BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





АРХИТЕКТУРА — готическая, романская

3. Виды искусства

Архитектура, пластика

     569
. "Египетская архитектура, например пирамида, своими пространственными отношениями, линиями указывает путь душе, восходящей из физического в духовный мир. Греческий храм посвящает свои пространственные линии богам, так что они могут их касаться своими эф.телами. Греческий храм может существовать без людей. Романская архитектура, например церковь с ее крестообразной в плане формой, представляет собой место погребения. Готический храм немыслим без молящихся в нем людей". 102 (13)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     570
. "Прикованность к Земле, время Камалоки выражено в пирамиде; победа над физической формой, победа над смертью выражена в кресте, на котором был распят Иисус, и который должен напоминать нам о духовной победе над смертью, о Христе". В форме креста строилась крипта, подземная часовня римских христиан. "Но уже не духовную победу над смертью, а ощущение души, побеждающей смерть в теле, выражает готический храм, собор". 105 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     574
. "Египетская пирамида устроена так, что расположенные в ней ходы соответствуют тому пути, по которому идет душа, покинув тело... В романской архитектуре выражена идея гробницы". Романская церковь немыслима без крипты. Это как бы свод, возвышающийся над трупом. Здесь выражена мысль о воскресшем Спасителе. 98 (17)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     575
. Коринфская и ионическая колонны (их строй) произошли из древнеегипетского тайного учения. "Всякое искусство — это лишь кристаллизованное тайное учение". В готике господствует то же настроение, что было в священных домах друидов и троттов. 284, с. 87


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     576
. Готика образовалась из слияния двух импульсов. Первый из них пришел с севера, "он включал в себя, я бы сказал, жизненную практику, рассудок, понимание, реализм жизни". Это принесли с собой норманны. Их практицизм, реализм не следует понимать в современном смысле; он исходил у них от "мирового рассудка", объединял в себе земное с небесным. Второй импульс пришел из Испании и Южной Франции IХ-ХI в.в. Он нес в себе "мистический элемент". И еще один элемент является в готике — это внешнее ремесло с его здравомыслием. Итак, мистическое соединяется в готике с трезвым ремеслом. Этот принцип отчасти вошел затем в романскую культуру. Но и в готике (в основном в поздней), и в романском стиле есть нечто чуждое для Средней Европы, а именно то, "что тем или иным образом желает уничтожить индивидуальное". 292 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     358
. Чувствовать круг на плоскости, шар в пространстве означает чувствовать самость, чувствовать Я". Для живого чувства характерно умение жить в формах. Если форму круга расчленить т.обр. (1), то это указывает на отношение Я к внешнему миру, борьбу или взаимоотношение с внешним миром (тогда как обычный круг замкнут от окружающего); рождается чувство, что внутреннее сильнее внешнего. Но если круг расчленить так (2), то это означает, что внешнее сильнее внутреннего. Этот принцип действует и в пространственных (архитектур­ных) формах: волнистая линия означает победу внутреннего, зубчатая — внешнего. А такая форма (3) рождает чувство, движения.

     Когда мы переживаем эллипсовидную форму, наше астр.тело бессознательно для нас производит сложе­ние и испытывает наслаждение от идеального совпадения суммы (точек, удаленных от двух центров). В случае переживания гиперболы астр.тело вычитает. Форма лемнискаты вызывает бессознательный процесс умножения. Специальной формой лемнискаты является такая форма (4). В ней точка перекрещивания линий исчезает в 4-м измерении, с линией 3 вновь приходит в физическое, а с линией 5 вновь исчезает и возвращается с линией 6. Деление возникает при определенном поло­жении по отношению к кругу, когда астр.тело фиксирует две точки в круге, а само находится в треть­ей, вне круга.

     Имея перед собой круг, мы имеем нечто простейшее и, одновременно, мы выходим в мир, который явля­ется результатом борьбы, где Ариман и Люцифер производят деление, по отношению к которому наше высшее Я выступает неким частным. Все указанные отношения находят свое выражение в Гетеануме. Если, напр., человек входит с балюстрады туда, где стоит орган, то его душа начинает производить умножение. Весь Гетеанум выражает человека. Когда человек выпрямляется, то его земная воля действует против космичес­кой, от этого сгущается эф.тело и оплотневает свод черепа. Каждое семилетие жизни образует род колон­ны (пары колонн) — эфирные ноги и т.д.
     В христианской (готической) архитектуре выражена мысль: "мы живем в доме, но мы возвышаем душу, возносясь в предчувствии к духу". Новая мысль строительного искусства такова: "в почитании мы входим в дух и становимся едины с духом, который вокруг нас изливается в Формах, ибо вокруг нас Духи Формы, и все приходит в движение, ибо за Духами Формы стоят Духи Движения". 286 с. 44-53


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     373
. В 1000-м году до Р.Х. строился храм Соломона. "В 1000-м году по Р.Х. могло прийти нечто новое. Оно должно было возникнуть не из полярного действия Люцифера и Аримана". "Мы видим тогда своеобразные деревянные строения норманов в Скандинавии, в Западной и Ср.Европе. Но то, что они хотели выразить, не получило своего развития. Там возникают некие линии, но ариманическое влияние не дало этому хода. Вместо этого возобладала культура мавров, архитектура Кордовы, Гренады: подковообразная и стрельчатая арки, которые потеснили поистине христианскую круглую арку романской архитектуры. В мавританской куль­туре можно самым непосредственным образом видеть антихристианский импульс в сходящейся на острие арке, которой, вообще говоря, надлежало бы быть круглой. Это знак Аримана. Так действовал Ариман, как анти­христ, в строительном искусстве... и он же не дал развиваться искусству норманнов. ... Ныне для нового тысячелетия должна быть создана новая архитектура. Теперь мы должны дать возникнуть тем круглым линиям, которые Ариман подавил в строениях норманнов. ... тогда наше дорнахское строение можно будет рассматривать как истинное продолжение средневековых построек норманнов". Но человечество Европы стоит перед ужасными временами. Особенно неистовство­вать против нас будут те, кто называет себя христианами, но от истинного Христианства не имеет в себе ни малейших следов. И с приближением 2000-го года "от нашего дорнахского строения не останется камня на камне. И мы будем взирать на это из духовного мира". Но к 2086 году наступит золотой век для строе­ний типа Гетеанума. 284 с.167-8


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru