BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





МИФЫ — древних греков

313. Древний грек понимал: "я ношу нечто во мне, в моем существе, чем я обязан моему земному сознанию, и чего не могут мне дать непосредственно (верхние) боги — Зевс, Посейдон, Плутон, в чем они, однако, могут действовать". Это земное, обещающее человеку в будущем я-сознание, олицетворяла Персефона. А Дионис был сыном Персефоны и Зевса.
     "Зевсова часть в сотворении Диониса состоит в том, что Зевс представляет собой единое, несмешанное, нерасчлененное. ...Гера принадлежит к категории тех люциферических богов, которые как раз работают в раздроблении, индивидуализации человека; поэтому Гера часто представлена ревнивой. Ревность может возникнуть только там, где ограничена индивидуальность. ...Гера принадлежит к тем богам, которые способствуют обособлению, индивидуализации, отъединению; поэтому Гера способствует тому, чтобы был разорван Дионис, исшедший из связи Персефоны и Зевса. ...она вызывает богов, сконцентрированных в силах Земли, титанов, чтобы они раздробили единое сознание и оно вошло в отдельные тела. Но это сознание должно быть вначале замкнуто от мира".
     Гера в действительности хотела, чтобы люди в своих индивидуальностях были абсолютно отъединены друг от друга. "Но наравне с действием Геры выступила интеллектуальность "я", и хотя человек утратил ясновидение, он мог рассудочно строить образ, картину мира. Центральную власть в этой картине мира, которую мы делаем себе из мыслей и образов фантазии, которыми мы охватываем мир, греки представляли в божественном существе — в Афине Палладе...
     Что представлено макрокосмически: растерзанный Дионис и его сердце, спасенное Афиной Палладой и принесенное Зевсу, — это есть макрокосмический противообраз того, что совершается микрокосмически". Силы, разрывающие Диониса, человек носит в себе, они являются основой человеческого эгоизма — низшие животные инстинктивные потребности человека; из них развиваются симпатии и антипатии. Если бы действовала одна Гера, человек развивал бы энтузиазм к еде, размножению. Но с помощью нашего сердца мы можем развивать энтузиазм другого рода: "Если наше сердце бьется для духовного мира, для великих идеалов духовного мира, если наше сердце воспламеняется спиритуальным... тогда человеческая натура просветляется, одухотворяется благодаря тому, что Афина Паллада присовокупила к деянию Геры. Всю грандиозность этого факта люди поймут лишь со временем".
     Древний Дионис (Дионис Загрей) был растерзан титанами по наущению Геры. Афина Паллада спасла его сердце, принесла к Зевсу и спрятала в его владениях. "Далее нам рассказывается, как древнее ясновидческое сознание, представленное древним Дионисом, развивалось в юном Дионисе в позднейшее сознание, в наше современное я-сознание с его интеллектуальной культурой, со всем тем, что следует из нашего рассудка, вообще из нашего "я"; это имеет свой макрокосмический противообраз во втором Дионисе, который возникает благодаря тому, что из спасенного сердца растерзанного Диониса приготовляется любовный напиток для Семелы, с помощью которого она — смертная женщина — соединяется с Зевсом, с силами астр. тела. Так существо, которое является уже другим человеком, соединяется с тем, что переходит с др.Луны, и отсюда возникает современный человек, имеющий свой макрокосмический противообраз в юном Дионисе, сыне Зевса и Семелы. ...а поскольку он есть макрокосмический противообраз нашей интеллектуальной силы "я", то он должен быть той интеллигенцией, которая простирается по всей Земле, простирается пространственно". И удивительно, греки рассказывали о том, что юный Дионис путешествовал в Индию, Египет, где он изучал земледелие, науки.
     Юный Дионис был уже совсем родственен человеку и стоял ближе к нему, чем боги. В седой древности он действительно был рожден среди людей, о чем рассказывает легенда; в физ. теле был он воплощен, как древнегреческий герой. Он действительно совершил поход в Индию, и та часть индийской культуры, которая не происходит от святых Риши, произошла от юного Диониса. "Тот поход, грандиозный доисторический поход действительно имел место. При этом образ Диониса, фактически жившего как человек, сопровождала примечательная свита, которую миф обозначает как силенов, фавнов и т.п. В роли предводителя большой армии Дионис проходит через земли арабов, ливийцев, фракийцев и по кругу возвращается в Грецию. ... Когда юный Дионис нашел свою физическую смерть, его душа излилась в интеллектуальную культуру человечества". И во всем, чему теперь учат в университетах, что имеет место в промышленности, в банках и т.д., во всем, что составляют интеллектуальную культуру, живет своей душой юный Дионис.129 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

41. Потомки древних индусов говорили о том, что в будущем грядет божество Прамати, человек будет лишен духовного водительства, и мыслью станут постигать божественных существ, настанет Кали-юга. Начало этой эпохи переживалось народами как всемирный потоп и нашло свое выражение почти во всех мифологиях, где говорится, "...что произошло затопление сознания и что в 3-й послеатлантической культуре через особое развитие души ощущающей — т. е. созерцание внешнего мира — должно наступить нечто новое. Индус ощущал это, говоря: приближается Кали-юга как наследница Прамати. А что говорили греки? — То же самое. Только вместо Прамати они говорили Прометей, что является одним и тем же. Он — брат Эпиметея, который представляет собой взгляд в прошлые времена. Эпиметей — это "думающий вслед", Прометей — "думающий прежде", чем что-то совершить во внешнем мире. И как Прамати наследует Кали-юга, так и Прометей имеет наследника: ... "Калион" — темный Деус-Божество, и мы получаем "Девкалион"; это то же слово, что и Кали-юга. ... По совету отца Прометея Девкалион делает деревянный ящик и в нем спасается со своей женой Пиррой от потопа, посланного Зевсом на род человеческий. Девкалион и Пирра причаливают затем к Парнасу и являются для греков родоначальниками нового человеческого рода". 133 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

327. "Третья послеатлантическая культура... возникла отчасти потому, что в душах отражались, души внутренне могли переживать действия, возникшие благодаря тому, что Солнечный Дух, когда Он делал круг через планеты, пронизал, проодушевил существо, ставшее впоследствии натановским Иисусом. Благодаря этому возникла наука о влиянии планет, которую мы находим в халдейской астрологии и которую люди пока мало понимают. В 3-й культурный период у египетско-халдейских народов развился тот солнечный культ, который известен и внешне, экзотерически. Он возник благодаря тому, что струилось, продолжало действовать в позднейшее время, что было смягчено планетарным влиянием.
     И еще позже, в 4-й послеатлантической культуре в Греции можно было воспринять это отражение духов планет, которые возникли как бы потому, что существо, пронизанное Христом, обошло планеты и на каждой из них стало тем, либо другим: на Юпитере оно стало тем, кого греки позже назвали Зевсом, на Марсе тем, кого они позже назвали Аресом, на Меркурии... Гермесом. В греческих планетных богах отражается то, что Христос Иисус сделал в надземных мирах из планетарных существ, которые были пронизаны люциферическим и ариманическим принципами".
     "Пронизанное Христом ангелоподобное существо должно было изгнать, исторгнуть из человеческой души все, что должно было быть исторгнуто, дабы в ней пришли в порядок, гармонию мышление, чувство и воля. ...Так является нам образ — поставим его живо перед нашей душой, — образ ангелоподобного существа, того существа, которое еще находится в духовном мире, а позже станет натановским мальчиком Иисусом: оно нам тогда является проодушевленным Существом Христа и благодаря этому способным на особое деяние, способное исторгнуть из мышления, чувства и воли то, что свирепствовало в них как дракон и приводило их в хаос. Воспоминание об этом господствует во всех картинах, где Святой Георгий побеждает дракона. ...Фактически, это ангелоподобное существо должно было соединиться с природой дракона, как бы принять форму дракона, чтобы уберечь от него человеческую душу. И для этого оно должно было действовать в нем, дабы дракон был облагорожен, дабы от хаоса он был приведен к определенного рода гармонии. Воспитание, укрощение дракона составляет дальнейшую задачу этого существа. И так произошло, что хотя дракон и был деятелен, но благодаря тому, что в него была внесена другая деятельность, исходившая от ангельского существа, дракон стал носителем многих откровений, проявившихся в земной культуре на протяжении всего послеатлантического развития. ...Кровь дракона Христос Иисус употребил как бы для того, чтобы с ее помощью пронизать человеческую кровь, дабы человек стал носителем божественной мудрости. В греческой мифологии с IX в. до Р.Х. этот значительный факт выступает и экзотерически".149 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

2. Сын Человеческий и Сын Божий

379. "Грек говорил себе: когда я вижу перед собой Орфея, то не так важно, что он происходит от отца и матери; важно, что его душевное, сделавшее его тем, что он есть, происходит от сверхчувственного, которое никогда не было связано с физическим планом. ...И поскольку главным в Орфее греки признавали чисто сверхчувственное начало, то они говорили, что "он происходит от музы". Он был сыном музы, Каллиопы, т. е. он, собственно, не был сыном только телесной матери, но и порождением сверхчувственного начала, никогда не имевшего связи с чувственным. Однако, если бы он был только сыном музы Каллиопы, то он мог бы явить лишь то, что было откровением сверхчувственного мира. А его время призывало его к тому, чтобы выявить нечто, могущее послужить на физическом плане. Поэтому он был не только рупором для музы Каллиопы, как в более древние времена Риши были только рупором для сверхчувственных сил, но сверхчувственное жило в нем так, что могло испытывать влияние физического мира. Это выражено в его происхождении от Эагра, который был богом фракийской реки, т. е. существом, связанным с определенным участком земли, с физическим миром, а не чисто душевно-духовным, как мать — Каллиопа. Так что дарования Орфея были, с другой стороны, со стороны отца, связаны с чем-то земным, с климатом, с условиями внешней природы Греции — с фракийским богом реки Эагром.
     ...Все другие вожди человечества во второй и третьей культурах послеатлантического периода, бывшие только органом речи для сверхчувственных миров, воспринимали свое эф. тело как нечто отделенное от физ. тела. Когда в древних, ясновидческих культурах и даже еще у кельтов человек должен был воспринять нечто, чтобы передать это потом другим людям, то он получал это откровение при помощи выделения своего эф. тела из физического. И тогда эф. тело становилось носителем тех сил, которые к нему нисходили. А так как эти провозвестники были мужчинами, в силу чего их эф. тела были женскими, то приходившее к ним из духовных миров откровение они воспринимали в женском образе, и вот, нужно было показать, что Орфей как сын фракийского бога реки не мог, находясь в общении с чисто духовными силами, удержать то, что открывалось ему через его эф. тело. И чем больше он вживался в физический мир и выражал собой то, чем он был как сын своей страны т. е. как земной человек, тем больше он терял свои ясновидческие способности. Это показано в том, что от укуса ехидны (Эвридика умирает от укуса змеи, гуляя по цветущему лугу), т. е. того человеческого, что идет от него, он теряет Эвридику, его вдохновительницу, невесту его души, которая отнимается у него и отводится в подземный мир. И он должен вернуть ее путем посвящения, через которое он затем и проходит... Когда говорится о "нисхождении в подземный мир", то под этим всегда понимается посвящение. Итак, путем посвящения он должен был вернуть себе супругу. Но он был уже слишком связан с физическим миром. И хотя он выработал способность погружаться в подземный мир, но когда вернулся назад, когда увидел вновь дневное Солнце, Эвридика исчезла от него. Почему? А потому что, увидев дневное Солнце, он сделал недолжное: он оглянулся, посмотрел назад. Это значит, что он преступил строгий запрет, возложенный на него богом подземного мира. В чем же состоял этот запрет? В том, что физический человек, живущий на физическом плане, не смеет оглядываться назад за пределы той точки, где лежат макрокосмические переживания детства, которые, вступив в более позднее состояние, дали бы ему древнее ясновидение. "Ты не должен желать, — говорит бог подземного мира, — узреть тайны детства, вспомнить то, что закрыто Порогом". И так как он делает это — смотрит назад, — то теряет способность ясновидения. Потерей Эвридики нам рисуется нечто весьма точное и интимное в судьбе Орфея. Ибо необходимым следствием этой потери является то, что человек — Орфей — становится жертвой физического мира (вакханки — силы физического мира — разрывают его). С тем существом, которое коренилось еще в сверхчеловеческом, он вступает на физический план и там становится тем, чем он должен стать. Благодаря этому на него устремляются все силы физического плана, и он теряет "Эвридику", свою безгрешную душу, которую земной человек должен был утратить... И те силы, в которые он тогда погружается, разрывают его. Такова жертва Орфея.
     Итак, что же переживает Орфей, стоящий на переходе от 3-й послеатлантической культуры к 4-й? Он переживает прежде всего то, что обрывает первую ступень сознания детства, обрывает связь с макрокосмом. Ее больше нет. Она не переходит в сознательную жизнь. И человек, каким он тогда является, поглощается, умерщвляется жизнью физического плана, которая начинается, в сущности, только с этой 4-й культуры. Теперь представьте себе человека, каким он является нам как человек на физическом плане, который в своем нормальном сознании доходит до определенного момента воспоминания в прошлом; дальше за этим моментом лежат силы (годы) детства. Нитью своих воспоминаний этот человек так связан с физическим планом, что истинное существо Орфея в нем не может выдержать — оно разрывается. Таков, собственно, дух современного человека, и мы видим, как сильно и глубоко человек может быть связан с материей. Таков этот дух, который в смысле христианства апостола Павла может быть назван "Сыном Человеческим". Вы должны уяснить себе это понятие: Сын Человеческий — это тот, кто находится в человеке с того момента, до которого он помнит себя теперь, оглядываясь на прошлое, со всем тем, что может дать человеку культура. Представьте себе этого человека, а затем представьте себе все, чем человек мог бы быть через связь с Макрокосмом, если бы к нему притекало все то, что изливается из Макрокосма в первые годы детства. В первые годы детства это может быть только основой (для жизни), ибо тогда еще нет вполне развитого человеческого Я. Но если бы это вступило во вполне развитое человеческое Я, тогда произошло бы то, что произошло в момент, когда "Дух свыше" нисшел на Иисуса из Назарета во время крещения на Иордане: три безгрешных года развития детства слились со всем существом человека, (т. е. Макрокосм с микрокосмом). Это прежде всего. И что было следствием? Следствием было то, что когда эта безгрешная детская жизнь должна была развиваться на физической Земле, то она могла развиваться на ней только тpи года, потому что она всегда развивается на Земле только три года; а затем наступил конец на Голгофе, — то есть она не могла дальше сливаться с тем, чем человек становится с того момента, до которого доходит его нормальное воспоминание.
     И когда вы продумаете: что было бы, если бы в человека излилась вся та связь с Макрокосмом, которая смутно и сумеречно открывается в первые годы детства и не может стать вполне ясной благодаря тому, что у ребенка еще нет я-сознания, когда вы представите себе затем, что если бы эта связь открылась в более позднем сознании, то произошло бы нечто, в нас излилось бы нечто, исходящее не от самого человека, а из всей мировой глубины, из которой мы рождаемся, — тогда вы поймете слова, которые звучат в момент нисхождения Голубя: "Сей есть Сын Мой возлюбленный; ныне Я Его породил!"
     Это означает: Хpистос воплощается (рождается) тогда в Иисусе из Назарета, Христос, Который воистину родился в Иисусе из Назарета в момент крещения, полученного от Иоанна, и знаменовал Собою вершину того сознания, какое люди обычно имеют лишь в первые годы детства; здесь это было связано с полным сознанием своей принадлежности к Макрокосму, какое могло бы быть у ребенка, если бы он осознал все, что чувствует в первые три года жизни. И тогда приобретают совсем другое значение также и эти слова: "Я и Отец (космический Отец) одно!"
     Если все это подействует на вашу душу, то вы сможете хотя бы немного почувствовать то первое и главное, что открылось апостолу Павлу в явлении перед Дамаском и что выражено в прекрасных словах: "Если не станете как дети, не сможете войти в Царство Небесное!" Эти слова имеют много значений; одно из них — это. Апостол Павел говорит: "Не я, но Христос во мне!", — т. е. то Существо, Которое имеет столь же макрокосмическое сознание, какое имел бы человек, если бы мог пронизать более поздним сознанием сознание первых трех лет своей жизни. У среднего современного человека эти области сознания разделены, ибо в нем они не могли бы существовать вместе, примириться друг с другом. И они не примирились и в Христе Иисусе. Ибо по истечении трех лет должна была наступить смерть, и именно в той обстановке, в какой она произошла в Палестине. Не случайно сложилась она, но путем взаимодействия этих двух факторов: "Сына Божия", каким является человек с момента рождения до начала я-сознания, и "Сына Человеческого", каким человек является с момента раскрытия я-сознания. Соединенная жизнь Сына Человеческого и Сына Божия вызвала те события, которые привели затем к тому, что произошло в Палестине". 124 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Воскресение. Нисхождение в ад

508. "Для божественных учителей, нисходивших на Землю, и для древних учителей, посвященных во все Мироздание, во все его дали, не было тайн, кроме внутреннего Земли. Внутри Земли, знали они, господствуют духовные существа иного рода, чем те боги, которые до Мистерии Голгофы нисходили к людям. О тех обитателях (внутри Земли) знали, например, греки и в своей мифологии назвали их титанами. Но Тот из высших богов, Кто впервые познал также и внутреннее Земли, поскольку низошел и туда, был Христос. Это важно, что Христос познал для верхних богов то, чего раньше они не знали. И тайну, что также и боги проделывают развитие, эту тайну Христос сообщил Своим посвященным ученикам после Своего воскресения. Эту тайну пережил Павел при естественном посвящении перед Дамаском". 211 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1043. "Когда мы (утром) возвращаемся в физ. тело, то оно нам как бы говорит: в течение всей ночи ко мне подступала Земля, желая превратить меня в пыль. Только благодаря тому, что вчера, позавчера весь земной день ты удерживал меня вместе с помощью Я и астр. тела, я все еще остаюсь физ. телом: во мне продолжают действовать консолидирующие силы. — Также строящие силы эф. тела говорят: как раз благо­даря тому, что мы усвоили привычку быть подобными себе, мы сохранили человеческую форму. Во время сна, когда ты спал, когда ты был вне эф. тела, силы Мироздания хотели разметать его по всем ветрам.
     Каждый раз, просыпаясь, мы, по сути говоря, делаем напряжение для того, чтобы наше физ. тело снова правильным образом взять в свое распоряжение — оно же хочет потеряться в течение нашего сна, — и мы это делаем с помощью Я. Обученное Я может ощутить, как каждое утро ему при­ходится как бы заново овладевать физ. телом. Астр. тело при пробуждении может ощутить, как ему приходится эф. тело делать подобным себе, а оно хочет принять не человеческую форму. Аст­ральное тело должно снова вгонять его в человеческую форму. Можно сказать так: тело во время сна теряет склонность к тому, чтобы им овладевало Я, эф. тело теряет склонность к тому, чтобы иметь человечес­кий облик. Оно хочет развеяться". Если Я и астр. тело внезапно покидают физ. и эф. тела, то послед­ние не могут распасться сразу, т.к. в них еще сохраняется тенденция к консолидации, заложенная в них Я и астр. телом. Поэтому человек мог бы даже превратиться в статую. Это изображено в мифе о Ниобе, у которой было семь здоровых сыновей и семь дочерей. Ей позавидовала Латона, мать Аполлона и Артеми­ды, у которой, хотя она и была Богиней, было только двое детей. Ниоба отказалась приносить жертвы, жила целиком в физ. теле, и ей пришлось пережить смерть своих 14 детей от стрел Аполлона и Артемиды. В страданиях ее Я и астр. тело соединились с тем, что произошло вокруг нее, а она сама превратилась в статую.
     "Если бы Ниоба смогла проспать хоть одну ночь после испытанного горя, то она не стала бы статуей, поскольку физ. тело тогда восприняло бы в себя силы стать подобным Земле, т.е. силы распасться". В древности человек постоянно испытывал страх перед тем, что утром его Я не удастся овладеть правиль­ным образом физ. телом. Грек, например, хорошо сознавал: "эф. тело каждую ночь испытывает склонность разлететься на четыре различных облика: на нечто ангелоподобное, львоподобное, орлоподобное и тельцеподобное. Человек должен был каждое утро из астр. тела стараться эти четыре члена эф. тела, если можно так выразиться, синтезировать таким образом, чтобы снова возник правильный человек. Но греки охотно жили в физ. и эф. телах. Я часто приводил вам звучавшее в Греции изречение: лучше быть нищим на Земле, чем царем в царстве теней, в нижнем мире. — Грек любил это физическое бытие. Он хотел быть укрепленным в овладении своим физ. телом, в уподоблении эф. тела человеку. И, видите ли, из этой тенден­ции возникла трагедия. Из аристотелевского определения трагедии, драмы видно, что греки представ­ляли ее себе совершенно иначе, чем современные люди. ... Трагедия была средством правильно овладеть физ. телом, сформировать свое эф. тело. И трагедия строилась так, что человек, глядя ее, переживал страх и сострадание... Он должен был переживать страх, поскольку благодаря ему возрастала его сила правильным образом каждое утро овладевать физ. телом. Через переживание сострадания укреплялось астр. тело для правильного формирования эф. тела".
     "Вы поймете Лаокоона, если будете знать, что здесь перед вами нечто, подобное Ниобе, что здесь извне разрушаются физ. и эф. тела. Целое борется с Я и астр. телом, которые вытесняются, выдавливаются. Во всем: в форме губ, в форме лица, в положении рук, в форме пальцев Лаокоона — перед вами ситуация, опи­санная выше".211 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     30
. "Греки слышали о египтянах, что они имеют Озириса; и греки, со своей стороны, рассказывали об этом Озирисе, что он есть сын Кроноса и Реи, но рожденный неправильным образом; он так неправильно рожден, что Гелиос, Солнечный Бог, настолько разгневался, что сделал Рею бесплодной. ... что египтяне в определенном смысле считали своим высшим понятием Бога понятие Озириса, греки это связали с неправильным рождением из рода титанов через Кроноса и Рею. ... Египтяне хотели познать вечное в человеческой душе, что проходит сквозь рождения и смерти. Египтяне направляли свой душевный взор, прежде всего, на посмертное. Озирис для египтян ... больше не Бог живых, но Бог умерших, Бог, который восседает на мировом троне и судит, когда человек проходит через врата смерти... и этот Бог, который судит людей после смерти, некогда господствовал над живыми".
     "Важная черта греческого учения о богах состоит в том, что греки почитали своего Зевса, свою Геру, свою Палладу Афину, но им было ясно, что они не сотворены этими богами, — как это "творение" понимается в общем смысле, что люди были здесь намного ранее, чем началось господство этих богов. ... эту черту совершенно невозможно перенести на еврейское учение о богах".
     "Греческие боги не могли осуществлять себя во плоти. Когда Зевс хотел нечто осуществить, тогда он — не так ли? — принимал различные облики: лебедя, золотого дождя и т.п.; так что они не бывали в обычной жизни воплощенными во плоть, эти боги. ... Греки смотрели на людей прошлого ... и представления о сущности Зевса приводили в связь с каким-либо древним правителем или чем-то подобным ему в давно прошедших временах. Так что, пожалуйста, отметьте: я не сказал, что греки имели представление, будто тот, кого они представляли себе как Зевса, был в древности правителем, но я сказал: то, что представляли себе как Зевса, приводилось в связь с древним правителем, жившим когда то в прошлом".
     "Греки именно представляли себе: некогда жил такой-то король, во всем существе которого пребывала не только его индивидуальность, но еще индивидуальность сверхчувственного существа, которое ... вошло в человека. ... Но Зевс не становился обычным человеком, а оставался "олимпийцем". Так обстояло и с другими греческими богами".
     Греки также сознавали, что так бывало в прошлом, но не теперь. Теперь Зевс управляет только сверхчувственно, его можно пережить только в имагинациях, ибо человеческое развитие идет вперед. Несколько ретушируя вещи, можно так выразиться в духе древнего грека: "Мы, люди, проделываем правильное развитие; мы должны проделывать развитие от атавистического ясновидения в интуиции, в инспирации, в имагинации. Теперь мы должны овладеть обычным предметным мышлением. Но боги не могут в это войти, они должны оставаться при своем имагинировании; в противном случае они могли бы стать людьми, могли бы странствовать здесь во плоти. Это им не подходило — в таком роде думали греки, несентиментально относясь к богам — переходить к предметному мышлению, поэтому они не низошли на Землю, а остались при имагинировании. Но благодаря этому они господствуют над нами; ибо они обладают, некоторым образом, большей силой, поскольку имагинативные представления могущественнее, если ими воспользоваться, чем предметные представления".
     "Определенный люциферический характер, сказали бы мы, придали этим греки своим богам". Гея и Уран свое отношение к миру строили на том, что они интуицировали; при этом они и хотели остаться. Против этого обратились инспирирующие боги, желавшие остаться при инспирациях. Против них обратились имагинирующие боги. Так одни боги свергались другими. Внизу живем мы, люди.
     У греков было три типа богов. Те, что носили облик Фавна, олицетворяли южные народы, тип Меркурия — восточные, свой, греческий тип, они изображали в группе богов Зевсова рода. 105 (6)
     Гея — Уран = интуиция
     Рея — Кронос = инспирация
     Гера — Зевс = имагицация". 180 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     31
. "Когда прорастают растения, то как бы из подоснов Земли, как бы из глубин, из внутреннего Земли приходят другие, более могущественные духи. Поэтому права была древняя мифология, делая различие между верхними и нижними богами. Если человек говорит о таких богах, которые весной уходят прочь от Земли, а осенью возвращаются, то он говорит о верхних богах. Но есть еще более могущественные боги, древние боги. Греки считали их хтоническими богами. Они выходят на поверхность, когда летом все растет, и они погружаются вглубь, когда зимой духи Земли соединяются с телом Земли". 155 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     37
. Деметра — пра-матерь человеческой души и плодотворная сила природы. Она встречалась как реальность атлантическому человеку, когда он взирал в духовный мир. 129 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

От мифа к понятию. Ферекид Сиросский

     204
. "Дионис — сын Зевса и смертной матери Семелы. Еще незрелым ребенком Зевс оторвал его от убитой молнией матери и сохранял его до зрелости в своем бедре. Гера — матерь Богов — возбудила против Диониса титанов. Они разорвали на части мальчика. Но Паллада Афина спасла еще бьющееся сердце и принесла его Зевсу. Он породил из него сына во второй раз. В этом мифе точно виден процесс, отражающийся во внутреннем человеческой души. И если говорить в духе египетского жреца, поучавшего Солона о природе мифов, то можно было бы сказать так: что у вас рассказывают о Дионисе, сыне Бога и смертной матери, разорванном на части и снова рожденном, — это звучит как небылица, истиной же в этом является рождение Божественного и его судьба в человеческой душе. Божественное соединяется с временно-земной человеческой душой. Но как только это Божественное, дионисийское, приходит в движение, душа ощущает бурное желание обрести свой истинный духовный облик. Сознание, опять-таки являющееся в образе женского божества — Геры, с ревностью относится к тому, что рождается из лучшего сознания. Низшая природа (титаны) жалит человека. Еще незрелое дитя Бога разрывается. Как разрывающее пребывает чувственно-рассудочная наука в человеке. Если же в человеке содержится столь много от божественной мудрости (Зевс), что она может действовать в нем, то она оберегает и лелеет это незрелое дитя, которое затем вновь рождается как второй сын Бога (Дионис). Так из науки — разорванной на части в человеке божественной силы — и смертной матери — преходящей, бессознательно стремящейся к Божественному человеческой души — родилась единая мудрость, которая есть Логос, Сын Бога. До тех пор, пока человек видит во всем этом лишь просто душевные процессы или воспринимает это как образы, он далек от духовной действительности, которая здесь отражается. В этой духовной действительности душа не просто переживает нечто в себе, но она полностью уходит от себя и сопереживает мировой процесс, который в действительности разыгрывается не в ней, а вне ее.
     Платоновская мудрость и греческий миф сливаются воедино; точно так же — мудрость Мистерий и миф. Рожденные боги были предметом народной религии, история возникновения богов была тайной Мистерией. И нет ничего удивительного в том, что было особенно опасно "выдавать" Мистерии. Ибо этим было бы "выдано" происхождение народных богов. Правильное понимание их происхождения — целительно, неправильное — гибельно". 8(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     205
. Критский царь Минос заставлял афинян платить ему ужасную дань: каждые семь лет посылать к нему на съедение семь девушек и семь юношей. Когда в третий раз эта печальная дань была отправлена на Крит, то среди юношей был один, по имени Тезей, который решил убить Минотавра. Это чудовище жило в лабиринте, но Ариадна, дочь Минотавра, дала Тезею нить. Он вошел в лабиринт, убил ужасного врага и с помощью нити выбрался обратно. "Мисту (в древней Греции) должно было стать ясно, каким образом творящий человеческий дух приходит к созданию такого рода рассказа. Как ботаник подслушивает рост растения, чтобы найти его законы, так и мист хотел подслушивать творящий дух. Он искал истину, содержание мудрости в том, куда народ помещал миф. Саллюстий (IV в. до Р. Х., неоплатоник; не путать с другим Саллюстием, римским историком, жившим примерно в 85-35 гг. до Р. Х.)раскрывает нам отношение мистического мудреца к такому мифу: "Мифом можно назвать весь мир, содержащий видимым образом тела и вещи, а невидимым — души и духов. Если бы всех учили истине о богах, то все остались бы неразумными, поскольку не смогли бы ни понимать, ни ценить богов ... если же истина облечена в миф, то она предохранена от недооценки и дает побуждение к философствованию". ... Мисту было ясно, что он стоит над познанием народа, как ботаник стоит над растущим растением. Тогда говорилось совсем другое, чем то, что содержалось в мистическом сознании, тогда видели глубокую истину в том, что символически выражалось в мифе. Человек стоит перед чувственным (миром) как перед колоссальной враждебностью. Он жертвует ему плоды своей личности. Тот их заглатывает и делает это так долго, пока в человеке не проснется его победитель (Тезей). Познание его ткет человеку нить, с помощью которой он снова найдет дорогу, если заблудится в лабиринте чувственности, куда он отправляется, чтобы убить своего врага. Мистерия человеческого познания выражена в этом преодолении чувственности. Мист знает эту Мистерию. Ею указывается на определенную силу в человеческой личности. Обычное сознание этой силы не осознает. Но она действует в нем. Она порождает миф, который имеет ту же структуру, что и мистическая истина. Эта истина символизирована в мифе. Что же, таким образом, заложено в мифе? В нем заложено духовное творение бессознательно творящей души. Душа обладает совершенно определенной закономерностью. Она должна действовать в определенном направлении, чтобы творить выше себя. И мифологическая ступень дает возможность действовать ей в образах; но эти образы построены сообразно душевной закономерности. Можно также сказать: когда душа поднимается над ступенью мифологического сознания и подходит к глубоким истинам, то они несут на себе тот же отпечаток, что и миф, ибо одна и та же сила действовала при их возникновении". Об этом говорит неоплатоник Плотин в "Эннеадах" (V; 8,6), а также Платон в "Федре" (229, в). 8(5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

Мифы древних греков

     13
. "Зевсов род — это божественный род для живущих (на Земле). К нему взирал человек, когда душевными очами постигал мир, к которому он принадлежит от рождения до смерти. Это божественный род для живых: Зевс, Гера, Паллада Афина, Марс, Аполлон и т.д. И это было для греков последнее поколение богов, ибо греки различали три поколения богов.
     Древнейшее поколение примыкает... к Гее и Урану. Это была древнейшая чета богов со всеми сестрами, братьями и т.д., относящимися к ним. От этой четы богов происходят титаны, к которым принадлежат также Кронос и Рея, но прежде всего — Океан. ... В мифе рассказывается, что Уран разгневал свою супругу Гею, и она побудила их сына Кроноса занять Мировой трон отца. Так мы видим, как на смену господства древних богов приходят юные Кронос и Рея со всеми, кто к ним принадлежит. Вы также знаете, что Кронос в греческом мифе — я извлекаю одну версию, особенно необходимую для нас, — имея, в определенном смысле, несимпатичные свойства, проглатывал всех рождавшихся у него детей, что не нравилось матери Рее. И вы знаете, что она уберегла Зевса, который затем сверг Кроноса, как тот, в свою очередь, поступил с Ураном, но сделал это иным образом. Так пришло новое поколение богов. ... Зевс до того, как он победил титанов и сбросил их в Тартар, получил от богини Метис, богини ума, сделанное ею рвотное средство, благодаря которому все проглоченные Кроносом дети вновь увидали белый свет. Так Зевс смог встретиться со своими сестрами и братьями, ибо ведь они пребывали в теле Кроноса, не правда ли? И только Зевс был матерью от этого убережен".
     "Гея (после свержения Урана) ... становится вдовой. Чем она тогда становится? Она становится... Землей, но не обычной Землей, которую мы находим вовне, а той Землей, которая в себе несет человека: солью. Если бы человек смог — это сознавали средневековые исследователи природы (Беме) — сознательно воспользоваться в себе солью, то он смог бы интуицировать. Так что процесс Геи-Урана, который нисходил в глубины человеческой природы, был в древние времена живее. ... И как от Урана-Геи осталась мертвая соль, так от Кроноса-Реи осталось жидкое — Меркурий; что в человеке является жидким, может принимать форму капель — это отставшее ... и это бессознательные глубины". С Зевсом связана сера. "Будь человек в состоянии сознательно пользоваться своей солью, он имел бы атавистические интуиции; будь он в состоянии сознательно пользоваться жидкостью, меркурием, — он имел бы инспирации; а пользуясь серой — имагинации, не в переносном, но в прямом смысле, как это понимали средневековые алхимики, говоря о "Философской сере". 180(8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     14
. "В древнегреческих мифах тепловой шар др. Сатурна назван Реей, а атмосфера — Кроносом. Обдумайте этот миф: постоянно излучаются жизнедарующие силы (от эф.тел Духов Формы из окружения) Кроноса на Рею, на Сатурн, и отражаются от него и втягиваются назад. Кронос постоянно глотает своих детей!" 102(4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     37
. В культуре древних греков, которая связана с именем Агамемнона, Одиссея, Менелая, дано уже то, что мы знаем сегодня как нашу внешнюю, более не связанную с ясновидческими силами духовную культуру. И грек чувствовал, что интеллектуальная культура, познающая законы природы, требует жертвы дочери Агамемнона Ифигении. "Ифигения предстает нам как представительница постоянной жертвы, которую наша внешняя интеллектуальность должна приносить глубоко религиозной жизни", дабы уберечь душу от иссыхания. 129(1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru