BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





МЕДИТАЦИЯ — время, продолжительностъ, частота


     66
. "В прошлом ученик (йоги) мог медитировать 6-10 часов ежедневно. Теперь этого сделать нельзя без того, чтобы не выпасть из культуры. Прежде же ученику не нужно было время для культуры. Очень скоро он приходил к тому, — поскольку и тело тогда еще не было столь плотным, — что внутри его пробуждался свет Кундалини. Для внутреннего она является тем же, чем солнечный свет — для внешнего мира. ... В тот момент, когда мы оказываемся в состоянии с помощью света Кундалини осветить душу, она становит­ся видимой как предмет, освещенный Солнцем. Так освещается для ученика йоги постепенно все тело изнут­ри. Вся древняя анатомия была построена на этом освещении и видении изнутри". 93-а (12)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1044
. "О медитации человек не должен "мистически" думать, но и легко о ней он также не должен думать. Медитация должна быть чем-то совершенно ясным в нашем современном смысле. Но в то же время она представляет собой нечто такое, чему подобают терпение и внутренняя душевная энергия, а также, и прежде всего ...человек нечто запрещает себе и твердо придерживается этого. Если однажды человек начинает делать медитации, то этим он совершает единственное действительное, совершенно свободное деяние в этой человеческой жизни. В нас постоянно пребывает тенденция к свободе, и добрую часть свободы мы уже осуществили. Но если мы над этим поразмыслим, то обнаружим, что тут мы зависим от унаследованного, там — от воспитанного, а там — от нашей непосредственной жизни. Спросите себя: в какой мере вы способны внезапно порвать с тем, что вами унаследовано, усвоено через воспитание и из жизни? Если бы мы это сделали, то мы внезапно оказались бы почти в пустоте. Но если по утрам и по вечерам мы начинаем делать медитацию, чтобы с ее помощью постепенно научиться видеть в сверхчувст­венном мире, то в любой день мы можем от нее отказаться и ничего не помешает нам сделать это. И опыт показывает, что многие, подходившие с большими намерениями к медитативной жизни, вскоре бро­сали ее. Мы здесь абсолютно свободны. Медитирование — это изначально свободное деяние. Но если мы в состоянии сохранить ему верность, запретить себе, но не другим, покидать ее, то она станет колоссальной силой в душевном.
     А теперь, сказав все это, я могу изложить, как совершается медитация в ее простейшей форме. Я сегодня займусь только принципиальным. Дело заключается в том, что мы какое-либо представление или комплекс представлений ставим в средоточие нашего сознания; при этом не важно содержание этого ком­плекса представлений, он лишь должен быть непосредственным, т.е. не представлять собой реминисцен­ции каких-либо воспоминаний и т.п. Поэтому хорошо, если мы не извлекаем его из содержания нашей памяти, а берем медитации от того, кто сведущ в подобных вещах. Дело, опять-таки, заключается не в том, чтобы кто-то испытывал на нас свою силу внушения, но чтобы мы могли быть уверены, что то, над чем мы медитируем, представляет собой нечто новое для нас. Может быть взято даже какое-либо старое произведение, которое мы никогда не читали, и в нем найдено медитативное изречение. Главное, чтобы изречение не было взято из подсознательного или бессознательного, которое бы нас одолело, ибо оно тогда не было бы очевидным, поскольку к нему оказались бы примешанными всевозможные остатки ощуще­ний и чувств. Подобное изречение должно быть обозримым, как математическая формула, и это главное.
     Возьмем совсем простое изречение: "В свете живет мудрость". Нет нужды сразу проверять, правда это или нет. Это образ. И мы не занимаемся как-либо с его содержанием как таковым, но обозреваем его внутренне-душевно, сознанием покоимся в нем. Сначала мы лишь на короткое время приводим к по­кою сознание на таком содержании. А затем это время удлиняем.
     В чем тут заключается дело? — Оно заключается в том, что мы берем всего душевного человека, дабы все, что в нас является силой мышления, силой ощущения, сконцентрировать на одном содержании. Как мускул на руке становится сильнее, когда мы с ним работаем, так укрепляются душевные силы благода­ря тому, что они все вновь и вновь направляются на одно содержание. Это содержание в течение месяцев, а может быть и лет должно оставаться одним и тем же. Ибо душевные силы должны быть укреплены для действительного сверхчувственного исследования". 214 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1049
. Все ритмы физ.тела упорядочиваются "высшими Властями, Мудростью мира, тем, что в Писании названо Святым Духом. Высшие тела, а именно астр.тело, в известной мере этими высшими духовными Властями покинуто и утратило свой ритм". Сравните ритм сердца и действие вожделений. "С точки зре­ния ритмизации астр.тела посты являются чем-то исключительно значительным. ... Кто постится, выклю­чает астр.тело и не развивает никакого вожделения к пище. Это подобно выключению двигателя в машине. Астр.тело тогда остается бездеятельным, и вся ритмика физ.тела и насажденная в него мудрость дейст­вуют в астр.теле и ритмизируют его. Подобно печати на сургуче отпечатывается гармония физ.тела в астральном...". Внести ритм во всю высшую жизнь — это ныне самое главное. Необходимо строго плани­ровать себе весь день. Рано утром совершать духовные упражнения. "Твердо установи себе утром час, когда ты будешь концентрироваться. Этого часа ты должен придерживаться твердо. Ты должен тогда ус­тановить некий род стиля в себе, чтобы великий оккультный Майстер смог пробудиться в тебе". Нерегу­лярно делать упражнения бессмысленно. Астр.тело ждет их в одно и то же время, и если их нет, то оно приходит в беспорядок. 54 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1050
. Медитацию нельзя сопроводить совершенно определенными правилами, напр., такого рода, что все должны делать ее в одно время, ибо это может произвести подавляющее воздействие на душу. "Все это ведет к тому, что медитация нечто теряет из того, что она должна иметь. Видите ли, каждая меди­тация становится вредной, когда, делая ее, человек исходит из долга. Это вы должны очень точно иметь в виду. Всякая медитация приносит вред, если, делая ее, исходят из долга. ...Когда медитация станови­тся чем-то таким, без чего человек не может обходиться, что он ощущает так, будто это принадлежит ко всей жизни души, тогда медитация ощущается правильно".
     "Одну медитацию вы делаете один-два раза, другую — двенадцать раз". (Имеется в виду день. Это го­ворится врачам в связи с данными им медитациями. — Сост.)
     "Дело заключается в том, чтобы жизненные обстоятельства, т.е. то, что человек имеет как особые ситуации в своей жизни, использовать для того, чтобы делать такие медитации (не данные лично). Не правда ли? такие медитации нетрудно делать тогда, когда для этого есть свободное время. Чем чаще, тем лучше. ... В таких медитациях дело заключается в стремлении к личному развитию". 316 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     1053
. "Хороший ритм заключается в том, чтобы ежедневно в определенное время совершать оккультные упражнения. Поэтому ученик должен исполнять медитации и концентрации в один и тот же час, подобно тому, как Солнце в одно и то же время каждую весну посылает свои силы Земле". 96 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru