BDN-STEINER.RU |
ANTHROPOS Энциклопедия духовной науки |
Главная Предметный указатель РОССИЯ — история |
1413. "Но эта троичность (Византия, норманны, Азия) не продуктивна; она не рождается из самой русской души... никак не характеризует то начало, которое живет в русской душе. Что является наибольшей, самой большой, какую можно только себе представить, противоположностью эмансипации личности? — Византийский элемент! Крупное недооцененное лицо современности — это Победоносцев *, который был значительным человеком, полностью несшим в себе этот византийский элемент. Он был человеком, стремившимся только к противоположности тому, чего требует наша эпоха сознания и что она естественным образом рождает в человеке". Византизм мог бы еще сильнее распространиться в русской ортодоксии, но он не привел бы ни к чему иному, как только к сильнейшему стремлению к эмансипации личности. "Вы можете перечесть новую русскую историю. Если вы не встречаете в ней тех событий, которые всегда было запрещено записывать, то перед вами вовсе не русская история, т. е. не ее действительно двигательный элемент. Если вы читаете в русской истории то, что разрешалось заносить в нее властями предержащими, то перед вами тогда встает все то, что как несущий смерть элемент простирается под русской жизнью. Здесь он выступает особенно характерным образом, т. к. грядущее закладывается главным образом в русской жизни". 185(3) Перейти к данному разделу энциклопедии 1417. "Было не только ересью, но даже опасно для жизни в России говорить истину о России в историческом отношении. Русская история есть ... также историческая легенда. Например, тем, кто изучает русскую историю в обычном смысле, и в голову не приходит ... что примерно в то же время, когда Западной Европы достигло влияние норманнов, нормано-германское влияние распространилось также на восток. И русская история сегодня заинтересована в том, чтобы, идя назад, все больше подчеркивать, как все-все произошло от славян, от славянского элемента, и отрицать ... все происшедшее от нормано-германского импульса. ... В действительности следовало бы указать на то, что все распространившееся в России до монгольского нашествия, было германо-норманского происхождения, имело германо-норманскую социальную конфигурацию. ... через позднейшие отношения это было заглушено и, я бы сказал, далее сохранило себя в культуре Рейна и консервировалось, например, в социальном строении Британской империи. Это прямая линия развития. Так что, если вы берете социальное развитие Британской империи, то вы имеете поток, который, естественно, в ходе столетий изменился, но который сегодня по прямой линии является продолжением древней нормано-германской социальной конституции. Но Востоке, в России, вы имеете простирающимся тот же самый поток, только он там обрывается с определенного момента, с начала монгольского ига. А это означает: если бы то, что во время Вильгельма Завоевателя под нормано-германским влиянием подготовилось в социальной структуре Британской империи и развивалось вплоть до XIX в. ... могло развиваться далее в России, то Россия теперь была бы подобна Англии". 185-а(7) Перейти к данному разделу энциклопедии 1467."Что характерно для Самодуха? Он подходит к человеку и погружается в него. К Я человек стремится; он также стремится и к трем членам души; а Самодух сам погружается в человека. Однажды действительный Самодух погрузится в людей на Востоке... но для этого необходимо подготовление ... подготовление к восприниманию. И что другое, по сути говоря, делал русский народ кроме воспринимания? ... Сначала было воспринято византийское Христианство, которое низошло, подобно облаку и затем распростерлось вширь; при Петре I была воспринята западноевропейская культура. Русское тогда будет в своем истинном элементе, когда продвинется столь далеко, что поймет: то, чем обладает Западная Европа, должно быть воспринято, подобно тому, как германцы восприняли Христианство или в лице Гете восприняли греческое. Так должно продолжаться еще до определенного времени. Но поскольку против того, что должны воспринимать люди на Востоке, восстает их физ. тело, то и весь Восток восстает против того, что к нему должно прийти. А прийти должен Самодух. "Идущее же с Запада — не Самодух. Но через идущее оттуда души подготовляются к восприниманию. Поэтому как русский смотрит на других людей? — Как на "противостояших", как на тех, кто парит на крыльях своего сознания. Поэтому, если все другие люди для итальянца чужие, француза — варвары, британца — конкуренты, немца — противники, то для русского они — еретики. Поэтому до сего времени русские, по сути говоря, ведут только религиозные войны!" 157(2) Перейти к данному разделу энциклопедии 1468."Необходима куда большая сила, чтобы некоторым образом предохранить интеллигенцию от натиска инстинктов, чем та, что необходима для упражнения врожденной, инстинктивной интеллигенции. В первом случае необходима большая сила. И ее обретают, если можно так выразиться, с помощью неких "устройств" в развитии западного человечества. Вы возьмите только одно обстоятельство, что Россия во многих отношениях отстает от тех течений культурной жизни, которые имеют место на Западе. ... Вспомните наступивший в IX в. и завершившийся в Х в. раскол церкви, как ранний облик Христианства был отодвинут на Восток и там застыл, сделался консервативным. ... Запад же тем временем свое Христианство развивал далее. Кое-что из этого также проникло на Восток. ... С другой стороны на Восток, с Востока же, было внесено татарство". 186(10) Перейти к данному разделу энциклопедии Россия и Европа Перейти к данному разделу энциклопедии |
Оглавление | Именной указатель | Предметный указатель | Наверх |