Главная
4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ
XI. НАРОДОВЕДЕНИЕ
2. Народы. Духи народов.
Национальность и язык
|
1335. Р.Штайнер на педагогической конференции говорит о том, что было бы неплохо, если бы преподавание французского в школах прекратилось естественным путем. "Это было наибольшим заблуждением Ницше, когда он назвал немецкий язык вводящим в заблуждение. Это французский не только вводит в заблуждение, но и притупляет, выводит людей из самих себя. Когда кто-то с вдохновением говорит по-французски, то остается впечатление, что он не совсем в себе. ... Это сказано радикально. Но необходимо так взглянуть на вещи, тогда можно прийти к нужным нюансам чувств, с которыми входят в преподавание французского". "Французский — это почти отмерший язык, подобно латинскому в средние века; он уже тогда был мертв. ... Что дает французскому силу — это фурор, кровь французов. Язык, собственно, мертв, и он продолжает говорить как труп. Сильнее всего это выступило во французской поэзии XIX века. Душа совершенно коррумпируется через употребление французского языка". Пользуясь языком-трупом, французы и свою кровь ведут к отмиранию. 300-б с.280-282
1336. "Английская речь флегматическая, греческая — в высшем смысле сангвиническая. ... немецкая речь — как многое, здесь представляет середину, — сильно меланхолическая с очень сильными сангвиническими чертами". (См., например, философские речи Фихте, отдельные места в "Эстетике" Гегеля.) 295(5)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|