Главная
4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ
XI. НАРОДОВЕДЕНИЕ
6. Восточноевропейские народы.
Россия и Европа
|
1486."Последнего периода жизни Ницше не понять, если не учесть того, как во всех его ощущениях, во всем, что он чувствовал и думал, служа примером, действовал тот же самый элемент, который, например, у Достоевского, как психологический элемент, пронизывает его искусство. Эта особенность русского Востока, что всего человека постигают в непосредственно природном, но так, что это непосредственно природное рассматривается так же, как изживание духовного, ощущают человека так, что инстинкты в то же время ощущаются как духовное, не так, как на Западе и в Средней Европе, где это ощущается психологически, но душевно; — вот это теснится теперь в Ницше...". 65 с.534-5
1487."На Востоке имеется народ, который в отношении основополагающих сил своей души сегодня еще добывает в детском возрасте, но в 6-ю культуру эти силы позволят ему развиться до особой высоты. Основополагающие силы этого народа должны действовать спиритуально в силу своего спиритуального характера и как таковые должны познаваться и лелеяться. Но что за жизнь распространена теперь среди большей части этого народа? — Ленинизм! Об этом можно высказываться только гротескно — я не имею в виду людей, а само дело, — что это есть соединение культурной обезьяны Запада с культурным пророчеством Востока. Нет двух вещей, дальше отстоящих одна от другой, чем те, что соединены здесь. ... Из народных сил Востока хочет выработаться вообще нечто антифилистерское; ленинизм же есть абсолютная, фундаментальная сила филистерства, низвержение всех далеко идущих культурных интересов и утверждение культурных интересов наиболее узкого филистерства. Это нужно понять. И самым подходящим средством для понимания этого является Духовная наука. Она работает против филистерства, апеллируя к широким, большим интересам людей". 181(13)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|