Главная
3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ
XI. ВНУТРЕННЯЯ ПРИРОДА ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ
6. Психософия и современные науки
Психология и психиатрия
|
1888. "Если бы вундтово понятие сознания было верным, тогда человек постоянно находился бы под гипнозом, а состояния нашего сознания суггестивно напечатлевались бы механически действующим механизмом представлений". Соединение представлений может совершаться и без участия нашего Я, только силой содержащегося в них взаимопритяжения. "Подобное может происходить, если Я каким-либо образом выключено, приведено к бездеятельному состоянию. Человеческая душа соединяет два момента: она воспринимает мир как множественность, как сумму отдельностей и она вновь соединяет их на более высокой ступени в то единство, из которого они произошли. И поскольку они уже принадлежали этому единству, то будут стремиться к соединению и в том случае, если присутствуют в сознании, а Я не выступает как упорядочивающий их фактор. И когда такое случается, то мы имеем дело с внушением в широком смысле слова". "Живущий под действием внушения человек вчленяется в цепь низших процессов природы, где причины явлений также всегда следует искать не в них самих, но вне их. Лишь я-сознание возвышает нас над этой вчлененностью, разрывает связь с остальной природой, чтобы вновь восстановить ее в сознании. Эта центральная постановка Я в области науки представляет собой заслугу И. Г. Фихте, которую невозможно переоценить. ... В этом мыслителе развитие человеческого разума сделало ни с чем не сравнимый скачок вперед. Поднимающийся к пониманию Фихте должен испытать в себе перемену, сравнимую с той, которую переживает слепорожденный, обретая после операции зрение. Обо всех заблуждениях как спиритизма, так и физиологической психологии может судить лишь знающий Фихте".30 с. 335,338,339
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|