соприкасается с воздухообразным через легкие. Вы видите ритмическую жизнь как протканное одно сквозь другое жидкое и воздухообразное, воду и воздух. Итак, я могу сказать: ритмический человек живет в водно-воздушном элементе.
     Человек конечностей и обмена веществ живет в переходе от воздухообразного элемента к тепловому — в огненном элементе (красное). Он представляет собой постоянное растворение воздухообразного в теп­ловом элементе, в огненном элементе, который затем пронизывает всего человека как телесное тепло. В действительности происходящее в обмене веществ, в нашем движении является переорганизацией воздухо­образного элемента, газообразного элемента в тепловой, огненный элемент. Когда мы движемся, мы по­стоянно сжигаем ставший воздухом элемент нашей питательной материи. ...

Нервно-чувствующий человек — земно-водный элемент.
Ритмический человек — водно-воздушный элемент.
Человек конечностей и обмена веществ — воздушно-огненный элемент.

     Затем это идет в эфирное, в светообразное, в эфирные составные части человека, в эф.тело. Когда человек через свой организм обмена веществ и конечностей все переводит в тепло, то затем это идет в эф.тело. Чело­век соединяется с эфиром, который наполняет весь мир, здесь он вчленяется в Космос". 210 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

246a.
"Человеческое физ. тело — из жизни
эф. тело — из Слова
астр. тело — из света
Я — из тепла
Самодух — из воздуха света Духа
Жизнедух — из воды Слова
Духочеловек — из земли Отца".Д.22, с.10


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

303a. "Минеральное в человеке лишь как тепловой эфир, растительное — лишь как воздух (аромат, запах); животное — в водном: все выделения; они должны быть доведены до водного".Д.40, с.32
     "Минералы исключают мировые действия, собственные силы несут в себе.
     Растение включает в себя внутренне мировые действия.
     Животные несут мировые действия сами в себе и с их помощью преодолевают растительное...
     Человек преодолевает минеральное и благодаря этому развивает себя за пределы полового развития. ...
     Минералы имеют формы, которые они не ориентируют непосредственно на современные внеземные отношения.
     Растения зависят от внеземных отношений, включают в себя мировое действие.
     Животные зависят от Луны, включают в себя ее действия.
     Вертикальный человек зависит от Земли, дает земному действовать в себе".Д.104, с.31-32


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

319a. "Железо действует так, что Я и астр. тело оказываются в состоянии производить обычную самостоятельность. Олово, свинец захватывают затем организм и вносят духовную самостоятельность".Д.20, с.22
     "Очищенный кислород вновь поступает в нас, чтобы уберечь наше тело от кристаллизации. Поэтому углекислота соответствует твердому физ. телу, а вода, кислород — жидкому, эфирному, или жизненному телу". Воздух, названный мистически "азотом", соответствует телу вожделений, которое работает против чрезмерного действия жизненного тела. Борьба между элементами обусловливает сознание. "Разрушение нервных клеток и нервной ткани порождают тепло". 266-1,с. 318


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

347. "Когда мы испытываем нехватку дыхания, то в дыхательных путях сидит чуждое элементарное существо. Но это аномально образованный дыхательный процесс. В нормальном ... сидит постоянно возникаю­щий человек Постоянно из макрокосмоса идет становление человеческого рождения, рождения внутреннего человека в человеке. Весь процесс, разыгрывающийся здесь, стоит под активным воздействием астр.тела…".
     "В выдохе действует активность эф.тела, жидкий элемент. Во время сна из человека выходит микрокос­мическая часть астр.тела; зато тем деятельнее становится макрокосмическая часть. Во время бодрство­вания человек регулирует вдох сам изнутри, своим астр.телом, а астральность космоса тогда спит. На внешнюю астральность влияет околоземное, климат и т.п. Если мы перейдем в область, регулируемую голо­вой (хотя в ослабленном виде это происходит во всем человеке), то там мы найдем утонченное дыхание, где во вдохе и выдохе участвует тепло; гл.обр. на вдохе, т.к. выдох становится внутренним процессом. Итак, в нервно-чувственной системе мы вдыхаем тепло, тепло космоса, и это тепло несем с собой: "...свет, макрокосмический химизм, макрокосмическую витальность, макрокосмическую жизнь". — Световой, химический и жизненный эфиры макрокосмоса переходят в человеческий организм. В отношении выдоха мы приходим к сильному огрублению в нижнем человеке: от процесса образования углекислоты к пищеварению, к обмену веществ, который является модифицированным выдохом. Одна и та же сумма сил формирует выдох и обмен веществ: она имеет дело с элементом "земли", как в случае вдоха мы имеем дело с элементом "воды".
     Представим себе путь теплового эле­мента: "...он несет свет, химизм, виталь­ность и связывается с дыханием, но не отдает дыханию свет, удержи­вает его; он отдает дыханию только химизм и витальность. Свет остается (отстает) здесь (рис.) и наполняет человека как внутренний свет, ста­новится мыслительной деятельностью".

