BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Именной указатель





БЕЗАНТ Ани

564. "Материализм может ввести людей в искушение вместо пришествия Христа в реальном эф. теле, видимом для высших способностей человека, ожидать Его вторичного пришествия во плоти. Но это было бы большим несчастьем для человечества". И в наше время имеется достаточно индивидуальностей, готовых в силу иллюзий или плохих инстинктов объявить себя мессиями во плоти. (Следует при этом вспомнить, что уже в 1912 году, т.е. через два года после этой лекции, А.Безант, руководительница Теософского общества, выступила с идеей объявить индийского мальчика Кришнамурти вторым воплощением Христа. — Сост.).
     "Прежде человек воспринимал и мыслил не только физ. телом, но и эфирным. Воспринятое в эф. теле осознавалось в астральном как астрология; сегодня астрономия все исчислила. Ныне эф. тело должно быть вновь оживлено, и это находится в связи с новым эфирным явлением Христа. Когда эф. тела будут снова оживлены, они увидят Христа. Но, как видите, должно произойти оживление, витализация эф. тел".254 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

52. "Пару лет тому назад появилась книга Безант и Ледбитера "Человек: когда, как и куда" (Лондон, 1913 г.), где они точно указывают, от каких обезьян они произошли в древние времена; свою родословную они прослеживают до определeнных обезьян".174(22)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

53а. "Е.П.Блаватская еще обладала правильным представлением о том, что такое аватар. Мисс Безант его уже не имеет, поэтому нечего удивляться, что она не поняла Христа".266-3, c. 39-40


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

684. На Теософском конгрессе в Чикаго в 1892 г. Анни Безант сказала: Много лет, много времени я посвятила размышлениям о социальном вопросе и "должна сказать, что один час духовной энергии, посвященной благу людей, приносит в сто крат большие плоды, чем годы работы в материальном мире". 34, с.436


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Теософы

1155. "Миссис Безант ранее была не такой, какой она стала позже ... после влияния, оказанного на нее. Ее очень любили в кругу, который составляли тогда (в начале столетия) в Лондоне теософы. Она сочетала в себе разные стороны. Тогда, в начале столетия, она прочитала доклад о теософии и империализме. Империалистические инстинкты тогда очень быстро развивались. Миссис Безант выступила, собственно, против империализма, и можно было видеть, что с того момента она лишилась авторитета в Лондоне среди тех, кто были тогда теософами. Личные друзья остались с ней, но она лишилась авторитета, так как отважилась высказаться против империализма. В таких вещах проявляются силы, которые, если человек их провидит, действительно приводят к познанию больших взаимосвязей". 174(15) "В этом году в Лондоне через известную теософку Анни Безант, принятую в своё время в масонское объединение в Париже, основана так называемая "Смешанная ложа"; она учреждена из Парижа". (В ложу принимались как мужчины, так и женщины). Из письма (от 20.12.1904) А.В.Селлин к Рудольфу Штайнеру. 265, с. 78.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1161. Из письма Р.Штайнера к А.Минцловой по поводу заявления, сделанного Олькоттом перед смертью, будто Майстеры явились к нему и велели избрать председателем Т.О. Анни Безант: "Подобного рода вещи могут вызвать лишь невероятные заблуждения, а в будущем это приведет к тому, что между Майстерами и Обществом будет прервана всякая связь. Ибо Майстеры, вероятно, больше не станут заботиться об Обществе, в котором их считают способными играть ту роль, о которой теперь заявляют из Адьяра". 264 с.297


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1213. "Мы прошли через врата смерти и живем в духовном мире. Представим себе таким образом нашу собственную индивидуальность (фиолетовое). С ней связаны те существа из Иерархии Ангелов, которых мы ощущаем как связанных с нами (красное). Когда мы слагаем наше эф. тело, то наше ангельское существо вместе с другими существами из Иерархии Ангелов вступает с нами в отношение, присоединяется к нам, и мы чувствуем в себе весь мир Ангелов. Мы чувствуем его в себе, переживаем его как внутренний опыт; внешние переживания благодаря этому, естественно, ухудшаются. ... Как здесь наши органы чувств служат посредниками между нами и внешним миром, так вплетенность в мир Ангелов дает нам возможность вступить в отношение с духовными существами и с людьми, которых мы встречаем в духовном мире". Мы лишь постепенно освобождаемся от того, чем были пронизаны в физическом мире и что "мешает нам встроиться в этот организм Ангелов соответствующим об­разом. Однако во время пребывания в мире душ это по­степенно происходит. Мы дорастаем до организма Анге­лов. Но в то же время начинает слагаться другая необ­ходимость, необходимость проникнуться не только орга­низмом Ангелов, но и еще дальнейшей субстанционально­стью, а именно субстанциональностью организма Арханге­лов.


     Наше сознание в духовном мире между смертью и новым рождением осталось бы очень смутным, если бы мы не смогли пронизать себя организмом Архангелов ... мы бы тогда остались спящими существами, я бы ска­зал, сотканными из всяческих материалов имагинаций духовного мира; мы бы проспали наше бытие между смертью и новым рождением. Но чтобы этого не случилось, чтобы, наоборот, выступило еще более светлое сознание, мы должны пронизать себя организмом Архангелов (на рис. синее)... И в той мере, в какой мы пробуждаемся там, в духовном мире, в такой мере мы получаем свободное отношение к физическому миру здесь".
     "После смерти, когда физическая Земля становится потусторонней, у человека возникает страстное желание некоторые вещи, относившиеся к нему там, оторвать от себя, стереть их. Но для этого необходимо прони­зать себя субстанциональностью высокой иерархии Ангелов и Архангелов. ... тогда можно из сознания вы­ключить то, что должно быть выключено, дабы человек правильным образом мог осуществлять свое пребыва­ние в духовном мире. ...
     Что касается трудностей, то одной из них (в данной связи) является человеческая речь, с помощью которой общаются на Земле. ... Ныне, в материалистическую эпоху, люди почти не думают в мыслях, а в подавляющем большинстве — в речи, в словах. И они удовлетворены, если нашли для чего-либо удачное вы­ражение. Но эти выражения годятся только для физической жизни, а после смерти встает задача осво­бодиться от них... Духовная наука (ее понятия менее связаны с речью) эмансипирует нас от речи. И дела­ет это в полной мере. Поэтому она приводит нас (уже здесь) в те сферы, которые для нас общи с умершими. Эмансипация от речи внутренне связана с субстанциональностью Архангелов".
     Теперь вы можете глубже понять нечто из сказанного ранее об определенных братствах. В этих братствах утверждается, что ведущими в 5-ой послеатлантической эпохе являются англоязычные народы, и все в эту эпоху должно быть пронизано их элементом. Тут говорит групповой эгоизм, "духовно этим достигает­ся нечто бесконечно значительное, достигается такое действие на человеческую индивидуальность, которое ... сохраняется также и в период между смертью и новым рождением. Ибо здесь достигают того, что человеческая индивидуальность вживается в духовный мир, пронизывается Иерархией Ангелов, но не вос­ходит к Иерархии Архангелов. Этим в определенном роде выставляется стремление человеческим развитием свергнуть Иерархию Архангелов!" Старые члены общества могут вспомнить, что некоторыми задающими тон членами Теософского Общества, например, пресловутым Ледбитером, как раз распространялось мнение, что между смертью и рождением душа пребывает в состоянии сна.
     "Нет ничего удивительного в таких утверждениях, ибо некоторым душам действительно удается отчасти этого достичь... замкнуться перед миром Архангелов, и им тогда недостает ясного, крепкого сознания. Ледбитер как раз и наблюдал своим способом души, подпавшие махинациям подобных братств. Дальше же он пойти не мог, чтобы наблюдать, что происходит с этими душами через некоторое время, ибо они ни­как не могут в течение всего периода между смертью и новым рождением оставаться без тех ингредиентов, которые при нормальной жизни приходят от Иерархии Архангелов. Они должны тогда получить нечто другое. И они действительно получают эквивалент этого... их пронизывает нечто, исходящее от стоящих на ступе­ни Архангелов отставших Архаев. А это означает, что такие души в чрезвычайной степени пронизываются ариманическим. Нужно иметь очень правильное представление о духовном мире, чтобы оценить все значение этого факта. Когда оккультными средствами хотят отдельному Духу народа обеспечить мировое господ­ство, то это означает, что действие стремятся внести в духовный мир и на место правомерного господства Архангела над умершими поставить неправомерное господство архангела — отставшего неправомерного духа Времени. Таким способом достигается ариманическое бессмертие.
     Вы можете, однако, сказать: как можно быть настолько глупым, чтобы прямо-таки планомерно оторваться от нормального развития и проникнуть в совершенно другое духовное развитие? — Но это довольно близору­кое суждение, суждение, в котором не думают о том, что из определенных импульсов люди могут получать страстное стремление искать свое бессмертие в других мирах, чем те, которые мы обозначаем как нормаль­ные. Я скажу так: вы не имеете никакого желания принимать участия в ариманическом бессмертии? Что ж, очень хорошо! Но поскольку многое среди первейших понятий остается неясным ... то человек хочет исключить себя из мира, который мы называем нормальным, включая теперь и жизнь между смертью и новым рождением, и некоторым образом говорит себе: мы не хотим далее иметь Христа своим водителем, который ведь является водителем через этот нормальный мир, мы хотим иметь другого водителя, мы хотим именно встать в оппозицию к нормальному миру. — Такие люди через подготовление, о котором я вам говорил, которое они проделывают в церемониальной магии, получают представления того рода, что мир ариманических сил является более могущественным духовным миром, что они могут там прежде всего продолжать то, что усвоили здесь, в физической жизни, что они могут сделать бессмертными материальные переживания физической жизни.
     И теперь уже наступило такое время, когда в подобные вещи необходимо всмотреться. Ибо, кто этого не знает ... тот не в состоянии понимать современность. ... Средства оторваться от этого мира, о котором мы можем сказать, что в нем люди достигают своего правильного развития, ставя себя на служение Христу, средства эти многочисленны, и о многих из них, даже из близлежащих, не просто говорить, ибо, касаясь этого близлежащего, совершенно не подозревают о том, что человек соприкасается с действием оккультных импульсов огромной силы, которое распространяется в человеческой душе.
     Вы знаете, скажем — дабы упомянуть нечто близлежащее, — что в определенный момент была зафиксиро­вана догма о т. наз. непогрешимости. Эта догма о непогрешимости — и это важно — была акцептирована, воспринята многими людьми. Каждый, считающий себя теперь действительно христианином, должен задумать­ся: как же мне быть с этой догмой? — Он может задаться таким вопросом: а что бы сказали об этой догме, о непогрешимости, отцы Церкви, стоявшие еще совсем близко к первоначальному смыслу Христианства? Они бы назвали его богохульством! Так человек в христианском смысле мог бы коснуться сути дела. Но можно также указать на исключительно действенное оккультное средство, с помощью которого в чрезвычайном смысле пробуждается антихристианская вера. Эта вера есть важный оккультный импульс, с определенной стороны уводящий от нормального христианского развития. Вы видите, можно коснуться ближай­шего и повсюду в мире найти оккультные импульсы.
     Сильным оккультным импульсом была также и неудачная попытка Безант вызвать Алцион-суматоху. ... Так те братства решают свою задачу: в 5-ой эпохе эгоистический групповой интерес сделать общим импульсом зе­много развития и исключить из земного развития то, что должно прийти как 6-я и 7-я послеатлантические эпохи. ... И пришло время, когда, по меньшей мере, отдельные люди должны вникнуть в подобные вещи и об­разовать себе представление о том, что, собственно, происходит, что совершается в мире. ... Ибо чем больше людей будет иметь о подобных вещах верное представление, тем труднее будет определенным оккультистам ловить рыбу в мутной воде. До тех пор, пока в Европе будут так говорить об отношениях народов, как говорят теперь, намеренно искажая истину, до тех пор будет существовать множество оккультных им­пульсов, направленных на то, чтобы развитие вырвать из 6-ой послеатлантической эпохи. Ибо этой 6-ой эпохе предстоит важнейшее. Я это подчеркиваю: Христос умер для индивидуальных людей. Мы должны рассма­тривать это как очень существенное в Мистерии Голгофы. Христос должен совершить важное деяние в 5-ой, ... а также и в 6-ой послеатлантической эпохе: именно здесь, для Земли, стать помощником в преодолении, в последнем преодолении всего того, что идет из национального принципа. Но чтобы этому помешать, чтобы Христос не имел никакого влияния в 6-й послеатлантической эпохе, об этом заботятся заблаговременно, и этому служат импульсы тех братств, которые хотят законсервировать 5-ю послеатлантическую эпоху". 174(23)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     459
. Это был лишь жест, когда я согласился стать генеральным секретарем немецкой секции Теософс­кого Общества. В том положении я читал цикл лекций*, на котором присутствовало лишь 2-3 теософа, а в остальном там были те же люди, которые слушали цикл лекций "От Будды ко Христу", называвшие себя "грядущие".** "И те имена сохранились. Это связано с определенными законами. "Антропософия" осталась от Роберта Циммермана.*** "Грядущие" потом снова выступили как "Грядущий день" (издательство). Эти имена остались, старые имена". 258 (2)

____________________________________________
* "От Заратустры до Ницше"; цикл читался с октября 1902 г. до апреля 1903 г. На 3-й лекции присутст­вовала А.Безант, но она ушла, не дослушав, когда Рудольф Штайнер заговорил об истории а н т р о п о с о ф с к о г о движения.
** Поэт Людвиг Якубовский основал в Берлине это общество из литераторов, художников, ученых.
*** Роберт Циммерман. "Очерке Антропософии. — Набросок системы идеального мировоззрения на реалис­тической основе". Вена, 1882 г.


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     460
. О книге "Мистика в начале духовной жизни нашего времени" "Бертр, Китли и Георг Меад, занимавшие высокое положение в "Теософском Обществе", однажды сказали мне: "все, что стоит в ней, верно, и мы уже проработали это". — Я в то время еще вообще не читал книг "Теософского Общества"... Меня попроси­ли вступить в Общество. И я мог вступить с полным правом, следуя моей карме, ибо я нашел трибу­ну, чтобы излагать то, что имел сказать. Но начались трудности. Когда была заключена "Сердечная Антанта" я не раз выступал, говоря, что нужна другая "Сердечная Антанта" — духовной общности. Анни Безант в Лондоне добавила после моей речи — она имела обыкновение прицеплять некие хвостики ко всем вещам, — что "german speaker" выступал элегантно. Однако симпатии были не на моей стороне". 39 с.ЗЗ


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     713
. Из доклада А.Безант на Теос.Конгрессе в Амстердаме в 1904 г. "Оккультист должен стать госпо­дином над ходом своих мыслей. Он регулирует их ход. Он берет это в свои руки — каким мыслям он дает развиваться, а какие он желает отклонить. Подобная цель может быть достигнута только путем самого заботливого самовоспитания. И если человек подобным образом подготовил себя, то может идти речь о выработке высших органов восприятия. ... Чистая, бессамостная жизнь должна в оккультизме разуметься сама собой". 34 с.548


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1213
. "Среди многих обвинений, направленных против меня из-за моей деятельности в Теософском Обществе — со стороны и самого Общества — одним из главных было то, что я воспользовался этим, имеющим мировое значение, Обществом как трамплином, чтобы подготовить почву для собственного духо-познавательного пути.
     Однако об этом не может быть и речи. Когда я последовал приглашению Общества, оно было единственным серьезным учреждением, в котором существовала реальная духовная жизнь. И если бы в дальней­шем направление и деятельность Общества не изменились, то моим друзьям и мне никогда не пришлось бы из него выходить. В этом случае последовало бы, пожалуй, только официальное открытие внутри Теософ­ского Общества особого отделения Антропософского Общества. Но уже начиная с 1906 г. в Теософском Обществе начались явления, свидетельствовавшие ужасающим образом о его упадке. Уже во времена Е.П.Блаватской говорилось о существовании подобных явлений. Но в начале столетия дело обстояло фактически так, что со стороны Общества, серьезно работавшего в духовном направлении, были исправлены все произошедшие ошибки. Однако с 1906 г. в Обществе, на руководство которого я не имел ни малейшего влияния, начала проявляться деятельность, напоминавшая извращения спиритизма. Деятельность эта заставила меня непрестанно подчеркивать, что та часть Общества, которая находилась под моим руководст­вом, не имеет абсолютно ничего общего с этими вещами. Деятельность эта достигла своей высшей точки, когда возникли утверждения, что Христос появится в новой земной жизни в лице одного мальчика-индуса. Для распространения этого абсурда в Теософском Обществе было создано общество "Звезда Востока". Для меня и моих друзей было совершенно невозможно принимать членов этой "Звезды Востока" в члены немец­кой секции, как они того хотели и как намеревалась это сделать Анни Безант, будучи президентом Теософского Общества. И поскольку мы этого сделать не могли, то нас и исключили в 1913 г. из Теософ­ского Общества. Мы были вынуждены основать самостоятельное Антропософское Общество". 28 (гл. 31)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru