Главная
3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ
XI. ВНУТРЕННЯЯ ПРИРОДА ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ
5. Природа зла. Эмоции
Смех и плач. Скука. Боль
|
1881. "Что не имеет Я, то не может ни смеяться, ни печалиться. ... Когда мы в состоянии смеяться, то возвышаемся над ситуацией. Мы тогда осознаем нашу собственную внутреннюю ценность и благодаря этому возвышаемся. Нечто колоссально оздоравливающее заложено в буффонаде, шутках кукольного театра и вплоть до комиков, показывающих всевозможные глупости, бессмыслицу, ибо настоящий смех над глупостью выдает изверга, не человека". Но было бы прямой противоположностью этому смеяться над естественной врожденной глупостью человека.127(7)
1882. Скука возникает через собственную жизнь представлений в нас. "Что тут вожделеет новых представлений — это наши старые представления. Они хотят новых представлений, хотят быть оплодотворенными. Поэтому мы сами не имеем власти над скукой. Представления вожделеют в нас, оставаясь неудовлетворенными". Люди с бедной жизнью представлений меньше скучают. Но это не значит, что больше всех должен скучать развитый человек, т.к. при высшем развитии скука также невозможна. Животное готово к впечатлению, когда таковое подступает. Между внешними процессами и внутренними переживаниями у него имеется равновесие. Поэтому оно не скучает. У человека внутренние процессы могут протекать с иной скоростью, чем внешние. От скуки есть лечение, "... когда в душе живут не только желания, исходящие из старых представлений. Старые представления могут жить не только как возбудители вожделения новых представлений, но питаться собственным содержанием.... Высшее душевное развитие состоит в том, что наши представления сами могут вносить нечто в будущее, что нас интересует". Бедная содержанием, скучающая душа — это яд для телесности. 115(6)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|