     Далее в процессе вдоха-выдоха отдается химизм и становится в чело­веке внутренним химизмом, откладывается в нем как макрокосмический химизм. И вплоть досюда, в этом взаи­модействии между выдохом и обменом веществ, идет жизненный эфир и вос­принимается человеком. Итак: "свет входит на путях теплового эфира, стоп! Там же вступает дыхание, для света остановка; свет распространя­ется, он далее не воспринимается организацией человек и может распрост­раняться как свет. Световой организм мы несем в себе как чисто све­товой организм, который мыслит. Мы исследуем процесс до того момента, где вдох граничит с выдохом; до того момента он несет в нервно-чувственном процессе химизм. Потом химизм стоп! Внутренний химизм, хи­мический организм в нас чувствует.
     Теперь мы идем дальше вниз, туда, где выдох составляет пищеварение, обмен веществ. Он не идет до внешнего процесса обмена веществ, состоящего в восприятии средств питания, но только до внутренних процессов обмена веществ. И там стоп! с жизненным эфиром. Жизненный эфир опять-таки образует челове­ческую организацию, которая волит. Так возникает мышление, чувствование и веление". Все три описан­ные стадии во внешне-физическом протекают: 1) в нервных путях, 2) артериях, 3) в венозной циркуляции. Остается собственная витальность; ее физической проекцией являются лимфатические пути. Кто способен видеть, как нервные пути образуют пути чувств, находит на этом пути карму. В процессах лимфы опять-таки образуется карма". Лимфатические пути — это в то же время начала кармических путей, идущих в будущее" (рис.; справа). Там, где образуется венозная кровь, в человеке возникает задержка, скапливание кармы, и человек действует в смысле кармы. "Изменения в крови попросту выражаются в гневе. А то, что там застаивается, поскольку прошлое не остается внизу в венозном процессе, это ведет к действию, переходит в образование кармы". 318 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Планеты и субстанции

516. "Первое. Силы Меркурия действуют так, что человек овладевает твердыми частями своего тела. Если бы в мире не было сил Меркурия, то мы бы оставались вне своего твердого тела.
     Второе. Силы Венеры действуют т.обр., что человек овладевает жидкими частями своего тела (их 90%).
     ...Третье. Силы Луны дают человеку возможность овладеть своим воздушным содержанием". Древние по­священные всё это проверяли. Они ждали, когда им встретится человек, который, например, не может ов­ладеть своим жидким, и смотрели, какими болезнями это сопровождается, какие лекарства в таком слу­чае помогают. Они находили, что помогает медь, и им становилось ясно, что в металлической меди дей­ствуют те же силы, что и в сфере Венеры. Ртуть находили связанной с Меркурием. Таким же способом находили связи растений с планетными сферами.
     "Четвертое — это силы Марса. Они уберегают нас от излияния в тепловой элемент. ... Постоянно имеется тенденция разлиться в тепловом элементе". Силы Марса концентрируют человека, благодаря им он имеет температуру, отличную от окружения. Это действие оказывает железо, находящееся в крови.
     "Пятое — силы Юпитера. Они уберегают людей от излияния в световой элемент, т.е. в световой эфир. Человек превратился бы в облако света, постоянно расширяющееся, если бы не было сил Юпитера.
     Шестое — это силы Сатурна. Они уберегают человека от растворения в химическом эфире". Это выра­жается в том, каков человек: "кислый" или "сладкий", как он действует в морально-физическом; и это связано с химическими взаимосвязями. "В химических взаимосвязях принимают участие силы Сатурна. Как Сатурн действует в человеке — от этого зависит то, как человек изживает себя в связи со своим организмом. Так что в действительности меланхолик является таковым благодаря тому, что он со­всем по-особому вчленен в свои химические взаимосвязи, во все то, что изготовлено в его печени, желчном пузыре и в желудке. ... Т.обр., вы видите, что близкие к Солнцу планеты имеют больше дела с физическим элементом в человеке: с твердым, с жидким, с воздухообразным. Удаленные от Солнца пла­неты имеют больше дела с эфирным элементом в человеке. Солнце отделяет одно от другого". 213 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

534. "С каждым солнечным лучом, когда он освещает день, в нас входит дух. Через каждое ощущение чувств вступает дух; так что утончающееся вверх дыхание ... можно рассматривать как постоянное напечатление духа... Духов Солнца. ... Когда луч света струится в глаз, то Дух Солнца струится с этим лучом света. Дух Солнца — это субстанция утонченного дыхания. Многочисленные ингредиенты духовного Солнца вдыхаем мы вместе с "ощущениями чувств. Так мы пришли к значительному воззрению на чело­века в одном его полюсе. Раскрываясь в сторону своего эф.тела, человек внутри его развивает мировое мышление, мысли Вселенной, в которых пребывает тот, кто сознательно живет в своем эф.теле; они сна­чала ни холодные, ни теплые, они беззвучные. Они подобны всеобщему чувству, когда чувство само по себе совпадает с чувством макрокосмоса (в этом состоянии отсутствуют всякие восприятия чувств). Ес­ли теперь человек вступит в дух органов чувств благодаря тому что (от сверхчувственного переживания эфирного) перейдет к сверхчувственному переживанию физического, то мысли окрасятся с разных сторон. Со стороны глаз вдох, эссенция Солнца, мысль окрасится в цвет, через ухо мысль окрасится в звук, через орган тепла мысль окрасится в тепло и холод; и вы, т.обр., получаете космическое постижение отно­шения мыслительного к чувственному. Мыслительное должно при этом рассматриваться как первоначальное, а чувствующее выступает благодаря пропитке Солнцем, благодаря солнечной окраске". Кроме того Солнце излучает прошлую карму, оно — хранитель прошлой кармы. На солнечном луче, проскальзывающем из орга­на чувств в нерв, в человека входит карма. В то же время карма выходит из человека там, где находится лимфа, где деятельно всё то, что не связано с кровью. И чтобы исследовать это, необходимо обра­титься к силам Луны.
     Когда человек переходит от эфирного к овладению физ.телом, идя к его периферии против хода вос­приятий чувств, то вся жизнь, исходящая от Солнца, является ему благодаря тому, что на этом пути идет прошлая карма, принося некоторое беспокойство. Так человек стал тем, что он теперь есть. И если абстрагироваться от кармы, то восприятие солнечного на нервно-чувственных путях наполняет бесконечным счастьем. Кроме того, солнечное входит в нас с любовью. Любовь есть не просто душевно-духовная сила, но "...сила, которая приводит к росту все физи­ческое". Что же касается лунного действия, то оно вызывает ощущение, будто хочет от нас что-то взять. Солнце дает. Луна берет. Когда мы погружаемся в образование лимфы и крови, схватываем (ясновидчески) физическое, то как бы внезапно обрываются нити и нам предстает некое духовное существо, подобное нам, но как наша карикатура, рожденная из нас. С помощью лунных сил мы здесь видим свое отражение в эфирном, не более того.
     "Так выясняется, каким образом мы стоим в связи со Вселенной, что Луна постоянно выделяет из нас живущие в нас силы, делает их самостоятельными, и они входят в духовный мир, в макрокосмос; постоянно в мак рокосмос из нас входят образы". Но представим себе, что такой образ задержался в человеческом те­ле. Ведь это не просто зеркальное отражение, которое абстрактно, это образ, пронизанный силами. И как ему удержаться в человеке? Он удерживается благодаря тому, что с другой стороны в нас глубоко входят силы Солнца. "Тогда образ остается внутри, работает в человеке, тогда возникает эмбриональная жизнь. Оплодотворение заключается не в чем ином, как в глубоком проникновении сил Солнца (благодаря оплодотворению) туда, где силы Луны схватывают лимфу; и благодаря этому образ, обычно выходящий из чело­века, впитывает физическую материю в человеческом теле. ... Благодаря этому совершается связь лунных сил с солнечными в области лимфы в человеческом организме".
     Итак, "...если образуется эмбрион, то в человеке возникает физический мир, который (потом) должен из него выйти. Если же, с другой стороны, лунные си­лы действуют в их вожделеющей природе — ведь они хотят притянуть, подкарау­лить солнечные силы, — тогда в человеке возникает ... дух Вселенной, духовно эмбриональное. ... тогда мы имеем здесь возможность образовать то, что до земной жизни было в духовном мире, что должно приходить из духовного мира, что здесь вживается как духовно-эмбри­ональное. Тогда в человеке происходит соединение между тем и другим". Только идя этим путем можно уяснить связь че­ловека со Вселенной. "Солнечное действие, которое здесь соединяется с лун­ным действием, получает себе в помощь Марс, Юпитер, Сатурн". При этом вхожде­нии солнечного сначала должен быть ос­тановлен свет. Это делают силы Сатурна. "Силы Юпитера в их мудрости ос­танавливают мировой химизм, силы Марса — жизнь". Силы Солнца модифицируются внешними планетами. Лунные силы, когда они ведут к физическому образованию (эмбриона), модифицируются прямо противоположным образом (в противоположном направлении); когда они остаются просто душевными силами любви, то модифицируются Венерой, а если ослабевают, "...соединяются в повседневной жизни с тем, что приходит с противоположной стороны, то становятся меркуриальными силами божественных вестников, которые нижние силы возводят к высшим в повседневной жизни" (рис).

Действие Луны постоянно хочет привести человека к родству с макрокосмосом. Он возника­ет на Земле как эмбрион, но утонченное действие Луны, идущее непосредственно в направлении действия Меркурия или Венеры, вызывает духовное рождение. В обряде крещения мы совершаем соединение духовно­го рождения с физическим. Солнечное духовное действие выражается в причастии. Образ макрокосмоса вносится в человека в обряде конфирмации. В направлении от Солнца к внешним планетам совершается миропомазание. 318 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

IX. ДУШЕВНЫЕ КАЧЕСТВА — ИХ СУБСТАНЦИОНАЛЬНОСТЬ И ВЛИЯНИЕ НА ТЕЛО, ДУШУ И ДУХ

1354.
"Свет входит в растения, чтобы преобразоваться в них, родиться вновь как живой духо-элемент. В животных нисходит химический элемент, не воспринимаемый человеком; он бы духовно звучал, если бы че­ловек его воспринимал. Животные превращают этот эфир в духов воды. Растения превращают свет в духов света, животные превращают дух, действующий в химическом эфире, в духов воды. Человек же превращает лежащее в космическом эфире, в жизненном эфире, что вообще дает ему возможность жить, но что ему не дано умерщвлять в себе, он превращает это в духа Земли. ... Человек распространяет вокруг себя ауру, сияющую ауру, благодаря чему духовно-земной элемент Земли постоянно обогащается. В этом земно-духовном элементе Земли содержится все то, что человек передает Земле как моральное и т.п., как человеческие качества, которые он несет в себе как выработанные в жизни. ... человек постоянно посылает в мир свою моральную, интеллектуальную и эстетическую ауру, и эта аура, как дух Земли, живет затем далее в земной духовности".155 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1866. "В воздухообразном живет астральный человек, как в водном живет эфирный человек. Через обвал, крушение эфирных мыслей, через преобразование эфирных мыслей в силу, через астральное в воздуш­ном человеке рождается воля, а с волей — силы роста, которые родственны воле.
     Опять-таки, мы имеем в виду не абстрактное слово воля, а конкретный процесс. В нас идет конкретный процесс, в котором захватывается астральное, воздухообразное и простирается по эфирно-водному. И благодаря этому действительно совершается процесс, каким вовне, в природе он представлен на другой ступени, когда об­разование сгорает. В древности этот процесс постигали как процесс серы. И из серного процесса развива­лось то, что душевно переживалось как человеческая воля. ...Говорили, что уравновешивание обоих про­цессов (воли и мышления, соли и серы, астрального и эфирного) — ибо это ведь противоположные процессы — происходят через процесс ртути, через то, что является и формирующим, и жидким, что колеблется некоторым образом между эфирным и астральным, от водного к воздушному".220 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Процессы в организме и память

1870.
"Все происходящее в физических глазах является чем-то косвенным. Происходящее там есть, собственно, игра процессов в Я и астр.организме. Я хочу изобразить это желтым, как пронизание глаза Я — что, естественно, идет затем далее в организм, — а красным — пронизание организма астраль­ным". Теперь рассмотрим систему почек (темно-синее). Она состоит из водного элемента и твердых частей (воды 90%). "Система почек является исходным пунктом водного, которое существует не только в виде выделений почек, но проходит через весь организм и среди прочего входит также и в глаза. ... это не мертвое водное, но живое водное. Вы бы получили совершенно ложное представление о том, что в человеке является жидким, водным, если бы пожелали представить себе в живом человеческом организме (синее) водное наподобие того, как оно течет в ручье. В ручье мы имеем дело с мертвой водой, в человеческом организме — с живой жидкостью. Жива не только плазменная жидкость, но жи­во все жидкое в человеческом организме. И в этом жидком повсюду тонко рас­творены твердые составные части, о которых было сказано ранее; как бы на волнах жидкого они несутся в разные места, в том числе и в глаза. Опять­-таки, на волнах внутренней жидкости излучается эфирный организм человека в глаза. В глазах встречается двоякое. Эфирный организм человека (синее) на­полняет глаза и глазной нерв; и то, что теперь струится в этой наполненной эфирным организмом жидкости, есть астральный образ, возникающий в челове­ческом астр. теле (красное). А это (желтое) является тем, что возникает благода­ря Я. Это струится сюда и далее.
     В результате в человеческом глазу, а также и в глазном нерве сходятся впечатления, идущие извне, которые сначала возникли в Я и в астр. теле, а оттуда выступили внутри физ. и эф. тел".
     "Голова образована как отображение тех космических переживаний, которые человек проделал в доземном бытии и удержал в виде пластических формообразующих сил. От головы ребенка исходят все пластические, формирующие облик мира силы. Из нее из­лучается в остальной организм то, благодаря чему человек во время роста пластически соответствующим образом формирует свои органы.
     Итак, исходящее из головы — это вообще лишь пластические формирующие силы. И когда в голову прони­кает нечто такое, что выступает в процессе зрения, то тотчас же это воспринимается как образующая сила, которая хочет формировать. Что здесь входит через глаза — это хочет в человеке внутренне принять об­лик. Прежде всего оно хочет нервы, систему нервов образовать так, чтобы некоторым образом во внутреннем человека возникал род отображения того, что было здесь как внешнее впечатление. ... сверху вниз, от чувств внутрь идет образующая сила. Она хочет человека неким тонким образом превратить в статую. ... Этому противится иная сила (снизу вверх). ... Она постоянно растворяет то, что хочет сформироваться. ... Постоянно имеет место некий род влияния, которое солевую субстанцию, в ином случае растворяющую­ся, определенным образом спекает, так что она хочет стать твердой солью. Итак, постоянно имеется тен­денция к образованию облика. А снизу идет тенденция, растворяющая его.
     Этот процесс, совершающийся через встречу астрального с эфирным, приходящим на волнах жидкого на­встречу астральному, он неизмеримо важен, в нем заключена, по сути говоря, вся человеческая жизнь. Ибо представьте себе, вам сегодня что-то сообщили. Это является впечатлением. Оно пришло иным чувст­венным путем, чем тот, на котором вы видите красную поверхность, но оно также является впечатлением. Что вам сообщено — это хочет, опять-таки, стать в вас обликом. И если оно станет обликом, то оно останется в вас как воспоминание. И если ваша голова особенно способна осоливать все впечатления, то тогда вы об­ладаете удивительной памятью. Вы можете, как автомат, регистрировать все, что вам когда-либо сообща­лось. Но у большинства людей это не так, поскольку у них сильна тенденция все снова растворять. Что как жидкостное излучение противостоит с эф. телом пластическим формирующим силам, оно постоянно раст­воряет их. Это теплый поток, который постоянно растворяет".
     Если человек запоминает как автомат, то он не самостоятелен, тогда вспоминает не он. В действите­льности это хорошо — когда происходит растворение, — что впечатление проникает в жидкое, но не созда­ет твердых образований. Тогда все остается в астр. теле. Человек засыпает, выходит с астр. телом и Я, и снова просыпается, и снова засыпает. Так происходит 3-4 раза. "Впервые лишь после четвертого сна растворяющие силы ослабевают, и тогда твердо оседает то, что этот пластический образ, который там внутри больше не растворяется, делает основой для представлений-воспоминаний, для памяти".
     "Если вы вспоминаете только вчерашнее, то это дело вашего астр. тела. "Но если человек забыл что-то на 4-й день, то, значит, растворяющая сила была достаточно крепкой и на 4-й день, и тогда она растворила все". Тогда мы забудем непременно.
     В трехчленном человеке (головы, ритма и конечностей) развитие в голове идет наиболее медленно. И если для какого-либо впечатления нужна, скажем, секунда, то со стороны системы почек успевает прийти четыре атаки растворения. Это выражается в том, что за одно дыхание наш пульс делает четыре удара. "Дыхательная система является тем, что, действуя из ритмической системы в голову, приносит ей в четы­ре раза замедленный темп. ... И в том, как это выражается через в четыре раза более медленный темп головы, в этом заложено все оплотневание. что в состоянии превратить человека в статую". Встреча впечатлений, идущих извне и из системы почек, совершается в ритмах дыхания и циркуляции крови. Потому и приходится на каж­дое впечатление четыре растворяющие атаки снизу, и потому же необходимо четыре сна, чтобы импульс из­вне достаточно окреп.
     "Если человек закроет глаза, сознательно притупит мозг и посмотрит на то, что струится от почек, то обнаружит имагинации, плывущие по живой воде; так предстает в имагинации собственное внутреннее". Если почки нездоровы, то слишком сильное излучение идет в живую воду, и тогда в имагинации выступает субъективное, выражающее заболевание почек.
     "Глазной нерв способен постоянно создавать в глазу контурные образования. Сосудистая оболочка с кровью хочет их постоянно растворять.
     Происходит это не так грубо, как обычно себе представляют, но так, что артерии глаза идут своим пу­тем, а потом вчленяют в себя вены, и не бывает так, чтобы одно примыкало к другому. Именно в глазу ар­терии проходят так, что кровь некоторым образом изливается из них, а затем вбирается венами; в глазу возникает некое легкое протекание и вбирание назад. Это ложное и грубое воззрение, когда считают, что артериальная кровь непосредственно приходит в венозную. Это не так. Возникает тонкое излияние и снова втягивание. И в том, что здесь возникает как такое излияние, вибрирует ритм циркуляции; а в нерве, который сюда подходит, в нем вибрирует ритм дыхания. В глазу же одно переходит в другое.
     Итак, зрение состоит в том, что эти два ритма сталкиваются в глазу. Если бы они были одинаковы, мы не могли бы ви­деть". Это подобно тому, как если бы вы пошли медленнее, чем идет повозка, и почувствовали, что ее что-то тянет. Свое Я вы чувствуете потому, что голова движется в 4 раза медленнее, чем остальной организм. Нарушение этого ритма 1: 4 обусловливает болезни. Одни из них вызываются чрезмерным преобладанием процесса растворения, другие — затвердения. Возникают, например, судороги. (Далее дано опи­сание причин возникновения некоторых детских заболеваний. — Сост.).
     В замедленном ритме действует ариманическое, в ускоренном — люциферическое. Это представлено в де­ревянной скульптурной группе. Ариман там находится в отвердевших формах, Люцифер — в закругляющихся.218(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

526. "Люди сегодня видят друг друга в таком облике, что не замечают самого важнейшего, они не имеют "глаза" для другого человека. В этом отношении люди ещe далеко не использовали того, что до сих пор в разных инкарнациях вступало в души через искусство. На развитии искусства можно многому научиться. ... Конечно, всякая ветвь культуры самым различным образом разветвляется дальше и несeт в себе всевозможные сторонние влияния, но одновременно всякое искусство несeт в себе нечто такое, что способно привести к более глубокому, более конкретному познанию человека. Кто действительно углубляется в художественные формы, которые создаются, например, живописью или скульптурой, или в сущность внутренних движений, которые пульсируют в музыке и в поэзии, кто углубляется в это, кто действительно переживает искусство внутренне (в наши дни часто сами люди искусства этого не делают), кто действительно достигает такого переживания искусства, тот пронизывает себя чем-то таким, что одаряет его способностью постигать человека... в направлении его образной природы.
     В период души сознательной должна выступить способность образно постигать человека. ... Мы должны научиться провидеть сквозь образную природу человека его духовный праобраз. По мере удаления в будущее человек для человека будет становиться словно прозрачным. Формы головы, походка — они будут рассматриваться с другим внутренним участием, с другим внутренним интересом, чем ... это было возможно до сих пор. Потому что лишь тогда будет считаться, что знаешь человека сообразно его Я, когда будешь обладать указанным пониманием его образной природы, когда сможешь подойти к человеку и ощутить, что воспринимаемое в нeм внешним физическим взором так относится к его истинной духовно-сверхчувственной действительности, как написанная на полотне картина относится к той действительности, которую она изображает. ... Что таким образом будут видеть в человеке, если его формы, его движения и всe, что с этим связано, будут постигать как образ вечного, — это будет либо согревать, либо охлаждать, будет наполнять понемногу или внутренним теплом, или внутренним холодом. И люди будут странствовать в мире интимно, интимно знакомясь друг с другом. ... В наихудшем положении будут находиться те люди, которые не будут ни согревать, ни охлаждать. Получить внутреннее переживание теплового эфира, которое пронизывает собой твоe эф.тело, — это будет рефлексом повышенного интереса, который должен развиться в отношении человека к человеку". 185(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     376
. "Розенкрейцера-Майстера человек находил, сначала научившись в физическом мягком блеске челове­ческих глаз воспринимать небесную речь. Тогда в невзыскательном окружении, в невзыскательных человеческих отношениях в ХIV-ХV веках можно было встретить в Ср.Европе такие примечательные индивидуальности, которые внутренне были наполнены Богом, которые внутренне были связаны с духовным Храмом, доступ к ко­торому был столь же труден, как доступ к Святому Граалю, описанному в известных легендах".
     "И глубоко западающими в сердце словами Майстер говорил ученику: своим физ.телом, поскольку ты вос­принимаешь в себя минеральное царство и изменяешь его, поскольку ты человеческое царство воспринима­ешь в себя и перерабатываешь его, ты принадлежишь Серафимам, Херувимам, Престолам. Поскольку ты явля­ешься эф.телом, то в этом эфирном ты подобен животному, но ты принадлежишь духам, которые должны быть обозначены как вторая Иерархия: Кириотетес, Динамис, Эксузиаи; поскольку ты господствуешь над водным элементом, то ты принадлежишь не Земле, а этой Иерархии. И когда ты господствуешь над воздушным элементом, то ты также принадлежишь не Земле, а Иерархии Ангелов, Архангелов, Архаев.
     И когда ученик в достаточной мере получал эти наставления, то он больше не чувствовал себя принад­лежащим Земле. Он чувствовал, как неким образом из его физ., эф., и астр. тел исходят силы, которые через минеральный мир связывают его с первой Иерархией, через водный элемент — со второй Иерархией, через воздушный круг — с третьей Иерархией. И ему становилось ясно, что на Земле он живет единственно благодаря тому, что носит в себе тепловой элемент. Но вместе с этим ученик-розенкрейцер воспринимал тепло, которое он носил в себе, как собственно земно-человеческое. И все более учился он чувствовать родственным этому физическому теплу душевное тепло и духовное тепло. И если позднейший человек все более и более отрицал связь с Божественным своего физического содержания, своего эфирного содержания, своего астрального содержания через твердое, жидкое и воздухообразное, то ученик-розенкрейцер сознавал это особенно хорошо, а также он сознавал, что поистине земно-человеческим является тепловой эле­мент. В тот момент, когда ученику розенкрейцера-Майстера открывалась тайна связи теплового элемента с человечески-земным, он осознавал свое человеческое продолжающимся в духовном". И ученику предлага­лось самому найти то место, где его духовное могло сомкнуться с космически-духовным. Пройдя курс на­ставлений, ученик мог сказать майстеру: Я ухожу от тебя утешенным, ибо, зная истину о тепловом элеме­нте, я могу мое физическое продолжить в душевном и духовном. Большой покой обретал ученик, и этот по­кой отражался на его лице. Так что постепенно через его глаза могло начать говорить само Небо. Это глубоко душевное обучение существовало до первой трети ХV столетия сокрытым от процессов, описываемых внешней историей. Затем чуждая Богу цивилизация распространилась и на те места, что я вам сейчас опи­сал.
     "В астральном свете можно увидеть много сцен, подобных той, что я вам описал. Это дает основное настроение, когда мы оглядываемся на времена, которые часто описываются как темные, и снова возвраща­емся в наше время. И при этом взгляде в сердце восходит духовное откровение, которое должно было стать достоянием людей с последней трети ХIV в., открывается глубокое страстное стремление духовным образом снова говорить к людям. А говорить духовным образом — значит говорить не абстрактно: духовный образ требует различных знаков, чтобы говорить всеобъемлюще. И такой речью, которая должна была быть найде­на для тех духовных существ, которые должны говорить к современному человечеству, такой речевой фор­мой был сожженный год назад наш Гетеанум. Поистине, в этих формах должно было говорить то же, что с подиума говорилось слушателям в идеях. Гетеанум содержал нечто такое, что вновь могло напоминать о древнем в совершенно новой форме.
     Когда посвящаемый вступал в Эфесский Храм, то его взгляд обращался к той статуе, о которой я уже говорил, к той статуе, которая говорила словами в его сердце: соединись с мировым эфиром, и ты уви­дишь земное из эфирных высей, — так некоторые ученики Эфеса видели земное из эфирных высей. Но опреде­ленное племя богов стало завистливым. И тогда, за столетие до Мистерии Голгофы, несмотря на зависть богов, люди должны были мужественно продолжать свое дело — продолжать путь, даже ослабевая, — продол­жать то, что из пра-древних лет святого развития человечества действовало до пожара в Эфесе. И если бы наш Гетеанум был полностью закончен, то при вступлении в него с запада взгляд также направлялся бы на ту статую, где человек должен был бы находить требование познать себя как космическое существо, будучи поставленным между силами люциферического и силами ариманического во внутреннем, Богом несомом, сущностном равновесии. А если он обращал взор к колоннам, архитравам, то они говорили речью, ко­торая являлась продолжением идей, звучавших с подиума. Слово звучало далее, вдоль форм, образованных пластически. А вверху, в куполе, можно было видеть сцены, которые развитие человечества являли близ­ким к тому образу, в котором оно предстает духовному взору. В Гетеануме можно было тому, кто способен ощущать, увидеть воспоминание о Храме в Эфесе.
     Но ужасную, ни с чем не сравнимую боль вызывает то ... что факел был брошен в Гетеанум в тот мо­мент, когда он должен был стать носителем обновления спиритуальной жизни.
     Мои милые друзья, наше страдание было глубоко. Наше страдание было невыразимым. Но мы приняли ре­шение продолжать нашу работу для духовного мира, несмотря на постигшую нас трагедию. Ибо в своем сердце мы можем сказать: когда человек смотрит на пламя, поднимающееся в Эфесе, то выступает вписанная в это пламя зависть богов, вступает в то время, когда люди еще не свободной волей должны были следовать за добрыми и злыми богами.
     В наше время люди организованы для свободы. И год назад в канун Рождества мы смотрели на пожираю­щее пламя. Красный огонь поднимался к небу. Темно-синие, красно-желтые языки пламени поднимались из общего моря огня, которое охватило металлический инструмент, находившийся в Гетеануме, гигантское мо­ре огня многочисленных цветов. И это море огня с цветными линиями говорило душевной боли: это зависть людей.
     Так в человеческом развитии говорящее от эпохи к эпохе соединяется в одно большое несчастье. Так идут нити от слов, выражающих здесь большое несчастье, из времен, когда человек еще в несвободе взирал на богов, но должен был освободиться от несвободы, идут нити духовного развития от того не­счастья, где вписанными в пламя стоят слова: зависть богов, — к нашему несчастью, где человек в самом себе должен найти силу свободы и где в пламя было вписано: зависть людей. В Эфесе была статуя Бога; здесь, в Гетеануме, — статуя Человека, статуя Представителя Человечества Христа Иисуса, и мы, иденти­фицируясь с Ним, со всем смирением входим в познание, как некогда уже мало понятным современным людям образом ученики в Эфесе входили в Диану Эфесскую. ... Гетеанум взят от нас. Но дух Гетеанума, если мы хотим быть прямыми и честными, не может быть взят от нас". 233 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1261
. "В будущем Михаэль-Христос будет стоять как направляющее Слово в начале пути, по которому человек сможет космически правильно пройти между люциферическими и ариманическими властями и достиг­нуть мировой цели. ... "Философия свободы" подготовляет к тому, чтобы о свободе знали то, что потом может быть узнано на духовном, проходимом совместно с Михаэлем пути".
     "Переживаемое человеком в свободе не смеет каким бы то ни было образом действовать на его эф. или физ.тело. Если бы это случилось, то человеку пришлось бы совершенно выйти из того, чем он стал в резу­льтате этапов своего духовного развития под влиянием божественно-духовной сущности и божест­венно-духовного откровения.
     Переживаемое человеком посредством того, что есть лишь божественно-духовное творение в его окружении, должно влиять лишь на его духовное — на его Я. На его физическую и эфирную организацию может иметь влияние только то, что в потоке развития — не в его окружении, а внутри самой его сущности — является продолжением того, что имело свое начало в сущности и откровении Божественно-духовного. Но в человеческой сущности это отнюдь не смеет действовать совместно с тем, что живет в эле­менте свободы.
     Но благодаря тому, что из пра-древнего прошлого развития Михаэль переносит нечто, дающее людям связь с Божественно-духовным, которое в настоящее время более не вмешивается в физический и эфирный процесс образования; внутри миссии Михаэля развивается почва для общения человека с духовным миром, общения, отнюдь не вторгающегося в природное.
     Возвышающе действует созерцание того, как через Михаэля сущность человека поднимается в духовную сферу, в то время как бессознательное и подсознательное, раскрывающиеся ниже сферы свободы, все глубже срастаются с материальным.
     Положение человека относительно существа мира будет становиться для него в будущем все непонятнее, если помимо своих отношений к природным существам и к природным процессам он не согласится признать еще таких отношений, как его отношение к миссии Михаэля.
     Отношение к природе научаются познавать как нечто, созерцаемое извне; отношения к духовному миру ис­ходят из чего-то такого, что является, до известной степени, внутренним разговором с сущностным, доступ к которому открывают себе благодаря принятию сообразного духу рассмотрения мира.
     Итак, чтобы смочь пережить импульсы свободы, человек должен быть в состоянии не подпускать к своему существу известных воздействий природы, которые действуют на его существо из космоса. Это недопущение происходит в подсознательном тогда, когда в сознании действенны силы, которые именно и представляют жизнь Я в свободе. Для человеческого внутреннего восприятия существует сознание действия в свободе; для духовных существ, которые из других мировых сфер связаны с человеком, это представляется иначе. ... Человек отталкивает от себя космические силы, которые хотят строить его дальше, которые хотят дать его я-организации необходимые физические подпорки, как они давали их ей до века Михаэля.
     Михаэль, как существо из Иерархии Архангелов, получает свои впечатления с помощью существ из Иерар­хии Ангелов. Он посвящает себя задаче описанным здесь образом доставлять человеку из духовной части космоса силы, которые могут заменить подавленные силы, идущие из бытия природы. Он достигает этого тем, что приводит свою деятельность в полнейшее созвучие с Мистерией Голгофы. В деятельности Христа внутри земного развития лежат силы, нужные человеку при действии в свободе для уравновешивания подав­ленных импульсов природы. ... Человек будет чувствовать себя пронизанным "духовным теплом", переживая "Христа в себе". Ощущая себя в этом пронизании, он скажет себе: это тепло освобождает твое человече­ское существо от уз космоса, в которых оно не смеет оставаться. Для того, чтобы ты завоевал свободу, божественно-духовное бытие пра-древности должно было привести тебя в области, в которых оно не смог­ло оставаться с тобою, но в которых оно дало тебе Христа, дабы Его Силы вручили тебе, как свободному человеку, то, что некогда тебе давало божественно-духовное бытие пра-древности на пути природы, кото­рый был тогда и путем духа. Это тепло приводит тебя снова назад к Божественному, из которого ты про­исходишь. ... Так же состоит дело и с духовным светом. Человек может вполне прочувствовать себя в сво­ей человеческой сущности всецело наполненным духовным светом, осознавая себя как свободную индивиду­альность. Но с этим все-таки связано некое помрачение. Божественно-духовное пра-древности больше уже не сияет. В свете, который Христос приносит человеческому Я, снова присутствует пра-свет. В таком со-бытии со Христом всю душу может солнечно просиять дающая блаженство мысль: снова вернулся древний дивный божественный свет; он сияет, хотя его сияние и не природное. И человек в настоящем соединяется с духовными космическими силами и с сиянием прошлого, в котором он еще не был свободной индивидуально­стью. И в этом свете он может найти пути, правильно ведущие его человеческую сущность, если в своей душе сознательно соединится с миссией Михаэля.
     Тогда человек почувствует в духовном тепле импульс, так переносящий его в его космическое будущее, что в нем он сможет остаться верным пра-дарам божественно-духовных сущностей несмотря на то, что в их мирах он развился в свободную индивидуальность. И в свете духа он ощутит силу, которая приведет его, воспринимающим при все повышающемся и ширящемся сознании, к миру, где он как свободный человек вновь окажется вместе с богами своего происхождения".
     "В таких областях, где человек чувствует, что его взгляд на внешний мир духовно падает на Михаэля, а взгляд внутрь души духовно падает на Христа, — там зреет та душевная и духовная уверенность, через которую он сможет пойти тем космическим путем, где, не утрачивая своего происхождения (первоисточника), он найдет свое правильное завершение в будущем". 26(115-118)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru