BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





ПЕДАГОГИКА — и развитие ребенка

1513. В середине между наследственностью и тем, что человек принес с собой из предыдущей жизни, сто­ит темперамент. "Темперамент уравнивает вечное с преходящим". У холериков задающей тон является кровеносная система, поскольку у них я-носитель преобладает над другими членами, у сангвиников — нервная система, у флегматиков — система желез, у меланхоликов — физ. тело. Агрессивность холерика обусловлена циркуляцией крови. Сангвинику при слабом Я грозит опасность утонуть, потерять себя в беспрерывной смене ощущений, образов и представлений. Чем больше человек живет в эфирном, тем больше он занят со­бой и внешним вещам дает проходить мимо. Над физ. телом должны господствовать все остальные тела, но если оно само приобретает господство и противопоставляет себя другим членам, то человек переживает это как боль, неудобство, как грустное, мрачное, меланхолическое настроение. Физ. тело ставит препятствия внутреннему уюту и приятности эф. тела, подвижности астр. тела и уверенности в цели, поставленной Я.
     У холериков Я стремится подавить рост других членов. Внешне это было особенно хорошо видно у И.Г.Фихте и Наполеона. Но холерик не обязательно должен быть мал ростом. Дело заключается в том, в каком отношении ко всему облику стоит рост. У холерика резко очерченные черты лица. У сангвиника они подвижные, выразительные, изменчивые. Даже в костном строении у него можно видеть подвижность астр. тела. У него красивая мускулатура. Когда идет холерик, то создается впечатление, что он хочет ноги вгонять в землю. У сангвиника походка прыгающая. Особая внутренняя конфигурация Я у холерика выра­жается в черных глазах. У сангвиника я-природа коренится не особенно глубоко, и у него чаще голубые глаза. У флегматика лицо неподвижно, безучастно, тело полное, жирное; походка у него расхлябанная. У меланхолика недостает сил прямо держать голову и спину; глаза у него мутные, без холерического блес­ка; походка довольно твердая, вернее твердо-волочащаяся. Темпераменты чаще всего бывают смешанными. Например, холерик Наполеон имел в себе много флегматического.
     В процессе воспитания задача состоит не в нивелировке темперамента, а в направлении его в правиль­ное русло. При этом холерический темперамент в юности таит в себе опасность, что может развиться не­управляемая исступленность; хотя опасность эта не велика. Большую опасность составляет развитие склонно­сти до глупости преследовать какую-либо единственную цель. Сангвинику несколько угрожает легкомыслие, а более — по причине отлива и прилива ощущений — дойти до умопомешательства. Флегматик может дойти от потери интереса к окружающему миру до идиотии, тупоумия. Малой опасностью для меланхолика является уныние, хандра, невозможность подняться из собственного внутреннего, переступить его, большой — сумасшествие. При воспитании ребенка с сангвиническим темпераментом более всего необходимо разбудить в нем любовь к какой-либо индивидуальности, сделать все возможное, чтобы разбудить в ребенке любовь; при холерическом темпераменте необходимо привить внимание к авторитету, умение его ценить; холерик должен просто верить в авторитет, а еще он нуждается в препятствиях; не следует облегчать ему жизнь. Особен­но трудно вести меланхолического ребенка. Для него необходимо знать и чувствовать, что воспитатель действительно способен переносить боль, страдания; на него также хорошо действует сопереживание судь­бы с воспитываемыми вместе с ним. Флегматик не должен расти в одиночестве, он нуждается в играх с дру­гими, в сопереживании общих интересов, многих интересов других людей. Можно менять темперамент путем самовоспитания, но только не применять при этом рассудок, а действовать косвенно. Напр., при меланхо­лическом темпераменте не следует избегать страданий жизни, но прямо-таки искать их и развивать со­страдание, чтобы боль направить на правильный предмет или событие. Флегматику полезно как можно боль­ше заниматься с действительно интересными предметами. Холерику хорошо в суете доводить себя до абсур­да, сангвинику следует заниматься предметами, которые действительно заслуживают короткого интереса.57 с.278-287.

"Безумие (помешательство) — меланхолик,
слабоумие — флегматик,
глупость — сангвиник,
бешенство — холерик".Д.31, с.6


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Работа физическая, умственная и сон

1875. "Телесная работа духовна, духовная работа телесна у человека и в человеке. Этот парадокс ну­жно усвоить и понять ... Дух омывает нас, когда мы работаем телесно. Материя действенна, подвижна, когда мы работаем духовно. ... Человек работает слишком много конечностями, слишком много рабо­тает телесно, какое это имеет следствие? Это приводит его в слишком большое родство с духом. Его постоянно омывает дух... В результате этого дух получает над человеком слишком большую власть; тот дух, который приходит к человеку извне. ... Извне мы делаем себя слишком духовными. Следствие тут тако­во: мы слишком надолго должны передать себя духу, т.е. мы должны долго спать. ... А слишком долгий сон, опять-таки, способствует в сильной мере телесной деятельности, исходящей от грудо-брюшной системы, но не головной системы. Он слишком сильно возбуждает жизнь, мы становимся слишком лихорадочными, го­рячими. Кровь волнуется в нас слишком сильно, она не может использоваться в своей деятельности в теле, если мы спим слишком долго. Следовательно, мы порождаем тягу много спать благодаря чрезмерной те­лесной работе". Но почему много спит ленивый? Потому, что он много двигает ногами, возможно размахива­ет руками. Он также что-то делает, и много, но бессмысленно. "Бессмысленная самодеятельность, как ею занимается ленивый, даже больше располагает ко сну, чем осмысленная". В осмысленном действии мы стя­гиваем к себе дух понемногу, и духу опять-таки не нужно слишком много бессознательно работать во сне, поскольку мы с ним работали сознательно.
     "Особенно осмысленны движения в эвритмии. Правильное сочетание физкультуры (бессмысленного) с эвритмией дает возможность регулировать сон и бодрствование в детском воспитании".
     "С духовной работой, т.е. с мышлением, чтением и т.д., дело обстоит так, что она постоянно сопро­вождается телесной деятельностью, постоянным внутренним распадом органической материи, ее омертвени­ем. ... Если мы весь день без остатка занимались только научной деятельностью, то к вечеру в нас со­держится слишком много распавшейся органической материи. Она действует в нас. Она лишает нас спокой­ного сна. ... Но если мы слишком сильно напрягались духовно-душевно, если мы читали что-то трудное, так что при чтении приходилось также и думать — что современные люди не особенно любят — если мы, т.обр., хотим читать много думая, то мы при этом засыпаем". Подобное же происходит на скучной лекции или концерте. "Если мы нашей духовно-душевной работой занимаемся так, что постоянно связываем с этим интерес, то этот интерес оживляет нашу грудную деятельность и не дает нервам чрезмерно отмирать. ... Чем большим интересом, теплом вы сопровождаете эту работу, тем более способствуете вы деятельности крови, удержанию материи живой, тем больше вы мешаете духовной работе разрушать ваш сон".
     "Мы должны работу, направленную вовне, одухотворить, направленную вовнутрь, интеллектуальную рабо­ту — пронизать кровью!" Первое имеет воспитательную и социальную сторону, второе — гигиеническую".293 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Педагогика и развитие ребенка

1569."Эф. тело до 7 лет так сильно занято самим собой, что, пытаясь особо воздействовать на него, ему можно было бы только повредить. До этого года, следовательно, можно воздействовать только на физ. тело. С 7 до 14 лет воспитание эф. тела должно быть взято в руки, и только с 14 лет можно извне, через воспитание воздействовать на ас. тело.
     Воздействовать на физ. тело означает доставлять ребенку внешние впечатления. Через внешние впечатления формируется физ. тело. Поэтому то, что упущено до 7 лет, едва ли можно наверстать позднее. ... Если глаза ребенка до 7 лет видят только прекрасное, то они образуются так, что на всю жизнь сохраняют восприимчивость к прекрасному. Позже чувство прекрасного не может быть развито подобным образом. Что вы делаете или говорите ребенку в первые семь лет — это куда менее важно, чем вид его окружения, чем то, что он видит и слышит". Из этого позже развивается фантазия.
     "Люди, окружающие ребенка в первые два семилетия, должны воздействовать на него единственно примерами, а не указаниями, не с помощью "почему" и "отчего", а строя все только на авторитете. Тогда вырабатываются сильные способности памяти. Поэтому ребенок должен быть окружен людьми, к которым он испытывает доверие, которые пробуждают в ребенке хорошую веру в свой авторитет. На этом следует строить воспитание. ... Преждевременно освобождая ребенка от авторитета, вы отнимаете у эф. тела возможность фундаментально вырабатывать себя. Поэтому лучше всего во втором 7-летии давать ребенку не доказательства и суждения, а примеры и сравнения. Суждение воздействует только на ас. тело, а оно для этого еще не свободно". 96(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1570.Одна часть человеческого эф. тела обусловливает рост физ. тела, но есть еще другая, свободная часть, остающаяся без употребления, если человек не получает воспитания. Благодаря ей он усваивает представления, входящие в него через воспитание. 107(7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1585."В мелодическом элементе речи действует умелость ... которую развивает наша рука, беря предметы. Ритм речи выражается в способе, каким ноги ставятся на землю, в движении. Очень значительно увидеть, как ребенок учится ходить, ступает ли он на пятку, на всю ступню или на носок". 224(6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1594."Образы — это имагинации, они идут через фантазию и симпатию. Понятия, абстрактные понятия — это абстракции, они идут через память и через антипатию; они приходят из жизни до рождения". Если ребенок получает абстракции, то в нем интенсифицируется процесс образования углекислоты в крови, процесс отвердения, умирания. Образы, имагинации сохраняют кислород, становление, указывают на будущее. 293(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1595."Амос Коменский, о котором справедливо говорят много хорошего, с другой стороны, стремясь ввести в воспитание наглядную образность, способствовал тем материализму, — что резко подчеркивал непосредственную наглядность". 238(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1614."Если ребенка постоянно бьют, то это действует не просто на физ. тело ... а на ас. тело. В результате этого ас. тело делается как побитая собака. Вы можете безошибочно отличить собаку, которую часто избивают, от собаки, с которой обращаются хорошо. Так же это бывает и с человеком. ... его ас. тело остается избитым на всю жизнь, ибо оно стоит еще на животной ступени. ... Физическое избиение оставляет в крайнем случае рубцы. Но физическое избиение — это не то, что избивает ас. тело, его избивает моральное впечатление. В ас. теле мы носим моральные впечатления всю земную жизнь". Если кого-то били в детстве, то его ас. тело выглядит как побитая собака, а если его бил воспитатель — случается и такое, — то его ас. тело напоминает льва. Внутренне, астрально человек получает тот или иной облик в зависимости от моральных впечатлений. У одного — рабская натура, в нем выступает что-то собачье, он позволяет делать с собой что угодно. У другого природа свободная, его ас. тело наиболее человекоподобно. Когда человек проходит врата смерти, то он в некотором роде становится тем животным, которое он вырастил в своем ас. теле: битый с детства — собакой, мужественный — львом и т. д. Но это не следует брать совсем в прямом смысле. Во время Камалоки человеческая душа приобретает лишь некое подобие того или иного животного (о реинкарнации же в виде животного не может быть и речи). 349(9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1619."Если все больше и больше переводить мысли с душевных качеств, какими они развиваются в детстве, на растения, то явится возможность все подразделить соответствующим образом. Поэтому можно сказать:
     Младенчески-душевные радости: грибы, губки
     Первые детские душевные радости, душевные страдания и аффекты: водоросли, мхи
     Переживания при возникновении самопознания: папоротники.
     Переживания в дошкольном возрасте, до 4-5 лет: голосеменные, хвойные.
     Первые школьные переживания, с 7 до II лет: растения с дугонервным жилкованием, однодольные.
     Переживания одиннадцатилетних: растения с простым околоцветником. простые двудольные.
     Школьные переживания от 12 до 15 лет: растения с сетчатыми нервами, двудольные с зеленой чашечкой и цветными лепестками..."
     Четырнадцатилетним можно сказать: вот твоя перспектива, ты можешь стать столь душевно богатым, что тебя можно будет сравнить с розой, у которой цветные лепестки и зеленая чашечка. Радость должно нести будущее. Оплодотворение растений можно, далее, сравнить с 16-17-летними свойствами (появляется астральное), но и тогда говорить следует о росте, ибо процесс оплодотворения детям не понятен. Это дает колоссально много: представить ребенку весь растительный мир как образ развивающейся детской души. 295(11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1620."Важный период в развитии ребенка лежит между 12-м и 13-м годом. В это время происходит усиление духовно-душевного; ас. тело здесь сильнее связывается с эфирным, что выражается в повышении понимания импульсов, действующих во внешнем мире, исторических сил". 294(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1631. "Школьный класс необходимо разделить на 4 группы по темпераментам и рассадить так по рядам. Тогда интерес будет развиваться от группы к группе (а не к соседу), они будут дополнять одна другую. Порядок должен быть следующий: флегматики — меланхолики — сангвиники — холерики". 295(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru