BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





СОЛНЦЕ (планета)


Общий очерк

114. Др.Луна выступает из состояния "мирового сна" как единое тело. На ней происходят повторение древнего сатурнического, затем солнечного развития, но в изменившихся условиях. Затем Духи Движения приносят в жертву свое астральное тело. Благодаря этой жертве человеческое существо приобретает первые душевные качества, с помощью которых испытывает удовольствие и неудовольствие от процессов внутри себя. Духи Формы видоизменяют эти чувства так, что в человеке появляются "первые признаки желания и вожделения". Однако они лишены "внутренней жизни и самостоятельности".
     Физическое на др.Луне уплотняется до "воды", понимаемой как "жидкая форма бытия"; т.обр., физ.тело человека включает в себя отныне вещественность трех родов: тепловую, воздушную и водную.
     На Луне проявляется двоякое отставание в виде двух царств Бытия. Низшее из них образуют существа, остановившиеся на ступени Сатурна, — у них лишь одно физическое тело; второе образуют существа, не способные включать в себя самостоятельное астральное тело. Отставшие царства пронизывают и человека. Из Луны выделяется мировое тело, "как возрожденное и утонченное Солнце"; оно берет с собой лишь "теплоту" и "воздух". Выделение Солнца позволяет Иерархиям беспрепятственно проходить свое высокое развитие, чему помешала бы плотная вещественность воды. Благодаря этому они могут сильнее дейстовать на Луну. С нею остались связанными Духи Формы. "Они закрепляют вожделения и природу желаний", благодаря чему водное уплотняется до "тягуче-жидкой" формы; уплотняются также и воздушные, и тепловые образования.
     "Всякое развитие основано на том, что сначала из окружающей жизни отделяется самостоятельное существо; потом в отделившемся существе, как бы через отражение, запечатлевается окружающее, а затем это отделившееся существо самостоятельно развивается дальше". Так это было и на Луне. Солнечные существа имели собственную жизнь, отраженную лунными процессами. Но потам произошло нечто особенное, имевшее огромное значение для всего последующего развития. Отставшие существа "завладевают находящейся в их распоряжении стихией воли (наследием Престолов)" и развивают свою, независимую от солнечной жизнь. В это вовлекается и "царство предков человека".
     Вся Луна в это время состояла из растительно-минеральной массы. Ее покрывало второе царство — растение-животных. "И сам человек мог быть обозначен как человеко-животное". Но его облик облагораживали существа Солнца, возвышая его над лунной жизнью; они давали ему также силы самому работать над своей природой. Духи Формы делали его приспособленным к лунной жизни. В человеке было две природы. Та, в которой действовали отпавшие духи, была самостоятельнее, чем первая, в которой жили солнечные существа. Между обеими природами возникла борьба. Солнечные существа внесли в нее равновесие, сделав "вещественную организацию, которая обусловливала самостоятельное мировое сознание, преходящей и подверженной разрушению". Выделяя из себя эту организацию, человек совершенно отдавался солнечной жизни; потом лунная часть вновь восстанавливалась.
     Духи Личности на др.Луне поднимаются к инспиративному сознанию, Архангелы — к имагинативному. Первые оказывают действие на астральное тело человека, вторые — на эфирное. Астральное тело благодаря этому получает характер личности, может относить к себе переживаемые им радости и страдания. В нем еще нет сознания "я есмь", но оно чувствует себя несомым духовном окружением. Эфирное тело все более развивает внутреннюю жизнедеятельность. Возникают процессы роста, питания. Последнее одновременно было и родом дыхания, поскольку растение-животные, служившие пищей, были не плотнее "густого пара". Дыхание состояло во вбирании в себя и излиянии теплоты. Астральное тело позволяло сопровождать эти процессы дыхания и питания чувствами. Процесс представления был в человеке Луны близок к размножению. Окружающий мир не воздействовал на чувства непосредственно, а рождал образы в смутном сознании. Эти образы можно сравнить со сновидениями, только соответствовали они внешним событиям и могли служить руководством к действию, подобно современным восприятиям. В этих образах появляются и существа Иерархий: в растительно-животном царстве — Духи Личности, в минерально-растительном — Архангелы. Ангелов человек переживает в связи с физическим, в виде эфиро-душевных образований. Сообразно образам слагались все внутренние процессы. Это были созидающие силы. Человек стал "отображением процессов своего сознания".
     Но постепенно в природе человека стали образовываться члены, уклонявшиеся от влияния образного сознания. "Эта часть человеческого существа все более и более живет жизнью, пробуждаемой Солнцем. Другая часть выступает из первой наподобие своего рода головы. Она подвижна в самой себе, пластична и слагается сообразно смутной жизни человеческого сознания". Но обе части тесно связаны между собой. Человеческие существа начинают то попадать в сферу солнечного влияния, то отвращаться от него, для чего Луна приходит в движение вокруг Солнца.
     Ангелы на др.Луне проходят свою "человеческую" ступень. Они пользуются зачатками человеческих органов чувств и совершенствуют их. Сам же человек живет то в смутном сознании отданности солнечному бытию, то в более ясном сознании предоставленности самому себе. Эти состояния подобны сну и бодрствованию, а также жизни на Земле после рождения и после смерти. В солнечные периоды человек в своем астральном и эфирном телах являл собой образование, подобное изумительному музыкальному инструменту, "на струнах которого звучали Мистерии Вселенной". В лунное время вместо гармоний Вселенной вставали образные представления. В это время оживали органы в физическом и эфирном телах, стоявших под непосредственной властью сознания, а те части, форму которым давали солнечные существа, постепенно засыхали и распадались. "И как бы из могилы своей прежней телесности вставал заново внутренне сложившийся, хотя еще и невзрачный в этой форме, человек". Под влиянием солнечных существ и их гармоний тело вновь слагалось в своем совершенстве, и процесс повторялся. Ядро человеческой сущности переходило от одного сознания к другому; рождением и смертью это еще назвать нельзя. Человек производил не новое существо, а самого себя в новом образе.
     Ангела человек переживал как род группового "Я". Человек ощущал, что в солнечные периоды он становится как бы единым с ним, но теряет его из виду, а в лунные бывает тесно связанным с ним в образном сознании. Ангелы чувствовали себя как бы умноженными в человеческих существах, отраженными в них, и этому служили человеческие органы чувств. В астральном теле указанное отражение рождало сумеречное лунное сознание. В физическом теле деятельность Ангела выразилась в закладке нервной системы, представлявшей собой продолжение органов чувств внутрь человека..
     Итак, Духи Личности рождают в человеческом астральном теле самостоятельность. Благодаря этому человек, когда Солнце не светит ему, может углубиться в себя, работать над собой. Архангелы сообщают эфирному телу род воспоминания, благодаря чему и в обновленном теле человек чувствует себя тем же самым. Ангелы делают физическое тело "выражением ставшего самостоятельным астрального тела". В солнечное время физ. и эф. тела слагаются под влиянием Духов Формы и Духов Движения, действующих с Солнца. В результате всего этого в человеке вырабатывается зачаток Самодуха (Манас). По мере перехода лунного эона в духовное состояние Духи Мудрости одушевляют человека мудростью, его эфирное тело получает зачаток души рассудочной. Духи Движения пробуждают астральное тело, что выражается в рождении души ощущающей. "Эти зачатки души ощущающей и души рассудочной являются выражением Самодуха. ...а он означает их высшее единство и гармонию". Мудрость напечатлевается всем царствам др.Луны, и они вновь соединяются с Солнцем. Наша Земля есть потомок этого "Космоса Мудрости".13 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

238a. В эпоху Атлантиды "во всех физических процессах, во всех трансформациях, метаморфозах являл себя образ действительного духовного свершения. ...Вокруг Атлантиды видели правящих богов. ... в физическом выделяли душевное и духовное".
     "Солнце — оно женское: оно рождает дитя — середина Атлантической эпохи. Мистерии обращают взор вверх; возникают континенты, они содержат духов, которые прежде пребывали в основе человеческого облика".346, с.170, 317
     Воздух в Атлантическую эпоху содержал в себе несравненно больше влаги, чем теперь. "Человек тогда не смог бы жить с субстанцией, какой он обладает теперь. Он имел субстанцию...подобную той, которой сейчас обладают рыбы. А если мы возьмем начало той эпохи или даже ее середину, то человека тогда можно было физическими глазами разглядеть не легче, чем современных медуз в воде".343, с.542
     "Атланты еще не умели думать; они были ведомы богами. Арийцы должны из самих себя стать господами своего мира".
     "Источник всей мудрости Востока и Запада... — Атлантида".266-1, с.115, 218


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

145. (1; 7-8) "Если кто-нибудь желал прийти к посвящению путем излияния души в Макрокосм, не достигнув сперва высшего солнечного посвящения, но оставаясь как бы в пределах частичного, неполного посвящения, то его душевный взгляд, его душевный свет направлялся к тем тайнам, которые можно было найти в связи с каким-нибудь одним определенным созвездием. Но сначала его взгляд должен был очиститься от материального (восприятия); для этого — или в ритуалах Мистерий, или через "благодать свыше", как у Иоанна Крестителя — заботились о том, чтобы взгляд такого человека направлялся к данному созвездию, но так, чтобы между ним и этим созвездием находилась Земля. Другими словами: его взор должен был ночью сквозь Землю устремляться к созвездию. Когда на созвездие смотрят не физическими глазами, то и видят не физическое, а духовное, т. е. те тайны, которые выражает собой это созвездие.
     И взор Иоанна Крестителя был подготовлен так, что мог проникать ночью сквозь материю Земли в направлении созвездия Водолея; и когда Ангел овладел его душой, он мог получить то посвящение, которое называлось "посвящением Водолея". Таким образом, Иоанн Креститель — со всем тем, что он знал, что он чувствовал — мог предоставить в распоряжение Ангела все те способности, благодаря которым Ангел мог высказать всю полноту посвящения Водолея и указать на грядущее явление власти Я, "Kyrios", господина в душе. Это давало посвящение Водолея. Но вместе с тем, Иоанн Креститель указывал, что пришло время, когда посвящение Водолея испытывает перелом, когда оно должно смениться другим, дабы могло быть вполне понято приближение господства Я. Поэтому он говорил своим близким ученикам: "Я тот, кто может предоставить в распоряжение своего Ангела все силы, проистекающие из посвящения Водолея. Но за мною идет Hекто, Кто может предоставить в распоряжение своего Ангела дальнейшие силы!"
     Если днем Солнце движется от созвездия Овна, через Тельца, Близнецов и т. д., к Деве, то ночью вы имеете движение, идущее в направлении от Весов, Водолея к созвездию Рыб, т. е. движение духовного Солнца. Иоанн получил посвящение Водолея и указывал, что Тот, Кто должен прийти, будет иметь посвящение Рыб, т. е. посвящение, следующее за посвящением Иоанна, как более высокое. Поэтому Иоанн Креститель говорил своим близким ученикам: "Через посвящение Водолея я могу отдать в распоряжение своего Ангела те силы, с помощью которых он может возвестить, что идет "Kyrios" — господин; но придет некто, имеющий силы, символизируемые в посвящении созвездия Рыб. И он примет в себя Христа!" Этим Иоанн Креститель указывал на Иисуса из Назарета. И поэтому древняя традиция дала Христу символ Рыб. А так как все, происходящее внешне, являет собой символы внутренних процессов, то помощниками Посвященного Рыб были избраны "рыбаки". Все это суть внешние, исторические события, и в то же время — глубоко символические действия для выражения духовных тайн. — "И более высокое посвящение низойдет к человечеству!" — говорил Иоанн. ... "Я крестил вас водой", — говорит Иоанн. Крещение водой было во власти тех, кто получил (из космоса) с небес посвящение Водолея. Но поскольку духовное Солнце идет в другом направлении, чем физическое ... — в смысле движения от Иоанна Крестителя к Иисусу из Назарета идет от Водолея к Рыбам, — то в мир вступает Некто, обладающий Посвящением Рыб, Некто, могущий воспринять те духовные силы, те духовные импульсы, орудием которых является Посвящение Рыб, и становится возможным не только крещение, каким крестил Иоанн, но более высокое крещение, которое Иоанн называет крещением Духом Святым".124 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

110. "В форме пентаграммы проходит некое течение через эф.тело человека. Сначала оно идет через точку Я во лбу, потом в ноги, потом в руки — из одной в другую через сердце. Со сгибани­ем тела, его отдельных членов, "сгибается" и течение (эф.тела). С разными частями течений связаны различные планеты (см. рис.).

Человек постигает планеты как принципы, которые, собственно, действуют всегда и во всех глобах лишь каким-то совершенно опреде­ленным образом.
     Принцип Сатурна — это физическая основа; Солнца — вечный рост, вечный прогресс; Луны — закрепление, отставание, задерживание, застывание; Марса — мужество, агрессивное вторже­ние в жизнь чувств, красная кровь; Меркурия — выход из чувственной жизни; Юпитера — освобождение Я; Венеры — вхождение в любовь.
     Планетам и их принципам соответствуют цвета: Сатурну — зеленый; Солнцу — оранжевый; Луне — фиолето­вый; Марсу — красный; Меркурию — желтый; Юпитеру — синий; Венере — индиго".264 с. 188-190
nbsp;    "В окружающем нас мире, повсюду на Земле, мы постоянно окружены пятью эфирными потоками". В Индии их называют таттвами. Они пронизывают человека, двигаясь по пентаграмме.
От 1 к 2 идет земной эфир
От 2 к 3 - водный эфир
От 3 к 4 - огненный(тепловой) эфир
От 4 к 5 - воздушный эфир
От 5 к 1 - мысле-эфир
266 - 1, c.183
     Цвета планет: — зеленый, — синий, — красный, — черное, — голубая, — желтый, — фиолетовая.
     266-3, с.128


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Мир Бога-Отца и мир Бога-Сына

535. Когда мы смотрим на зеркало воспоминаний, то видим там некий род очагов разрушения; они спо­собствуют укреплению нашего Я. "Что внутри себя человек имеет как положительную задачу, без чего мы не могли бы вырабатывать наше Я, — этого не следует выносить вовне. Плохой, злой человек выносит это вовне, хороший человек удерживает в своем внутреннем. Будучи вынесенным вовне, это становит­ся преступлением, злом. Оставаясь внутри, оно оказывается тем, в чем мы нуждаемся, чтобы образовать правиль­ную силу "я". В мире нет ничего такого, что, будучи поставленным на свое место, не имело бы благодатного значения. Мы были бы бездумными, легкомысленными людьми, если бы не имели в себе этих очагов". В них уничтожается материя, превращается в ничто, "и внутри этого ничто, которое здесь возникает, мы можем дать возникнуть доброму, когда вместо своих инстинктов, своих потребностей, вы­зывающих лишь образование самости, эгоизма, изливаем в эти очаги разру­шения с помощью моральной конституции души всё то, что составляет моральные, этические идеалы. Тогда возникает новое. Тогда имен­но в этих очагах разрушения возникает семя для будущих миров. Здесь мы, как люди, принимаем участие в возникновении мира. ... В бытии Юпитера будет только то, что сегодня у людей в этих очагах раз­рушения возникает как новообразования из моральных идеалов, в том числе, конечно, и из антиморальных импульсов. ... В бытии Юпитера между ними будет борьба".
     Вещи, подобные вышеизложенным, невозможно представить миру без достаточной подготовки, взятой из других областей Духовной науки. Однако должны быть найдены формы — как это, например, делалось в прошлом, когда го­ворилось о грехопадении, — в которых современным людям стало бы известно, что внутри них есть очаги разрушения. "Бог-Отец действует вплоть до материи в ее законченности. ... Но внутри нас материя отбрасывается в ничто, пронизывается чисто духовной сущностью, нашими моральными идеалами, а также и аморальными. Отсюда проистекает новая жизнь. Мир должен явить нам свой двойственный облик: Бога-Отца, как Он творит внешне видимое, и как это достигает своего конца в человеческом внут­реннем, где оно отбрасывается в хаос. Мы должны сильно чувствовать конец этого мира, который есть мир Бога-Отца; и мы увидим, как благодаря этому мы придем к внутреннему пониманию мистерии Голгофы, к тому внутреннему пониманию, через которое станет наглядным как то, что в смысле творения Бога-Отца приходит к концу, так и то, как оно через Бога-Сына вновь оживает, как образуется новое начало".
     "Действительное Христианство должно иметь ощущение живого, но также быть в состоянии отделить ощущение оживающего от умирающего. Поэтому важнейшее представление, которое необходимо связать с Ми­стерией Голгофы,—это представление о воскресающем Христе, о Христе побеждающем смерть. В этом зак­лючается все дело: увидеть, что важнейшим является представление о проходящем через смерть и воскре­сающем Христе. Христианство — это не просто религия спасения, таковыми были и восточные религии, Христианство — это религия воскресения, религия пробуждения того, что в противном случае остается лишь разрушающейся материей.
     Космически разрушающуюся материю мы имеем в Луне, а заново возникающее — в солнечном". Имагинативно видно, как луна постоянно собирает материю из окружения, расщепляет ее и распыляет в мире. Об­разуется как бы один круг, внутри другой, третий, наконец, сама Луна. Центра ее материя не перено­сит, она там расщепляется, растворяется в мире. Она концентрируется к центру, но самого центра не пере­носит и расщепляется в мировую пыль; материя в Луне постоянно спрессовывается и растворяется.
     В Солнце "...материя хотя и приближается к центру, но затем начинает излучаться, будучи пронизанной жизнью. Она не расщепляется, но получает жизненность; Солнце из центра распространяет повсюду жизнь. И вместе с этой жизнью развивается астральность. В Луне такого не происходит; там астральность раз­рушается. В Солнце астральность соединяется с излучением. Солнце в действительности есть нечто, из­нутри пронизанное жизнью, где средоточие, центр является не непереносимым, но действует как нечто оплодотворяющее. В центре Солнца живет космическое оплодотворяющее. В космической противоположности Солнца и Луны дана противоположность между повергающей в хаос и восходящей, прорастающей материей.
     Когда мы погружаемся в наше внутреннее, мы смотрим в наш внутренний хаос, в наше лунное. Здесь внутренняя Луна. ... Но затем в нас через наши чувства проникает солнечное и входит в лунное. ... Через оба эти переживания человек видит в раскалывающемся, распыляющемся мир Бога-Отца, который дол­жен здесь пребывать, пока не превратится в мир Бога-Сына, данного по сути, физически в мировом солнечном. Лунное и солнечное соотносятся между собой как Божественно-отчее и Божественно-сыновнее".207 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

540."Высшие существа постоянно живут на небесных телах; подчиненные существа посылаются от одно­го небесного тела к другому, вызывая в Мироздании различные течения. Эти последние часто представля­ют собой не что иное, как некоего рода пути, по которым определенные элементарные или высшие сущест­ва движутся от одного мирового тела к другому. Поэтому ясновидческому сознанию сначала предстает, как, скажем, мировые магнитные или электрические потоки идут от одного небесного тела к друго­му, а затем, при более точном рассмотрении, все превращается в сонм духовных существ, движущихся от одного небесного тела к другому".
     Если взять Солнце, то оно предстает разделенным крестообразно на четыре части, или пространства (рис.), и из 1-Й части исходит такой поток духовных существ, пронизывает Землю солнечной жизнью и возвращается на Солнце в 3-ю часть.

     Другой поток существ пронизывает Луну. Но имеются существа, которые не странствуют к Луне, но в то время, как другие существа идут к Луне, они снова возвращаются на Солнце. В этой картине мы имеем праобраз человека как микрокосма: сердце — как микрокосмос Солнца, легкие — микрокосм Земли, мозг — микрокосм Луны. Космические потоки отражаются в че­ловеке как его система кровообращения с артериальной и ве­нозной кровью, проходящая по большому и малому кругу (рис.). Только в человеке космический ритм нарушается вмешательст­вом Люцифера и Аримана. Благодаря им это и приходит к выра­жению в вещественном бытии.286 с.56-58


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

855. После Луны душа входит в сферу Меркурия, будучи в состоянии — часто ценой больших страда­ний — приспособить свой физиономический облик к светлым силам сверхчувственного мира. "В сфере Мер­курия начинает проявляться понимание всего того, что было воспринято на Земле". Здесь особенно существенно, был ли человек на Земле материалистом или проявлял понимание сверхчувственного. Это сказывается и в сфере Венеры, где материалист не понимает сущностей третьей Иерархии, среди которых он находится. "На Венере на него будут изливаться силы космической любви. Он же, не приобретя на Земле способности любви, в областях, куда он теперь приходит, будет находить все в высшей степени странным и чуждым. ... но если на Земле он сознательно или бессознательно питал ненависть, то эти силы в сфере Венеры превратятся внутри него в силы гнева". В сфере Венеры получает особенное воспитание воля, пребывающая в конечностях и в обмене веществ.
     "В сфере Солнца силы работают главным образом над тем, что в земном отражении мы знаем как чувство. ... Солнце — это, прежде всего, колония сущностей второй Иерархии: Властей, Сил, Господств". Здесь человек встречает других человеческих существ, здесь происходит превращение его существа: ниж­него в верхнее. О Земле там человек говорит как о потустороннем мире. Если вы анализируете историю, идя в обратном направлении, то может оказаться, что, скажем, годы между 1500 и 1550 вам особенно знакомы. В большинстве случаев это возникает потому, что в сфере Солнца вы пережили в это время чрезвы­чайно живо вашу связь с земным существованием.
     По сути говоря, все планетные сферы имеют тесную связь с Землей, но не в одно время. Так, в египетскую эпоху над Землей интенсивно работали силы Венеры, в греко-латинскую, — силы Солнца, в нашу, 5-ю послеатлантическую культуру — силы Марса. Мы знакомимся с силами Марса в жизни между смертью и новым рождением, пройдя через существование на Солнце. При этом и во всех последующих сферах влияние Солнца сохра­няется. Здесь следует особо отметить, что в современную эпоху, пройдя через врата смерти, человек наблюдает во Вселенной духовную войну между всеми видами духов добра и зла. Существенную роль при этом играет деятельность Солнца, состоящая в выбросе железа через врата т. наз. солнечных темных пя­тен. Это железо употребляется в виде комет и метеоров Архангелом Михаэлем. И все это, опять-таки, связано с человеческой свободой. Тут необходимо научиться пользоваться находящимся внутри нас же­лезом, когда мы понимаем его как выражение духовного во Вселенной. "Время, в которое мы живем, связа­но, таким образом, также и с испытаниями, через которые человек проходит между смертью и новым рожде­нием". 231(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1. Любовь и ее окружение

Ягве — Будда — Логос
1355. "Ночью, в определенные часы Луна посылает нам отраженную силу Солнца. Это тот же самый свет, который приходит к нам с Солнца. Так в древние времена Ягве, или Иегова, отражал чистую мудрость, силу шести Элоимов, и эта сила устремлялась во время ночного сна в людей, подготавливая их к тому, что поз­же они стали способны силу любви постоянно получать также и во время дневного сознания. ... О ночи вы знаете, что в пра-древние времена она была намного длиннее и более действенна для человека, чем теперь. ... Луна — это символ Ягве, или Иеговы, а Солнце есть не что иное, как символ Логоса, являющегося сово­купностью других шести Элоимов. Лишь символически нижеследующий рисунок указывает на это.

     Вы можете изучить его, а также медитировать над ним. И если вы поразмыслите над ним, то найдете, какая глубокая мистериальная истина представлена здесь: в течение долгого вре­мени ночному сознанию бессознательным образом, через Яг­ве напечатлевались силы любви. Так человек был подготов­лен к тому, чтобы постепенно мочь воспринимать сам Логос, силу Его Любви. ... И вот мы подходим к другой стороне Мистерии.
     Мы сказали, что человек призван на Земле к самосознающей любви. Поэтому в светлом дневном сознании он должен иметь водителя, учителя, который предстоял бы ему так, что он мог бы его воспринимать. Только во время ночи, в сумеречном сознании могла быть напечатлена человеку любовь. Однако мало-помалу должно было наступить нечто такое, что дало бы человеку возможность внешне, физически самому увидеть сущность любви. Как это могло произойти? Это могло произойти только так, что Существо Божественной Любви, Логос явился на Землю... Поскольку человек развился до восприятия через органы внешних чувств, то Бог, Логос должен был Сам стать чувственным Существом. Он должен был высту­пить в плотском теле".103 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Сущность

1653. "Солнце является источником всего интеллектуального". Фома Аквинский говорит об интеллиген­ции звезд, но он стоит здесь в связи со старой упадочной традицией, где под интеллигенцией понима­лось нечто иное, чем сегодня.240 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Две воли и два чувства. Свет и тьма

1877. "В нашем человеческом бытии мы можем различать два рода воли: внутреннюю и внешнюю. И мы мо­жем сказать: внешняя воля является нам в ее действии, когда мы бодрствуем. Внутренняя воля является нам в ее действии, когда мы спим. ... Воля имеет дело с органической деятельностью... с процессами обмена веществ. ... И вот из этого моря воли человеческого существа ударяет волнообразно то, что от­крывается в чувствах. Мы ведь знаем, что чувство (см.схему) является очень смутной действительностью человеческого существа, что чувство для сознания обладает лишь той интенсивностью, что и сновидение. И тем не менее оно светлее воли. ... Человек просветляет себя в своих чувствах. И когда он просветля­ет себя, то два полюса воли восходят в интенсифицированное сознание; выявляются как внутренняя, так и внешняя воля, когда они могут пробиться в сознание.
     Подобным же образом мы различаем два рода чувств... одно выбивается из воли и родственно состоянию сна человека. Оно изживается в антипатиях, которые человек развивает в широком объеме... в то время как воля, ведущая человека во внешний мир, когда она ударяет в чувства, приво­дит нас в исполненное симпатии отношение с внешним миром". Чувства раскрываются в душевной деятельно­сти. "Мы можем с этой точки зрения изучить душевную жизнь и получим много показательного. Мы увидим, что бодрствование призывает нас к симпатии к окружающему миру. Антипатии приходят из бессознательных состояний. Они проникают из спящей воли. ... Благодаря антипатиям мы отдаляем себя от окружающего мира, делаем себя одинокими, замыкаемся в себе. Эгоизм, развиваемый человеком, имеет своей предпосыл­кой восходящие внутри антипатии. Чем эгоистичнее человек, тем больше элемента антипатии действует в нем. Он хочет замкнуться, он хочет по возможности чувствовать в себе".
     В обычной жизни мы не замечаем, как взаимодействуют симпатия и антипатия. Но в аномальных случаях, например, когда во сне нас мучают при стесненном дыхании кошмары, можно узнать, что "...душевно эти кошмары в существенном выражают антипатичное отклонение того, что хочет проникнуть в нас и не позволяет нам достаточным образом пережить нашу эгоистичность". Если антипатия сильно захватывает человека в бодрственном состоянии, то она пронизывает астр. тело; и тогда антипатия струится как самостоятельная аура. Человек тогда может испытывать антипатию даже к тем, кого он ранее любил. "Если человек переживает антипатию, необъяснимую внешними отношениями, то это происходит из переливающейся в душе через край антипатии, и означает анормальную выработку в душевной жизни одного полюса, вы­ступающего из сна.
     Итак, если антипатичное существо получает перевес, то человек становится мироненавистником. Эта ненависть к миру может очень сильно возрастать. Все воспитание, все социальное взаимодействие должно вести к тому, чтобы помешать возникновению подобных человеконенавистников". Из того же источника возникает и мания преследования — как результат сильного эгоизма. Кто за порогом сознания познает эту волю, тот узреет тайну того, что во внешней жизни ведет человека ко всему плохому. "Это глубокая тайна жизни, что уравновешивание нашей органической деятельности мы получаем благодаря тем силам, ко­торые, овладев человеком в сознательной жизни, способны сделать его преступником, злодеем.
     В мире не существует злого или доброго самого по себе. ... Если вы спросите о сущности сил, действующих компенсирующе на израсходованные жизненные силы, то вы должны на это ответить: это есть зло. У зла есть задача. И она такова. ... Нужно знать, что жизнь — это опасный процесс для человека и что в подосновах жизни присутствует необходимая для употребления сила зла. ...
     Но волны бьют далее, в представления. И когда внутреннее спящее воление просветляется в чувствах, ударяет в представления, то тогда оно становится хотя и светлее, но, в то же время, качественно спиритуальным, оно переабстрагируется. Антипатичные чувства еще обладают некоторой живой интенсивностью в человеческих переживаниях. Когда же они ударяют в представления, то тогда они живут во всем том, что в человеке является отрицательными суждениями, отклоняющими суждениями. Все, что в жизни мы отрицаем в суждениях, все, что логика называет отрицательными суждениями, является биением антипатичных чувств или спящей воли в жизнь суждений.
     А когда в представления ударяют симпатичные суждения, коренящиеся во внешней воле, в бодрственной воле, то мы получаем утвердительные суждения... воля, чувства и суждения или представления ударяют далее, вплоть до сферы органов чувств. И что же возникает, когда отрицательные суждения достигают органов чувств? — Тогда возникает нечто, не воспринимаемое: мы переживаем темноту, если речь идет о вос­приятии, идущем через зрение. Утвердительные суждения, напротив, дают переживания света. Естественно, в ином случае мы должны говорить о переживании немоты, о переживании тона или звука. Ко всем 12 чув­ствам относится то, что мы охарактеризовали через свет и тьму".


     Сфере органов чувств соо­тветствует божественная деятельность. Эту деятельность переживали во 2-ю послеатлантическую эпоху: Бога в свете, Бога в тьме; "... Бога в свете: Божест­венное в люциферической окраске; Бога в темноте: Божественное в ариманиче­ской окраске.
     Так пережива­ла персидская культура вне­шний мир. Солнце было пред­ставителем внешнего мира — Солнце как божественный источник света". В 3-ю послеатлантическую эпоху пережи­вали сферу между суждени­ями и чувствами. Божествен­ное переживали в столкнове­нии представлений с чувствами. "И если мы в состоянии прочесть образные и т.п. документы, сохранившиеся от египто-халдейских времен, то мы обнаружим, как все там образовано из симпатичного утверждения и антипатичного отрицания. Можно почувствовать в еги­петских надгробных и иных фигурах, что в них заложено нечто, художественно изображено это симпатичное "да", антипатичное "нет". Нельзя изобразить никакого сфинкса, не внеся в изображение симпатизирующую или антипатизирующую жизнь идей. ... Солнце переживали как божественный источник жизни".208(20)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Солнце (природа, пятна)

545б. "Солнце состоит из железосодержащих паров металлов. Собственное движение 19 тыс. м. в сек. ...
     Солнце есть концентрированное эфирное. Оно столь концентрировано, что его поверхность ведет себя как средоточие, и средоточие дает в духовном исчезнуть эфирному. Луна имеет как средоточие, так и поверхность".Д.104, с.70-71
     "Когда Солнце достигнет состояния зрелости, оно превратится в образование, которое мы называем кругом Зодиака. Также и Зодиак возникает и преходит". 266-1, с. 208


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

546. "Сердце — это можно исследовать эмбриологически — является ни чем иным, как результатом цирку­ляции крови. Если понимают, что представляет собой сердце в человеческом организме, то научаются понимать ... что Солнце является результатом всей планетной системы. Солнце — это результат, а не исходный пункт. Живое взаимодействие Солнечной системы образует полость в середине, которая зерка­льна. И это есть Солнце. Я уже говорил, что, исследуя Солнце, физики однажды будут изумлены, не найдя на его месте ничего из того, что они там сейчас предполагают. Они могли бы там обнаружить пус­тое пространство, всасывающее пространство, которое все уничтожает в себе, и потому это больше, чем пустое пространство. ... Это не просто ничто, это менее, чем ничто. А при­ходящее к нам как свет есть отражение того, что сначала приходит из мирового пространства, подобно тому, как движение сердца есть не что иное, как то, что из жажды жизни, из голода и т.д. во взаимо­действии органов скопляется в движении крови, в сердце". 201 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Луна (жители, фазы)

548. "Население Луны (духовное), под чьим водительством некогда находились вожди человечества, имеет совсем другие суждения, чем земное население. Земное человечество, собственно, лишь сегодня в жизни между рождением и смертью, в земном бытии проделывает то, что лунное население проделало в далеком прошлом. Если исчислять в земных годах, то мы должны сказать, что лунное население более 15-ти тысяч (земных) лет тому назад проделало то, что человечество проделывает ныне. Более 15-ти тысяч лет тому назад лунное население пришло к тому, пришло к такому суждению, в котором слились при­родное и моральное. ... Мы говорим: природа еще движется под властью аморальной необходимости. Если даже отдельные животные, отдельные растения, отдельные минералы, будучи рассмотрены в их обособлен­ном бытии, не позволяют применить к ним моральные суждения, то их творение, факт их существования в мире проистекает все же из космического морального суждения.
     Лунное население обладает этими космическими моральными суждениями. Поэтому мы должны, пройдя врата смерти, слышать в связи с этим лунным населением то, что говорит космос относительно наших мыслей, желаний, ощущений и поступков, которые мы имели на Земле. Вся наша земная жизнь некоторым образом выставляется в свете космического суждения. И мы узнаём, какую ценность для всего Мирозда­ния имеет то, что мы делаем здесь, на Земле". Тогда рождается импульс поправить в ближайшей земной жизни сделанные ошибки, импульс для кармы. 227 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     440
. "Старая, птолемеевская, система мира не является физической системой, ее корни — в духовном наблюдении, когда знали, что планеты есть границы известных областей владычества высших Существ". В основе системы Коперника лежит лишь физическое наблюдение. "Для духовной деятельности в центре стоит не Солнце, а Земля", ибо цель развития Солнца заключена в Земле, в развитии земного человека; оно выделилось, чтобы человек мог развиваться правильно. Для физического наблюдения центр нашей системы есть Солнце; но если мы спрашиваем об устроении Солнечной системы как исходящей из духовных Иерархий, то в центре находится Земля.

     Соотношение между птолемеевской и коперниканской идеями солнечной системы: Овен был весенним созвездием Зодиака с 800 до н.э.; до того был Телец. Близнецы были весенним созвездием 3одиака за 800-2200 лет до нашего летоисчисления. Это было время расцвета Мистерий Заратустры. Тогда Земля, Меркурий, Венера стали по одну сторону от Солнца, а Марс, Юпитер, Сатурн — по другую сторону (см.рисунок). 110 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     448
. "В то время как лунное население, поскольку оно сравнительно недавно — в космическом смысле — было связано с Землей, соединило интересы о земным населением, в то время как Луна является, в некотором роде, лишь колонией, ориентированной на Землю, действующей лишь в связи с земными делами, — солнечная Вселенная, где живет солнечное население под водительством Господств, Сил, Властей, заботится в космосе о делах всей планетной системы: Марса, Сатурна, Юпитера, Венеры, Меркурия, Земли и Луны". 227 (II)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Планеты

     453. Для оккультиста планетой является не наблюдаемый в пространстве материальный шар, а все пространство, заключенное внутри орбиты, описываемой планетой. Это пространство заполнено некоего рода эфиром и имеет не шарообразную форму, а вид линзы. А поскольку внутри одной орбиты пролегает вторая орбита, третья и т.д., то эфирные субстанции планет (в оккультном смысле) пронизывают друг друга. Внутри этих эфирных субстанций действуют Духи Формы — Духи планет. Все они имеют общий центр в Солнце. Это исходная точка, откуда действуют Духи Формы.
     Если бы действовали одни только Духи Формы, то все планеты не были бы физическими телами, какими мы их наблюдаем теперь. Но ряд одних Духов Формы противостал другим. Тогда получается следующее: Дух Формы нормального развития образует, действуя из центра Солнца, многобразную форму эфирной материи величиной в сферу, описываемую орбитой планеты. "Но на крайней точке этой эфирной формы навстречу ему ... действует люциферический дух формы; он противодействует извне вовнутрь". В результате образуется физическая планета как род впадины в эфирном пространстве. Так что физическая планета — это встреча двух сил, "и только благодаря тому, что великое, могущественное эфирное небесное тело получает под действием противостоящих сил прокол (прорыв), вдавливается в одном месте, возникает видимость физической планеты".
     "Что мы можем назвать внутренней душевной жизнью планеты, вследствие которой планета как бы вступает в связь с другими небесными телами, как человек посредством слова вступает в связь с другими людьми, —это мы относим к Серафимам".
     "В крайней точке, где образуется планета (физическая), мы имеем не только встречу Духов Формы, но там происходит именно то, что из центра, от Солнца, направляется деятельность правильных Иерархий, а извне вовнутрь — деятельность мятежных (люциферических) иерархий. Серафимы и Херувимы также принадлежат здесь к действию этих сил, как и Духи Формы. Они имеют задачей выносить вовне из солнечного центры свет... но как силы правильных Духов Формы, идя вовне, встречают противодействие отпавших сил, благодаря чему образуется впадина (физическая планета), так действуют силы, несущие свет, заполняющий эфирное пространство, навстречу которым действуют противоположные силы, так что планета задерживает свет... отражает его и светит как рефлектор... Неверно, что планеты имеют только свет, заимствованный от Солнца; каждая планета имеет свой собственный свет, но только она его скрыла в себе, развила его во внутреннюю самостоятельную жизнь света ... и сообщает его существам царств природы, находящимся на ней. А от света, приносимого им Серафимами и Херувимами с Солнца, планеты замыкаются, отражают, отбрасывают его от себя". Навстречу правомерным Серафимам и Херувимам бросаются люциферические и вдвигают в световую субстанцию тьму, ибо они замыкают свет внутри и притязают на собственный свет для планеты. 136 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     504
. "Определенную противоположность к индивидуальности Луны образует индивидуальность Сатурна. Эта индивидуальность Сатурна образована так, что хотя она сама различным образом возбуждается Мирозданием, на Землю она мало что посылает из этих возбуждений. Конечно, Сатурн также освещается солнечными лучами, но что из этих лучей он отбрасывает на Землю — это не имеет никакого значения для земной жизни. Сатурн является таким мировым телом нашей планетной системы, которое целиком и полностью отдает свое собственное существо. Он излучает свое существо в мир. ... Если Луна, когда ее рассматривают, говорит, сколь иначе все обстоит в мире, то Сатурн не говорит о том, какие побуждения он получает из остального мира, но он говорит только то, чем является сам. А то, чем он является сам, раскрывается постепенно как некий род памяти нашей планетной системы.
     Сатурн являет себя как то мировое тело, которое надежно проделывает все в нашей планетной системе, но он все верно хранит в памяти, в космической памяти. Он молчит о настоящих делах Универсума. Эти современные дела универсума он воспринимает и перерабатывает в своем внутреннем душевно-духовном. Вся сумма существ, живущих в Сатурне, хотя и отдается внешнему миру, но молча воспринимает события мира в душевное и рассказывает только о прошлых событиях космоса. Поэтому Сатурн, если его рассматривать, прежде всего, космически, представляет собой некоего рода странствующую память нашей планетной системы.
     Желая исследовать мировые тайны, мы напрасно взирали бы на Луну, но нам пришлось бы самим интимно подойти к лунным существам; в отношении Сатурна этого делать не нужно. В отношении Сатурна достаточно быть открытым духу, и тогда Сатурн преображается перед духовным взором, перед душевным взором в живую историографию планетной системы. В этом рассказе он не утаивает ничего из произошедшего в планетной системе. В этом отношении он полная противоположность лунному образованию, он говорит постоянно. И он говорит о прошлом планетной системы с внутренним теплом и внутренним жаром, так что даже опасно с тем, что он говорит в Мироздании, соприкасаться интимно, ибо о прошлых событиях Мироздания он говорит с такой самоотдачей, что это прошлое Мироздания вызывает безграничную любовь. Для того, кто подслушивает его тайны, он, так сказать, оказывается постоянным соблазнителем, зовущим пренебречь земным и целиком углубиться в то, чем некогда была Земля. ...
     ... И те люди, которые имеют земную склонность к Сатурну, всегда охотно оглядываются на прошлое, неохотно идут вперед и все снова хотели бы вернуть прошлое. Таким образом приближаются к индивидуальности Сатурна.
     Иного рода опять-таки такая планета, как Юпитер. Юпитер — это мыслитель нашей планетной системы, а мышление — это, до некоторой степени, тот элемент, о котором заботятся все существа, соединенные, так сказать, на его мировой территории. Творческие, созидающие мысли Универсума лучатся от Юпитера. Юпитер содержит мыслеформы, все образующие силы для различных существ Универсума. В то время как Сатурн рассказывает прошлое, Юпитер показывает в живом изображении, в живом постижении то, что соответствует ему в Универсуме в настоящий момент. Необходимо чувственным образом постичь то, что он предлагает духовному взору. Если человек сам не развивает мыслей, то он, скажем, как ясновидец не подойдет к тайнам Юпитера, ибо тайны Юпитера таковы, что они открываются только в мыслеформах, и только если человек мыслит сам, он приходит к тайнам Юпитера, поскольку тот является мыслителем Универсума.
     Когда человек пытается какие-либо загадочные вопросы бытия постичь ясным мышлением и не может с этим справиться по причине человеческих физических и эфирных препятствий, по причине астральных препятствий, тогда выступают существа Юпитера и помогают. Именно существа Юпитера являются помощниками в развертывании человеческой мудрости". Это они при значительном напряжении мысли во время сна подсказывают ответ. "Но в определенном смысле Юпитер и его откровения остаются закрытыми, в подсознании, если человек не идет им навстречу с активным, светлым, полным света мышлением. Поэтому в древности, когда активное мышление было слабо развито, тот способ, каким человечество продвигалось вперед, постоянно зависел от того, в каком отношении Юпитер находился к Сатурну. В особых взаимных констелляциях Юпитера и Сатурна людям открывалось многое. Новому человеку более указывается на то, как брать вещи в их развитии по отдельности, т.е. память Сатурна и мудрость Юпитера ощущать раздельно в их духовно-душевном развитии.
     Перейдем далее к Марсу. В нем мы имеем планету, которая — воспользуемся таким термином — является в нашей планетной системе более всего говорящей. ... Это самая болтливая планета в нашей планетной системе, он постоянно рассказывает. И он особенно деятелен, например, в тот момент, когда люди говорят во сне. Ибо он, по сути, страстно желает постоянно говорить, и если ему становится доступным что-либо в человеческой природе, способное говорить, то он возбуждает в этом болтливость. Эта планета менее мыслитель, а более говорун. Ее духи постоянно караулят, что возникает там либо здесь в Универсуме, и начинают говорить о том с большой самоотдачей и воодушевлением. Марс является тем, кто различным образом в ходе развития человечества побуждает людей делать высказывания о мировых тайнах. Он имеет хорошие и менее хорошие стороны. У него есть свой гений и свой демон. Гений действует так, что люди получают от Универсума импульс к речи. Но во всяких злоупотреблениях речью действует демон. Он является — в некотором смысле — агитатором Мирозда-ния. Он хочет уговаривать, тогда как Юпитер хочет только убеждать.
     Иную позицию занимает Венера. В определенном отношении Венера — как я должен выразиться иначе? — отказывается от всего Универсума. Они не доступна Универсуму. Она не хочет ничего знать об Универсуме. Она рассматривает Универсум так, что если бы она его не удерживала на расстоянии, то через этот внешний Универсум она, я бы сказал, потеряла бы свою "невинность". Она бывает ужасно шокирована, когда какое-либо впечатление из внешнего Универсума хочет подойти к ней. Она не желает Универсума и отказывает каждому "танцору" из внешнего Универсума. Все это трудно выразить на земном языке. Зато она исключительно восприимчива ко всему, что идет от Земли. В определенном смысле Земля является действительно возлюбленным Венеры. В то время как Луна повсюду отражает весь Универсум, Венера не отражает Универсума, не хочет знать о нем, но с любовью она отражает все, что приходит с Земли. Человек еще раз получает всю Землю с ее душевными тайнами, когда душевными глазами подсматривает тайны Венеры.
     Дело обстоит так, что люди, по сути, не могут подступать правильно к тайне своей души, если дело, которым они занимаются, не отражается им Венерой. Она только смотрит людям глубоко в сердце, ибо это интересует ее, и этому она дает подступить к себе. Итак, все интимнейшее, живущее на Земле, человек еще раз встречает на Венере в удивительном отражении. В отражении она все преобразует так, как человеческий сон преобразует внешние события физической жизни. Она берет земные события и превращает их в образы сновидений. Поэтому, собственно говоря, весь ход Венеры вокруг Земли, вся сфера Венеры является сновидением. И во многих образах сновидений живут сновидчески преображенными земные тайны людей. Венера имеет много дела также с поэтами. Только поэты об этом, естественно, не знают. ...
     И еще одно примечательно. Я сказал, что она отклоняет весь остальной Универсуму; и это так обстоит в общем. Но не одинаковым образом она отклоняет все, что идет из Универсума. ... Она вслушивается со всем вниманием в то, что говорит Марс. Она преобразует, пронизывает светом свои сновидческие земные переживания в связи с тем, что сообщается ей из Универсума через Марс.
     Все такие вещи имеют свою физическую сторону. От этих вещей идут импульсы ко всему тому, что творится в мире, что возникает в мире. И в том, что здесь разыгрывается — Солнце, конечно, находится там же и вносит во все порядок, — когда Венера воспринимает все идущее от Земли и постоянно подслушивает Марс — она не хочет его знать, но хочет его подслушивать, — из всего этого образуются те силы, которые лежат в основе органов, образующих человеческую речь. Если человек хочет познать в космосе импульсы для образования человеческой речи, то он должен посмотреть на эту удивительную жизнь и ткание, что совершается между Венерой и Марсом. И для развития речи какого-либо народа большое значение имеет то, как Венера стоит по отношению к Марсу: речь становится более внутренне углубленной, полной душевности, когда Венера, например, стоит в квадратуре к Марсу. Зато язык становится бездумным, пустозвонным, когда Венера стоит в соединении с Марсом, и это имеет влияние на определенный народ. ...
     ... Затем мы имеем Меркурий. Меркурий — это планета, которая, в отличие от других планет, интересуется всем, что имеет не чувственную, но такую природу, что с нею можно комбинировать. На Меркурии находятся мастера комбинирующего мышления, на Юпитере — мастера полного мудрости мышления. И когда человек из доземного бытия вступает в земное бытие, то импульс Луны является тем, который дарует силы для физического бытия. Венера дарует силы для всего того, что составляет задатки характера и темперамента. Меркурий же дарует силы для всего того, что в человеке составляет рассудочные и разумные задатки, прежде всего рассудочные задатки. В Меркурии основываются мастера комбинирующих сил познания.
     И опять-таки для человека существует примечательное отношение между этими планетами. Луна, которая содержит в себе строгих, целиком обращенных в себя духов, лишь отражает все то, что к ней излучается из Универсума; она, собственно, строит внешнее, тело человека. В этом построении телесности она соединяет силы наследственности. В ней пребывают те духовные существа, которые в полной замкнутости, я бы сказал, космически размышляют над тем, что от поколения к поколению наследуется в физическом. Поэтому люди современной науки, баррикадируясь от лунных существ, ничего не знают о наследственности. По сути говоря, глубокому взгляду открывается, что в современности, когда кто-либо говорит научно о наследственности, то на космическом языке о нем можно сказать: он покинут Луной, но зато околдован Марсом, ибо под влиянием демонических сил Марса он говорит о наследственности, но он стоит совсем далеко от тайны наследственности.
     Венера и Меркурий в большей мере несут душевно-духовное кармы в человеке и приносят это в его душевные задатки, в его темперамент. Зато Марс, а особенно Юпитер и Сатурн, когда человек стоит в правильном к ним отношении, имеют нечто освобождающее. Они отрывают его от предопределенной судьбы и делают его свободным существом.
     Несколько перефразируя библейские слова, можно сказать: Сатурн, верный хранитель памяти Универсума, однажды сказал: Сделаем человека в его собственной памяти свободным. — И тогда влияние Сатурна ушло в бессознательное, человек получил свою память, а с нею подоснову, залог личной свободы.
     Таким же образом внутренний волевой импульс, лежащий в свободном мышлении, является милостивым даром Юпитера. Юпитер, собственно говоря, может господствовать над всеми мыслями человека. Он является тем, у кого человек находит современные мысли всего Универсума, если делает их доступными для себя. Но и Юпитер отступает в сторону, дает человеку мыслить как свободному существу. А свободный элемент находится в речи по милости Марса. ... Между деяниями и импульсами планетарных индивидуальностей стоит Солнце, творя гармонию между тем, что освобождает человека и что определяет его судьбу. ... Лишь тот понимает, что содержится в пылающем солнечном свете, кто видит эту сплетенность жизни судьбы и свободы. ... в раскаленном жаре выступает необходимость судьбы, а в пламени судьба растворяется в свободу, и снова свобода, если она неправильно употребляется, уходит по кругу к действующей субстанциональности Солнца. Солнце — это некоторого рода пламя, в котором свобода фосфорически является во Вселенной, и оно, в то же время, является субстанцией, в которой собирается зола неправильно использованной свободы как судьба, которая может действовать далее, пока эта судьба не сможет снова перейти в фосфоресцирующую в пламени свободу". 228 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Кометы

     505. "В отношении Земли мы должны представить себе: снаружи воздух, внутри плотная материя; в отношении Солнца все обстоит наоборот: от относительно плотной материи мы приходим к тонкой и наконец — к отрицанию материи. ... во внутренней части Солнца негативная (в сравнении с земной) материя". Это меньше, чем пустое пространство. Если позитивная материя давит, то негативная всасывает. В этом и состоит объяснение гравитации. Этой силой всасывания Земля увлекается Солнцем вслед за собой в мировом пространстве. Если теперь мы представим себе излучение позитивной материи из Земли и негативной из Солнца, то они пронизывают одно другое, но не гомогенно. В их столкновении возникает некое отношение уплотнения, и этим создаются условия, субстанциональность для возникновения таких явлений, как кометы. Они движутся так, что там, где их ядро, постоянно что-то возникает, а где хвост — исчезает. Комета — это текучее выравнивание весомой и невесомой материи, идущее сквозь пространство трение их между особой, нечто постоянно возникающее и преходящее. 323 (18)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Неподвижные звезды

     515. "Из Солнца возникло то, что сегодня мы видим как мерцающий на небе круг Зодиаку. Высшее развитие Солнца разворачивается в круг Зодиака". 98 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     518
. На др. Солнце Христос (дух Солнца) и Люцифер (дух Венеры) являются, в некотором роде, братьями. Там еще не возникает истории искушения. На др. Солнце различие между Христом и Люцифером не открывается из созерцания их внешней сущности. Люцифер, как властитель Венеры, является в светоносном образе (духовный свет), но, всмотревшись в него, мы замечаем (в эпоху др. Солнца), что он наделен великой гордыней, горд светом своего образа (неоткровенным светом). Образ же Христа полон отдачи Себя всему в окружающем мире. "В то время как Люцифер сосредоточен, собственно, только на себе — приходится все это облекать в человеческие слова, хотя они не достаточны, — Христос является отдающим Себя тому, что окружает Его в великой, обширной Вселенной. Тогда эта Вселенная не была такой, как теперь. Если бы теперь переместиться на Солнце, то мы увидели бы по окружности 12 зодиакальных созвездий. Тогда они не существовали в этом видимом внешне явлении. Но это были 12 образов, 12 Сущностей, которые — т.к. внешнее пространство, разумеется, не было заполнено светом — из глубин тьмы, из глубин мрака порождали звучание своих слов... это были слова, которые возвещали о древнейших, уже в те времена древнейших периодах. Это были 12 мировых инициаторов. ... Теперь там стоят 12 знаков Зодиакального круга. ... от них приходит изначальное звучание неизреченного мирового Слова". И если Люцифер "хотел все озарить имеющимся в нем светом и через это все познать, то Христос, напротив, отдал Себя воздействию этого неизреченного Слова и воспринял его в Себя всецело. ... Душа Христа стала местом соединения великих мировых тайн, звучавших от неизреченного Слова. ... И от того, чем были тогда Христос и Люцифер, произошло все позднейшее развитие.... Позже Люцифер все более и более терял свою власть, царство Венеры, и планета должна была оставаться без водителя и поэтому могла проходить только нисходящее развитие. ... а планета, властителем которой был Христос, развилась с того времени в центр всей планетной системы, стала Солнцем". 137 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     521
. "Это отчасти относится к Солнцу, но особенно к звездам: там, где они сияют, ничего нет! Это дырки во Вселенной. Род света выступает там потому, что имеется нечто вокруг этого ничто". 350 (15)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     472
. "Материя становится не просто пустым пространством, она становится негативной, делается меньше, чем ничто, она становится всасывающей. Эфир также всасывает. Материя давит, эфир всасывает. Солнце — это шар, который всасывает. И повсюду, где находится эфир, находится сила всасывания. ... Солнце — это один эфир".


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     473
. "Солнце, которое мы ныне видим парящим в мировом пространстве, является не только эфирным для ясновидческого взора, но является газовым шаром, оплотненным до степени воздуха". Причина оплотнения заключается в том, что в эпоху древнего Солнца Существо Христа в воздушном, а не только в эфирном теле отделилось от Солнца. "Что в Солнце является газообразным — это в действительности есть тело Христа". 129 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     479
. "Если мы уйдем на тысячелетия назад, то там не было никаких солнечных пятен. Они стали возникать с определенного времени, постоянно умножаются и будут умножаться". Некогда Солнце станет совсем темным и не будет посылать света. Нужно считаться с тем, что в сравнительно отдаленном будущем физическая Земля лишится Солнца как источника света и жизни. 354(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1162
. "И если мы спросим, как представляли себе Солнце те, кто обладал всеобъемлющим воззрением, т.е. познавали Мироздание физически, душевно и духовно, то на это можно ответить: они представляли себе Солнце прежде всего духовным существом. Это духовное существо посвященные мыслили себе источни­ком всего морального. Т.обр., то, о чем я говорил в моей "Философии свободы" как о моральных интуициях, берется из этого источника. Моральные интуиции берутся в сферу Земли; от человека получают они блеск, от того, что в человеке желает жить как моральное воодушевление".
     "Если бы на всей Земле наступило трагическое время и миллионы и миллионы людей обратились бы к недуховному — а духовное включает в себя и моральное, — то тогда, если бы осталась лишь дюжина людей с чистым морально-духовным воодушевлением, то и в том случае Земля сияла бы духовно-солнечно (в ми­ровое пространство). Что в этом случае излучается, оно излучается лишь до определенного удале­ния, а затем отражается некоторым образом в само себя, и в отражении возникает то, что излуча­ется из человека. И это излучение видели древние посвященные как Солнце. Ибо на том месте (где видят Солнце) нет ничего физического; я уже об этом не раз говорил. Там, где внешняя астрономия говорит о раскаленном шаре газа, там имеется лишь отражение духовного, явленного физически". 202 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru