BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





БОЛЬШЕВИЗМ — и будущее - см. также ЛЕНИНИЗМ

Пролетарское движение в действии

698. "Не забудем, что наихудшее случилось бы в том случае, если бы осуществилась иллюзия пролетариата о мировом господстве, ибо тогда пришлось бы опять преодолевать это господство. ... Что будет происходить в тех районах, где пролетариату дастся господство? ... а то, что происходит в России: придется укокошить столько людей, сколько большевики укокошили в России. Все эти идеи годятся для того, чтобы заниматься грабежом, пожирать старое и ничего не создавать нового. ... Для примера возьмeм один факт: в 1917 г. государственная касса России имела приход 2852 млн.рублей, в этот несчастный 1917 г. — 2852 млн. рублей. Ворвался большевизм. Он занялся грабежом, государственный приход в России в 1918 г.: 539 млн.рублей! Примерно 1/5 прошлогоднего прихода. ... О подобных вещах не следует судить кое-как, но их следует рассматривать в связи с тем, как протекает объективный ход событий в человеческой истории под влиянием этих фактов. Если бы такой социальный строй распространился, люди пришли бы к нулю, к ничто. Но прежде, чем наступит это ничто, из подсознания людей то там, то здесь выступит реакция, и к распространяющемуся пролетаризму, пронизанному марксизмом, должно, опять-таки, из разных центров, примешаться то, что в вере, в импульсах, или также в иллюзиях, или, собственно, в глупостях люди готовили столетиями, а то иногда и тысячелетиями. Это примешается не в том облике, какой оно носило в прошлом, но в преображенном облике. Поэтому об этом необходимо знать и быть в состоянии правильным образом его оценивать".
     "Не правда ли, можно согласиться, например, с тем, что династия Гогенцоллернов как таковая больше не всплывeт. Но чувства людей, при которых могла жить династия Гогенцоллернов, эти чувства людей продолжают жить дальше, маскируясь в другую форму. Или не так уже невероятно, что при этом до определeнной степени, возможно, имеется воля Антанты, чтобы злосчастная династия Габсбургов вновь как-либо возникла. Но речь идeт не о том. Чувства, которые были в состоянии в человеческих сердцах поддерживать династию Габсбургов, они будут жить дальше. Они, конечно, не намереваются снова восстанавливать эту династию Габсбургов, но они будут соучаствовать, эти самые чувства, в той реакции против пролетаризма, о которой я говорил; в совершенно другой форме они выступят вновь. Почему и необходимо выступающее из различных центров видеть насквозь здоровым суждением. При этом важно видеть отношения взглядом, направленным сквозь действительность. Факты как таковые не имеют цены. ... Они еe получают, когда сплетаются с правильными суждениями".
     "Что ныне является социальным мышлением также и пролетариата, — это может вести только к разбою, к разрушению. Дело в том, что социальные вопросы, когда их берeт пролетариат, принимают такой образ, что пролетарское чувство далеко отстоит от спиритуальности. Однако спиритуальность должна быть туда введена. И хотя внешне видимым образом они далеко отстоят одно от другого, внутренне они взаимосвязаны: пролетарская воля и спиритуальность. Пролетариат сегодня отбивается руками и ногами — ибо в этой борьбе голова не особенно присутствует — от спиритуальности. ... но без спиритуальности он ничего не достигнет". 185-а(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

887. Так что за эксперимент ставится на востоке Европы под руководством Запада? Руководство Запада проступает в нeм ясно и не только потому, что Ленин и Троцкий — духовные ученики Запада, но и непосредственно: под надзором Парвуса в запломбированном вагоне они были импортированы в Россию.
     "Что хотят сделать с восточно-европейской культурой? Там пытаются всe, что является человеческим, что как человеческое воплощено в человеческую телесность, исключить и Люцифера с Ариманом сплести в одной культуре. И стань это сегодня действительностью на Востоке, то из артельной работы Люцифера и Аримана выступило бы творение, в котором было бы исключено всe полезное индивидуальному человеку, и это творение в люциферически-ариманической культуре было бы как элемент вплетено в машину, во весь ход такой машины... которая безжизненна... вплетeнное в неe, было бы человеческой природы, внутренне живым, проодушевлeнным, проодухотворeнным. Но поскольку оно не может существовать в просто люциферически-ариманической организации, то ему пришлось бы при этом погибнуть". 195(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

893. "Создаваемое ленинизмом есть чистейший интеллектуализм. ... со временем ужасным образом явит себя вся невозможность из интеллектуального мышления основать человеческую социальную структуру". 191(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

894. "Троцкизм и ленинизм означают заболевание всего культурного развития Европы. Восток, если там будет осуществлен марксизм и ему удастся проникнуть до школы, станет искусственным заболеванием европейской культуры; ибо марксизм считает, что культура может возникнуть из одного внечеловеческого. Но культура может возникнуть только тогда, когда человек из себя постоянно оздоравливает то, что во внечеловеческом постоянно стремится к упадку". 301(14)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Большевистский эксперимент

905. "Последующие поколения ещe будут иметь возможность сделать наглядной разницу между майей и действительностью в отношении того, что в ближайшие годы произойдeт на востоке Европы. Современное же поколение принимает майю ... за действительность. Оно воспринимает ныне происходящее таким образом, что считает его тем, что и вправду хочет совершиться. Но это не так. На поверхность хочет выступить нечто совсем другое. И народы слабо вооружены для понимания того, что здесь хочет выйти на поверхность". 177(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

906. "Пойди дело так, как оно теперь запущено в ход в России, — Земля утратила бы свою задачу, ее задача была бы изъята из Мироздания, Земля ариманизировалась бы". 294(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

908. "Из материалистических учений, от кафедр пришeл в двух последних поколениях большевизм. Это фактическая взаимосвязь. И тот, кто хочет и далее лелеять материализм в познании, через Духовную науку мог бы осознать, что через два поколения материализм станет ещe хуже — вызовет нечто ещe более худшее, чем то, что теперь (это говорится в 1920 г.) имеет место в России, когда 600 тысяч человек — не более того имеется там ленинистов — господствуют над миллионами. И людям, чтобы отбиваться от этих ленинистов, требуется куда больше сил, чем в своe время (напр. в XIII в.) католикам, отбивавшимся от своих епископов". 198(12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

923. "Школьная реформа Луначарского представляет собой нечто ужасное. Она есть смерть всей культуры! И хотя от большевизма происходит очень много плохого — наихудшим является большевистский метод преподавания! Ибо, если он победит, то искоренит всe, что перешло в культуру из прежних времeн. Это не будет достигнуто в первом поколении, но тем увереннее произойдeт в последующих поколениях, и тогда довольно быстро всякая культура исчезнет с земной поверхности. Кто-то должен это видеть. Ибо представьте себе, что теперь мы живeм при дилетантских требованиях умеренного социализма, позади которого раздаeтся звон колоколов, намеревающихся образовать социализм превратнейшим образом. Хорошее с наихудшим звучит здесь совместно. Вы сами слышали в этом помещении людей, певших дифирамбы большевизму и даже не подозревающих о том, что этим они загоняли дьявольское в социализм". 293(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

937. "События, разыгравшиеся в марте (февр.революция в России) — свержение царизма, — носят метафизический характер. Их можно понять только в том случае, если принять во внимание их метафизический характер.
     В своей сфере мы можем непредвзято обсудить подобные вещи. ... Почему вообще существует царизм? Если отвлечься от отдельных пацифистов, упрямцев, которые в шутовстве, балагурстве царского мирного манифеста видели что-то серьeзное, то можно сказать: собственно, те, кто по различным основаниям был связан с русским царством, они не любили царизм! А те, которые его любили, их любовь также не была особенно честной. Но почему вообще существовал царизм? Царизм существовал — я выражусь парадоксально — для того, чтобы Европе было что ненавидеть. Эти силы ненависти было необходимо возбуждать. Существовал царизм, и царизм вeл себя так, чтобы Европе было что ненавидеть. Ненависть была нужна Европе как подставка для кое-чего другого. Царь должен был существовать, чтобы прежде всего быть пунктом, вокруг которого могла бы концентрироваться ненависть; ибо одна волна ненависти теперь уже готова, и после этих дней о ней можно будет судить уже и внешне. То, что теперь разыгрывается, преобразуется в мощное чувство ненависти, которое больше не понять так, как ранее понимали симпатию и антипатию... на физическом плане. Ибо будут ненавидеть не просто люди. Средняя и Восточная Европа будут ненавидимы не людьми, а определeнными демонами, которые будут жить в людях. Время, когда восточная Европа будет ненавидима даже больше, чем Средняя Европа, такое время скоро придeт.
     Эти вещи следует понять, эти вещи не следует брать легко. Они должны быть поняты, если люди решатся искать связь с духовным миром". 180(13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

946."Это не прогрессивно, что вносится на Восток, это наиреакционнейшее течение, порожденное тем, что как нисхождение было предопределено человечеству ещe в середине XV в. Живущее теперь в русском ленинизме — это продолжение духа Константинопольского собора 869 года. ... Это реакцион­нейшее течение, если его не поймут, механизирует дух (через хозяйственное папство, единую бухгал­терию), вегетаризирует душу (через правовые воззрения и государственную жизнь) и анимализирует те­лесные инстинкты (в телах родятся животные инстинкты), которые всe больше и больше станут изживать­ся в кровных воззрениях. Нет оснований закрывать глаза на эти вещи. ... Я бы сказал: экстремально являет русский Восток то, во что хочет впасть человечество. Оно хочет со старым духом вклиниться в механизирование духовной жизни, целиком огосударствливая школы. Оно хочет впасть в обездушивание, в вегетацию души, оглушая действительное чувство права, а через распространение книг оно хочет ввести видимость, ложное социалистическое государство. Полагают также осуществлять естественную че­ловеческую жизнь, расковывая в теле дикие, животные инстинкты, которые человек носит в себе. И это задача Средней Европы — из глубокой нужды ясно всe это видеть". 192(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

948. "Европа облегчeнно вздохнула, когда большевизму не удалось победить Польшу. Ещe более удо­влетворeнно вздыхают, когда той или иной силе удаeтся пережить победу над большевистской Россией. Думающие так не подозревают, что если и дальше станут действовать в старом смысле, "госу­дарственно-политически", то в неотдалeнном будущем они увидят идущий потаенно большевизм, восстав­ший в ином устрашающем облике, который, однако, покажется им ближе, чем русский большевизм". (Сказано в 1920 г.). 24 с.185


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1016. "Об интеллектуализме человек вынужден думать материалистически, ибо всe, что мыслится, что сегодня думает наука, теология, что думает сегодня широкое христианское сознание — всe это мыслится только человеческим мозгом и является материализмом. Одной стороной тогда является словоисповедание, вера в слова, а с другой — большевизм. Большевизм потому так разрушителен для человечества, что он является исповеданием одного мозга, материального мозга ... а наш физический мозг постоянно находится в процессе разрушения, умирания. И если всe, что мыслится таким образом в ленинизме и троцкизме, мы обратим на социальный строй, то возникнет разрушительный процесс, т.к. в таком случае о социальном строе мыслится на почве разрушения: ариманически. Такова другая сторона.
     Обе стороны выступили во всeм христианском элементе в XIX и XX столетиях: одна из них — это национализм, люциферический облик антихристианства; а то, что заостряется в ленинизме и троцкизме — это ариманический облик антихристианства. Это лопаты, которыми сегодня должна быть вырыта могила Христианству — национализм и ленинизм. И повсюду, где совершается культ с национализмом и троцкизмом, пусть даже в особенном виде, там сегодня роется могила Христианству, там господствует для проницательных настроение, в истинном смысле слова настроение Страстной Пятницы.
     Носитель Христианства лежит в могиле, и люди кладут на нее камень. Два камня кладут люди на представителей Христианства: национализм и внешний социализм. И человечеству необходимо прийти к Пасхальному Воскресению, когда камень, или камни, отваливаются от могилы. Христианство восстанет из могилы не ранее, чем люди преодолеют национализм и фальшивые социализмы, найдут путь, ведущий их от самих себя к пониманию Мистерии Голгофы. Людям, обращающимся к вере в Христианство из настроений современности, Ангел говорит: "Тот, Кого вы ищите, Его здесь больше нет". И Ангел не скажет, что Он здесь, до тех пор, пока не исчезнут антихристианские импульсы нашего времени". 198(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1066. Движения, которые будут иметь большое влияние в ближайшие 50 лет, — это католицизм и русский большевизм. "Я говорю сейчас не о политическом, а о духовном влиянии..." 37 с.447


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1073. "Радикальное крыло Запада изживает себя в большевизме, и Запад переживeт, как то, чего он сам не хотел иметь, прилетит к нему с Востока, как в не очень отдалeнном будущем с Востока к нему вернeтся то, что он вдвинул туда. И тогда это будет примечательным самопознанием". 199(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1085. "Если в мире и в человеческих головах будут действовать внешние материалистические импульсы... то ужасной рабской цепью будет поистине опоясана не только Германия, среднеевропейские страны и Россия, но вся цивилизованная Земля. ... и никто уже не узнает радости. Ибо то, что придeт из древности, может только привести мир к концу! ... Новое должно прийти из духовного мира". 187(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1280. "Было бы очень полезно современным жителям Средней Европы посматривать на Восток, ибо то, что будет развиваться на востоке Европы, сегодня полностью маскируется, полностью подавляется. Что в настоящее время установлено в Восточной Европе — это, естественно, является противоположностью тому, что там должно развиваться. Ибо то, что, например, установлено в т. наз. Великороссии, есть борьба против всех духовных основ человечества, тогда как определенные духовные основы человечества должны развиваться как раз на Востоке. Но наше время не склонно держать глаза действительно открытыми, а рассудок бодрственным в отношении того, что происходит вокруг. ... О таких людях, как Ленин и Троцкий, уже наши сов­ременники должны быть в состоянии судить как о больших, интенсивных врагах истинно духовного развития человечества, каких еще не знали никакие времена, ни ужасные времена римского цезаризма, ни худшие времена ренессанса. Например, Борджиа, описанный в истории как борец с духом, — поистине маль­чик-сиротка по сравнению с тем, что коренится в таких людях, как Ленин и Троцкий. Эти вещи, вообще говоря, ускользают от современных людей, однако же необходимо, чтобы на них обращали внимание. ... Од­нажды должно быть со всей твердостью выработано суждение, что в сравнении с современными событиями тот отпечаток, что получили римский цезаризм или история ренессанса, отныне должен быть назван "историями об институтках". ... Итак, если хотят увидеть подготовляемое на Востоке, необходимо, естественно, об­ратить внимание на то, что особенно скрывают от спящего рода человеческого, прячут куда сильнее, чем прятали некоторое время тому назад. Востоку следует приобрести больше суждений о его духовных творцах, в которых постоянно можно находить много правильного из того, что можно назвать зачатками истинного понимания европейского Востока. Этот европейский Восток постепенно, конечно, не в ближайшем будущем, породит людей, которые выработают взгляд на повторные земные жизни, но иным образом, чем это было опи­сано в отношении Запада. На Западе имеет место род борьбы с повторными земными жизнями; на Востоке бу­дет акцептирована, принята истина о повторных земных жизнях. На Востоке разовьется тоска по такому воспитанию человеческой души, чтобы она замечала ... как в ней живет нечто, идущее от одной земной жиз­ни к другой. В воспитании будет указываться на определенные вещи, которые именно люди Востока будут исключительно сильно переживать. Уже детям будут указывать на то, что коренится в человеке, что может быть почувствовано и что не исчерпывается в телесной жизни. Старший, воспитатель будет говорить юному: почувствуй себя, что ты чувствуешь в своей душе? — И когда этот вопрос будет сформулирован в различной форме, юный придет к тому, что скажет: я чувствую, как будто бы там есть что-то такое, что уже раньше было на Земле, прошло через смерть и в будущем придет сюда снова; но это совсем смутное чувство". С помощью дальнейших бесед юный поймет: "то, что я здесь чувствую, что живет всегда, это раз­рушает мое мышление, это не дает мне мыслить, это хочет мысли во мне убить". Затем придет очень важное, естественное чувство, чувство того, что в человеке есть нечто, идущее от жизни к жизни. "Я чувствую нечто во мне, что является моим вечным, но я чувствую это почти как убийцу моих мыслей". Возвещение этого можно найти уже у Достоевского, чувство некоего внутреннего убийцы мыслей.
     "Постепенно начнут чувствовать душу рассудочную, или характера, как нечто, лежащее далеко позади и убивающее мысли. ... Эти души будут считать себя внутренней могилой своего собственного сущест­ва, но такой могилой, благодаря которой создается место для откровений духовного мира; и тогда явится следующее чувство. ... Души скажут себе: это истинно, когда я мое вечное, идущее от жизни к жизни, ощущаю так сильно, что оно как бы убивает мысленное напряжение, мои мысли устраняются, а божествен­ные мысли струятся и распространяются над могилой моих собственных мыслей. — Придет Самодух. Душа со­знательная ступит в могилу, и Самодух выступит таким образом. — Я не пытаюсь схематизировать: здесь душа сознательная, там приходит Самодух; но я хотел бы ввести вас в человеческую душу, ка­кой она будет, когда Я постепенно ощутит переход от души сознательной к Самодуху. ... Человек ста­новится пустым (освобождается от того, что вошло в него в греко-латинскую эпоху, от мыслей), но не напрасно: в пустоту постепенно войдет новое духовное откровение — сначала в тонкой форме, — и в человеческой душе оно распространится как Самодух. Подобные вещи не происходят без значительной внутренней душевной драмы, душевной трагедии. Бессчетное число людей именно на Востоке переживут глубокую внутреннюю душевную трагедию, глубокое внутрен­нее душевное страдание благодаря тому, что они почувствуют: мой внутренний человек убивает мои мысли. — И определенная усталость, определенное затмение найдет на людей, поскольку ощущаемое ими как идеал, который людям следует искать, не принесет какого-либо освобождения на первых порах, но скорее некое затмение, отмирание, внутреннюю усталость.
     Чтобы эти отношения увидеть объективно, так увидеть, чтобы и понять, мочь ориентироваться в них, для этого существует среднеевропейское человечество. Оно тогда исполнит свою задачу, когда всмотрится в такие отношения. Для этой цели оно должно вспомнить то, о чем я говорил в моей книге "О загадках человека", вспомнить о том духовном течении, которое развито Фридрихом Шлегелем, Шеллингом, Гегелем Фихте, Гете. Но для этого воспоминания нужно немало. Взять хотя бы один пример: многие ли в современ­ном мире понимают духовный облик Гете? или родство нашего дорнахского строения с духовным обликом Гете?" 181(17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

938. "Представим себе гипотетически: Европа осуществит идеалы большевизма, идеалы Бернской социал-демократии, т.е. социал-демократии социалистического конгресса (Берн, февр.1919). Что было бы следствием этого, если бы те люди достигли того, о чeм они мечтают? — В этом случае из Европы (несмотря на все национальные предрассудки) все свободные силы непременно перелились бы в свободную Америку... Развилась бы ужасная конкуренция между Европой и Америкой, в результате которой Европа с неизбежностью впала бы в пауперизм, а Америка разбогатела бы не беззаконием, а только в силу одной глупости европейской социальной политики". 189(1)
     "Если люди не изучают жизненных условий здорового социального организма, то им лишь остаeтся разрушать старый социальный организм, насколько это разрушение возможно. Но такое, разумеется, может совершаться лишь до определeнного пункта. Всe, что ныне совершается без этой идеи (соц.организма), является хищнической эксплуатацией старого строя. Это теперь началось в России и оттуда пойдeт далее". 190(12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

939. "Из России цивилизации грозит болезнь, выразить которую слова бессильны". 36 с.57


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

940. "Большевизм в Азии станет всe более так преобразовываться, что несмотря на то, что он является наиболее внешним последствием наиматериалистичнейшего мировоззрения и социального воззрения, его станут исповедовать с тем же религиозным рвением, с каким некогда там постигали сверхчувственный мир. И в тех же формулах, в каких некогда говорили о святом Брахмане, станут говорить о хозяйственной жизни. Ибо основная предрасположенность душевного не меняется, она остаeтся; и дело здесь заключается не в содержании". 199(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

3. Борьба за дух

     409
. "Из трехчленного человека новой культурой, что началась в ХV веке и своей вершины достигла в XIX в., во внимание была принята лишь одна треть: человек представлений, головной человек. И следует спросить: а что же происходит в мечтательном, чувственном человеке, в спящем, волящем человеке, и что происходит между засыпанием и пробуждением? Да, милые друзья, как люди, мы можем благополучно оставаться материалистами в жизни наших представлений! Это показал еще ХIX в. Этот XIX в. показал еще правомерность этого материализма, который привел к позитивному познанию материального мира. Мы можем быть материалистами нашей головы. ... но не в нашей власти остается наша сновидческая жизнь чувств, не в нашей власти остается спящая жизнь воли. Их — особенно жизнь воли — в то же самое время переживают спиритуально.
     Интересно с духовнонаучной точки зрения рассмотреть, что здесь, собственно происходит. Возьмите Молешотта, Кцольбе, которые своей головой признавали один только сенсуализм, материализм; там, внизу они при этом имели своего волевого человека, который чувствует целиком спиритуально... только голова о том не знает... когда считается с духовным миром. Они имели своего человека чувств, который считается с призрачными явлениями. И если мы правильно наблюдаем, то мы видим игру, когда сидит материалистический писатель и ужасно ругается на все, что коренится как спиритуальная природа в его человеке чувств и человеке воли; он неистовствует, поскольку тот спиритуалист, что вздымается в нем, является целиком его противником.
     Так оно происходило. Идеализм, спиритуализм был здесь. ... Он находился в волевом сознании человека, и сильнейшими спиритуалистами были материалисты, были сенсуалисты!
     Но что же живет в человеке чувств телесно? — Ритм, циркуляция крови, ритм дыхания и т.д. А что живет в человеке воли? — Обмен веществ. Рассмотрим сначала этот обмен веществ. Когда голова занята исполненной духа переработкой материальных вещей и материальных явлений в материалистическую науку, то при этом обмен веществ, который также охватывает всю человеческую структуру, вырабатывает противоположный образ мира. Он вырабатывает насквозь спиритуальный образ мира, который именно материалисты бессознательно носят в себе. Но в обмене веществ это действует на инстинкты, на желания, и этим во всем человеке вызывается нечто противоположное тому, что этот спиритуальный образ мира должен нести. Он пронизывает инстинкты, захватывается ариманической властью и действует не в божественном смысле, но в ариманически-духовном смысле. Он приводит инстинкты к высшей степени эгоизма. Он так развивает инстинкты, что человек начинает заботиться только о своей жизни, становится бессовестным в социальных потребностях, в социальном сочувствии и т.п. Именно индивидуальное здесь доходит до эгоизма инстинктов. И это вырабатывается под поверхностью материалистической цивилизации, это заявляет о себе во всемирно-исторических событиях... И если развитие пойдет только в сторону выработки последствий этого явления, то конец XX столетия может пройти в войне всех против всех именно в той области земной эволюции, где развивается т.наз. новая цивилизация! — И то, что здесь вырабатывается, мы видим уже распространяющимся с Востока на 111большую часть Земли! Такова внутренняя взаимосвязь! Ее только нужно видеть". Вспомните, как я говорил, что философия в общем-то насквозь буржуазных философов Авенариуса и Маха была принята большевизмом. 206(6.УШ)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru