Главная
4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ
V. ДУХОВНЫЕ ПЕРВОПРИЧИНЫ НОВОГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
3. Правление Архангела Михаэля
Аристотелизм и импульс арабизма в Европе
|
355. Коменский не мог погрузиться в то материалистически чувствующее духовное течение, в которое погрузился Бэкон, пройдя врата смерти. "Изжитое им при дворе Гаруна аль Рашида, в силу восточной мудрости, было обновлено благодаря тому, что в XVII в. он стал той индивидуальностью, которая со всей энергией отстаивала мысль: духовное проходит через всe развитие человечества, вчленяясь в него. Часто тривиально утверждают, что Коменский верил в "тысячелетнее царство". В действительности это означает, что Коменский верил в наступление такой эпохи в развитии человечества, когда оно воспримет духовное, из духовного мира вчленяющееся мировое развитие. Он указывал, что духовное пронизывает, ткет волнами сквозь всю природу; он написал "Пансофию" — всемудрость. Это глубоко духовная черта во всех действиях Коменского. При этом он стал обновителем сущности воспитания. Это известно: он стремился к наглядности, но к иной, чем материализм, наглядности, к насквозь духовной наглядности". 236(4)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|