BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





КОСТНАЯ система


Воздух, свет, вода, звук, белок, клетка, нервы

153. "Как с возникновением воздуха возник свет, так при сгущении воздуха в воду (после выделения Солнца из Земли) возникает противообраз (химич. эфир. — Сост.) И как воздух относится к свету, так вода относится к звуку, к тону. Естественно, звук идет через воздух и приводит его в колебание; поэтому он и слышим. Но звук возник, выступил на Земле — как звук для себя — параллельно с образованием воды. И точно так же, как воздух пронизывается струением светового действия, так теперь вся вода, в которую сгустился воздух — мы имеем теперь Землю, состоящую из тепла, воздуха и воды, — пронизывается вибрацией звуковых излучений. Теперь наша Земля в тех местах, где она стала водной, пронизывается гармонией сфер, звуками, которые из мирового пространства во всевозможных гармониях звуков устремляются в нашу Землю, и результат этого действия звуков в воде чрезвычайно важен. Вы, естественно, должны себе представить, что в этой первоначальной воде, в этой текучей земной воде содержались все субстанци, которые теперь выделились как металлы, минералы и т.д. Интересно совершенно по-особому направить духовный взгляд на то древнее время и увидеть, как различные формы образуются из воды, когда звук творит из нее облики. Звук творит в воде облики. Это совершенно удивительное время нашего земного развития. В земном развитии тогда в больших размерах происходило нечто подобное тому, что получается, когда ...возникают хладниевы фигуры. Вы ведь знаете, какие упорядоченные фигуры получаются тогда. Так струящейся из мирового пространства музыкой образуются многообразные облики, фигуры, субстанции, растворенные в воде, которые сами тогда были жидкими. Они прислушивались к мировой музыке и упорядочивались в соответствии с ней. И важнейшее образование танца субстанций под мировую музыку — это белок, протоплазма, являющаяся основой всех живых образований. Вдоль тех линий, которые я вам описал как тепловые линии, текла в соответствии с мировым звуком коагулирующаяся в белок вода и постепенно переходила в кровь. В линиях нервов коагулирующаяся вода оседала как белковое образование. Но прежде всего белок образовался как некий род оболочки в виде, я бы сказал, хрящевой клееобразной субстанции, которая стала защитой от внешних воздействий. ...
     ...Все это возникло до образования клетки. Клетка не является первоначальной в организме... Клетка, как последнее обособление, должна была быть порождена живым существом. Никогда не было такого, чтобы организмы образовались из клеток, но клетки образовались от живых существ. ...Все это происходило в начале того состояния, когда Луна еще была связана с Землей, а Солнце уже выделилось. Но пока Луна оставалась в Земле, белок все сильнее оплотневал, и, наконец, это зашло так далеко, что он мог мумифицироваться... и потому грубейшие субстанции и грубейшие существа должны были выделиться из Земли. Последнее, что образовалось в человеческом существе в то время, было теми нервами, которые идут в органы чувств. Но органы чувств еще не были открыты (вовне). Они были образованы изнутри, но не были открыты. И вот, выходит Луна с грубейшими субстанциями. Благодаря этому человек оказывается в состоянии постепенно перейти на более высокую ступень, где его чувства открываются ...он становится видящим и слышащим, каким он является и теперь.
     Выделение Луны произошло в середине Лемурийской эпохи. До того у человека органы чувств не были открыты... он мог тогда пространство своего сознания наполнить различными чувствами и тепловыми явлениями изнутри; они обладали реальной ценностью и что-то означали. Но предметов в пространстве он тогда не воспринимал. Это началось только после выделения Луны". В связи со сказанным становится также очевидным, что сердце является исходным пунктом земного человека.102 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


Тепло, "зола", белок, железы, кровь, нервы, мужско-женское

154. Тепло, которое было в начале земного развития, не такое, какое возникает, скажем, при сгорании дров. Это минеральное тепло. А то было живое тепло, которое человек содержит теперь в своей крови. "Из него образовался первый человеческий зачаток. Но с продолжающимся оплотнением это живое тепло стало постепенно неживым теплом. ...Это тепло стало минеральным теплом, выступило, прежде всего, как процесс сгорания.
     Здесь мы подходим к очень важному моменту, где я прошу вас быть очень внимательными. Именно в начале теплового состояния мы можем говорить об огненном состоянии, о сгорании же мы, собственно, еще не должны говорить. ...Тепло, возникающее через внешнее минеральное сгорание, выступило впервые после выделения из Земли Солнца, но еще не Луны. И через это сгорание, которого до того еще совсем не существовало, выделилось материальное в земной массе, которое в оккультизме обозначают "золой". Если вы что-то сжигаете, то образуется зола. Зола отлагается в земном образовании, когда Земля остается связанной с одной Луной. Мы подвинулись так далеко, что субстанции через пронизание мировым звуком начали танец и вычленилась протоплазма. ...для защиты соответствующих существ образовался род клеевой оболочки. Чего теперь недоставало этим существам? — Твердой костной массы. Существовала по преимуществу клееобразная масса, а то, что вообще представляет собой минеральное, отсутствовало целиком и полностью в этих существах до того времени, которое я теперь описал. Вы должны представить себе, сколь иными были те существа. Сейчас вы не найдете физического тела, которое не было бы пронизано минеральной субстанцией. ...Существа вбирают золу, как прежде они вобрали белок, вчленяют во все свое существо минеральное — от костей до жидкой крови. ...Минеральное, таким образом, в ходе образования Земли возникло последним, и другие царства вобрали его в себя, а до того они состояли из других субстанций. ...Но как вошла зола в те линии, которые наполнил белок?
     Мы видели, что первоначально был огонь; из него образовался зачаток сердца; затем образовался зачаток дыхания, внедрился свет и образовал зачатки нервов; пришел звук и, побудив субстанции к танцу, образовал живое. ...А то, что золу загнало в человеческое тело, — это было мышлением, которое звук, тон сделало словом. Еще в атлантическое время, когда все кругом дышало туманно-пылевой массой, человек не обладал артикулированной речью; зато он мог понимать речь шума деревьев и журчанья потоков. ...Смысл, значение слова вогнало образующуюся в процессе сгорания золу в живую субстанцию; и в той мере, в какой до конца Атлантической эпохи оплотневала костная система, человек пронизывался мыслями, самосознанием. Засветился его интеллектуализм, и он становился все более самосознающим существом".
     "...Первой образовалась кровь, потом нервы, потом железы, и последними — твердые отложения, которые и открыли чувства вовне". В то же время на др.Сатурне был заложен род системы органов чувств, на др.Солнце — система желез, на др.Луне — система нервов, на Земле — система крови, т.е. имело место развитие, шедшее в обратном порядке.
     "При этом вы не должны удовлетворяться принятием просто обратного порядка. Но когда первой в земном развитии выступает кровеносная система в виде теплового человека, то эта кровеносная система в то же самое время является родом системы органов чувств. Это именно тепловая и познавательная система. Весь человек, так сказать, состоит из крови, или тепла. Он пронизан не субстанцией крови, а эфирными тепловыми силовыми линиями; и эти эфирные тепловые силовые линии, из которых позже возникает кровеносная система, являются в первом своем зачатке родом системы органов чувств. Это сначала в своем первом зачатке выступает как система органов чувств, а нервная и световая система сначала выступает на Земле как род системы желез; и в действительности позднейшая система желез смогла вычлениться благодаря тому, что другие системы, кровеносная и нервная, когда они вычленились, продвинулись в своем развитии вперед. Это продвижение вперед произошло следующим образом. Когда образовалась нервная система, как род системы желез, то кое-что из крови отстало в виде позднейшего зачатка крови. Но, в то же время, во втором состоянии кровеносная система преобразовалась в некий род нервной системы; и когда это было достигнуто и в третьем состоянии вычленилась система желез, то снова видоизменились две предыдущие системы, так что в действительности кровеносная система продвинулась еще на одну ступень вперед; то же самое произошло и с нервной системой. Таким образом происходило постоянное преобразование, трансформация". 102 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


Минералы, растения, животные

156. Разглядывая камень, можно часто увидеть в нем некий рисунок, напоминающий отпечаток растения. В белковой атмосфере Лемурии существовали образы, как бы производившие некий фотоотпечаток в мягких пра-камнях. Сами образы приходили из космоса, но их наполняла белковая субстанция, и они плавали наподобие водорослей, но ни к чему не прикреплялись, ибо тогда и дна-то не было. Они сильно видоизменялись вплоть до прохождения и возникновения. Поэтому говорить здесь следует скорее не о растительном покрове Земли, а о приходящих из космоса оплотневающих и снова растворяющихся облаках. Растительный мир приходил на Землю из космоса. Человек тогда был еще духовен и един с Землей. И те растения он выделял из себя. Далее космические силы начали действовать на белковую атмосферу так, что она местами стала свертываться, твердеть; но затвердения были внутренне живыми, принимали определенные формы, и это, собственно, были животные. Они состояли из желеобразной массы и напоминали современных рептилий, ящериц и т.п. Они могли, подобно улитке, то вытянуться, то снова сжаться (см. рис.).
Так после кремнезема на Земле возникла известь. И то и другое пришло из космоса и позже оплотнело, просочилось вниз и образовало отложения в Земле. Но космические силы, например в извести, содержатся и теперь.
     "И нечто удивительное встречаем мы, возвращаясь в несколько более позднее время, чем то, в которое выступает это позеленение и увядание (в связи с растительным миром).
     Белковая атмосфера наполняется постоянным восхождением и нисхождением извести. Образуются то известковые испарения, то известковый дождь. У Земли было время, когда то, что сегодня является испаряющейся водой и падающим дождем, содержало известковые субстанции, которые восходили и нисходили. И затем возникает нечто особенное: эта известь получает особую силу притяжения к этому желе, или к хрящевидным массам. Она пронизывает их, напитывает их собой. И, благодаря содержащимся в ней также земным силам, она растворяет всю массу желе, образованного свернувшимся, загустевшим белком. Известь восприняла у Неба то, что Небо образовало в белковой субстанции, и несет это еще ближе к Земле. Благодаря этому постепенно возникают животные с известковыми костями. Происходит это в поздне-лемурийское время.
     Таким образом, в растении, в его древнейшем облике, мы видим чисто небесное деяние, а в животных и во всех животных образованиях мы видим нечто такое, что Земля, после того как Небо дало ей известь, стянула у Неба — поистине стащила! — и сделала земными формациями".
     Таким был главный процесс, но наравне с ним происходило и многое другое. "Например, вместе с тем, что я описал, вся атмосфера наполнялась тонко распределенной серой. Эта тонко распределенная сера связывалась с другими субстанциями, и из их связи возникло затем то, что я бы назвал отцом и матерью всего, что сегодня содержится в рудах, таких как пирит, галенит, или свинцовый блеск, как цинковая обманка и т.д. Все это, таким образом, возникает в те времена в древней форме, в мягкой, воскообразной форме. ...А когда руды, металлы выделяются из всеобщей белковой субстанции и образуют земную кору, то металлам при этом, если бы человек не стал из них что-то изготовлять, была бы отведена одна роль: размышлять о том, что произошло. И это осталось с ними. Если к ним обратиться ясновидчески, то они припомнят все, что произошло с Землей".
     Затем образуются поздние растительные формы уже с неким родом корня, но в мягкой земле. А из рептилий, ящерицеподобных животных образуются сложные животные, следы которых находят геологи; хотя от самых первых из них ничего не сохранилось.
     Возникли животные, которых можно было бы описать так: такое животное имело очень большой глазоподобный орган с некоего рода аурой; затем шла вытянутая вперед морда. Тело напоминало ящерицу, но имело мощные плавники. Так возникло образование, имевшее в себе куда больше, чем раньше, твердого вещества. Возникает животное, обладающее органом, который можно назвать как крыльями, так и плавниками. Ибо это было не морское животное, морей тогда еще не было. Была мягкая земная масса и еще более мягкий элемент окружения (из которого была несколько удалена только сера). И там плавало, или летало — это было нечто среднее между тем и другим — такое животное.
     рядом существовали другие животные, не имевшие такого рода конечностей; их конечности формировались более из сил Земли и уже напоминали конечности современных млекопитающих и т.п. Так человеку, который отправился бы от настоящего в те времена, которые связывают Лемурийскую эпоху с Атлантической, предстали бы такие гигантские летающие ящерицы с лампой на голове, которая светит и греет; внизу — мягкая, напоминающая болото земля, которая тем не менее, исключительно уютна, так как современного посетителя она бы встретила запахом, средним между запахом гнили и запахом зеленеющих растений. Нечто обольщающее, с одной стороны, и исключительно симпатичное — с другой, представлял собой этот ил мягкой земли. И в нем двигались, подобно болотным животным, другие животные, обладавшие уже в большей мере конечностями и напоминавшие современных низших млекопитающих; но при этом внизу у них были вот такие могучие вещи (это рисуется) не совсем то, что у утки, — диски, на которых они двигались в том болоте, и не только вдоль его, а качаясь то вверх, то вниз.
     И человечество должно было все это выделить из себя, отделить от себя, чтобы человек мог подготовить самостоятельное чувство для земного бытия.
     Так имеем мы первое растительно-животное творение, представляющее собой, собственно говоря, продукты, отделенные от человека (Absonderungsprodukten); оно подготовило то, благодаря чему человек как земное существо смог стать волящим. Если бы все это оставалось в нем, то оно вобрало бы в себя всю его волю. Его воля стала бы целиком физическим свершением. Благодаря же тому, что человек все это выделил, отделил от себя физическое, воля приняла душевный характер. Таким же образом через второе творение, чувства приняли душевный характер. И только позже, в Атлантическую эпоху, так, примерно, в ее середине, возникли млекопитающие и растения, которые уже подобны современным. Здесь Земля уже принимает облик, в общем подобный тому, какой она имеет теперь. Поэтому появляются химические субстанции, которые знает современный химик. Постепенно возникают углерод, кислород, щелочные, тяжелые металлы и т.п. Все это возникает в это время. Но здесь человек смог выделить нечто третье, то, что он сегодня находит в своем окружении как растительный и животный мир. И когда он это отделил, когда оно стало окружающим его творением, он подготовился к тому, чтобы стать в земном бытии мыслящим существом.
     Итак, можно сказать: человечество тогда не было столь разделенным, как сегодня, на отдельные индивидуальности; существовало всеобщее человечество еще духовно-душевной природы, погруженное в эфир. Ибо с этим, идущим из мироздания к Земле, эфиром пришло из мироздания на Землю человечество. Затем оно проделало тот процесс, который я описал в "Очерке Тайноведения": оно пришло, затем ушло к другим планетам и опять вернулось назад в Атлантическое время. Ибо как раз, когда происходило описанное выделение, человечество не могло оставаться на Земле, должно было уходить прочь, чтобы сначала укрепить внутренние силы, которые теперь делались много тоньше и были уже душевной природы. Затем оно возвращалось назад. ...И когда человек отсылал эти вычленения в земное царство, он постепенно развивал в себе то, что его как земного человека наделило волей, чувством, мышлением". Поэтому проявления человека стоят в связи с существами и царствами, которые он выделил в развитии и которые составляют теперь его окружение, но будучи видоизмененными, ссохшимися по сравнению с тем великолепием, какое они являли собой первоначально.232 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  



Элементарные существа и человек

550. «На физическом плане, вы знаете, становится неприятно, если однажды ночью вас облепит мошкара. Но духовный человек -- «Я» и астральное тело, они, собственно, каждую ночь окутаны, облеплены элементарными существами, которые постоянно приглашают сознание человека продвинуться вперед, дабы все больше узнавать о мире. ...приходят гномы и говорят человеку:

         Ты просыпаешь самого себя
          И избегаешь пробуждения.

     Гномы знают, что человек владеет своим «Я» как во сне (имеется в виду в течение дня), что он должен понастоящему проснуться, чтобы прийти к истинному Я. Это они видят совсем ясно. ...Затем от ундин звучит:

         Ты мыслишь Ангелов дела
         И не знаешь о том.

     Человек не знает о том, что его мысли пребывают у Ангелов.
     От сильфов к спящему человеку звучит:

          Тебе светит творящая мощь,
          И ты о том не подозреваешь.
          Ты чувствуешь ее силу
          И не живешь в ней.

     Таковы, примерно, слова сильфов, ундин, гномов. Существа огня говорят:

          Тебя усиливает Божественная воля,
          Ты ее не принимаешь.
          Ты волишь ее силой
          И отталкиваешь ее от себя.

     Это все приглашения человеку продвинуться своим сознанием дальше ...чтобы он принял участие в мире этих существ. И если человек вживается в то, что хотят сказать ему эти существа, тогда он постепенно понимает, как они приводят к выражению свое собственное существо. Это происходит, например, следующим образом:
     Гномы:

          Я удерживаю корня сущностную силу,
          Она творит мне формы тела.

     Ундины:

          Я двигаю воды силой роста,
          Она образует мне жизни вещество.

     Сильфы:

          Я втягиваю воздуха жизненную силу,
          Она наполняет меня мощью бытия.

     И существо огня говорит; здесь очень трудно найти какое-либо земное слово, чтобы выразить то, что они делают, ибо они стоят далеко от земной жизни и от земных стремлений, желаний. Я воспользуюсь словом «переваривание», но не в обычном его смысле, ибо это огненное поглощение, съедание, и я скажу так: ich dдue (Verdauendдue). Это слово может быть глаголом, ибо только так можно выразить то, что здесь происходит:

          Я перевариваю силу огненных стремлений,
          Она освобождает меня в душевной духовности».

     Так звучат человеку элементарные существа. Нельзя сказать, что они расположены недружественно, негативно к человеку, но от них исходят в некотором роде лапидарные изречения. Они ощущаются как нечто невероятно гигантское.
     «И если человек прислушивается к гномам, то после приглашения, которое я описал, из их хора к человеку звучит:

          Стремись бодрствовать.

     Это производит мощное моральное впечатление, когда через мироздание стремится исходящее из колоссального числа отдельных голосов слово. Из хора ундин звучит:

          Думай в духе.

     Хор сильфов. -- Но опять же непросто это выразить, ибо именно когда в свете полной Луны гномы являются как закованные в блестящие панцири рыцари, когда от них как бы глубоко из земли раздается это: «Стремись бодрствовать»; -- и когда ундины воспаряют вверх, в тоске по тому, чтобы быть поглощенными, тогда звучит на Землю в обратном парении: «Думай в духе»; -- и от сильфов, когда они дают вдохнуть себя вверху, когда в мировом свете они исчезают в виде сине-красно-зеленых молний, тогда звучит, когда они вспыхивают в свете и исчезают в нем, -- тогда звучит от них из высей вниз:

          Живи, творя дышащее бытие.

     И как бы, я бы сказал, в огненном гневе, но в гневе, который не ощущается как что-то уничтожающее, а как нечто такое, что человек должен иметь от космоса, как бы из огненного, но в то же время полного энтузиазма гнева, звучит это, когда существа огня вносят свое в огненную мантию Земли. Это теперь звучит не как составленное из отдельных голосов, но как мощный голос грома из всего окружения:

          Восприми, любя, силу Божественной воли.

     Естественно, если человек не обращает на все это внимания, то этого не воспринять. Это зависит от человеческого произвола, воспримет он все эти вещи или нет. Но если он их воспримет, то он будет знать, что они являются ингредиентами мирового бытия, что в действительности нечто происходит, когда разворачиваются описанным образом гномы, ундины, сильфы, существа огня (саламандры). ...Эти слова принадлежат мировому Слову». А мир произошел из Слова, из мирового Слова, в котором звучит несчетное число голосов различных существ. «Не общая абстрактная истина, что мир рожден из Слова, может дать нам полноту, но единственно конкретный к этому подход, как из голосов отдельных существ составляется в его различных нюансах мировое Слово, так что различные нюансы в большой мировой гармонии и в потрясающей мировой мелодии звучат и говорят, когда Слово творит.
     И когда из хора гномов звучит: «Стремись бодрствовать», -- то это есть переведенная на язык гномов сила, что действует в становлении человеческой костной системы и вообще системы движения. А когда ундины призывают: «Думай в духе», -- то на языке ундин они призывают к тому, что изливается в человека как мировое Слово, чтобы образовать в нем органы обмена веществ.
     Когда сильфы -- когда их вдыхают -- посылают вниз : «Живи, творя дышащее бытие», -- то они пронизывают, сотрясают человека насквозь силой, которая одаряет его органами ритмической системы. А что существа огня вносят из огненной мировой мантии как громовой голос -- это то, что является в отблеске, отображении. Представьте себе, это лучится от мировой огненной мантии! Здесь излучается сила этого слова. И нервно-чувственная система каждого человека, каждая, так сказать, человеческая голова является маленьким, миниатюрным отображением того, что здесь, будучи переведенным на язык существ огня, звучит: «Восприми, любя, силу Божественной воли». И эти слова действуют в высшей мировой субстанции и в развитии, проделываемом человеком между смертью и новым рождением, преобразуя то, что он пронес сквозь врата смерти в нервночувственную организацию последующей земной жизни».
     Т. обр., система движения, обмена веществ, ритмическая и нервно-чувственная система -- все они представляют собой единство, когда звучат эти четыре изречения.
     «Так видите вы, как человек является созвучием того мирового Слова, Которое на Его низшей ступени может быть интерпретировано так, как я это сделал. Это мировое Слово восходит затем к высшим Иерархиям. ... Но то, к чему взывают элементарные существа в мире, является последним тоном того, чем является творящее, образующее, формирующее Мировое Слово, Которое лежит в основе всякого действия и всякого бытия».230 (9)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

340. Это краешек глубокой тайны Мистерий: "Все древние посвященные с помощью выполнения особых процедур приобретали до определенной степени господство над физ. телом. Но при любом господстве человеческого духа ни один посвященный древности не мог овладеть одним... это были тонкие физически-химические процессы в костной системе. ...Через вхождение Христа в тело Иисуса из Назарета Я Христа обрело господство и над костной системой". "Значение этого факта можно описать следующим образом: ту форму, которую человек имеет сегодня благодаря костной системе, он приобрел на Земле, а не в предыдущих воплощениях нашей планеты. Но он потерял бы ее, если бы не пришла Та духовная Сила, Которую мы зовем Христом. Человек не смог бы снять жатву, взять с собой земные плоды в будущее, если бы Христос не обрел господства над костной системой".112 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

479. "Когда на Иордане Христос вошел в тело Иисуса, то вся костная система Иисуса стала в тот момент иной. Подобного не случалось ни до, ни после того крещения, вплоть до настоящего времени. В Иисуса вошла сила, господствующая над костями, способная их сжигать. С этим пришло господство над смертью, ибо с костями смерть пришла в мир".106 (10)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

705. Кровь по своему исходному предрасположению должна была лишь слегка касаться материального, лишь слегка материализоваться и тут же как бы отскакивать вновь в духовное. И в таком колебании она должна была пребывать, тогда как вся другая человеческая субстанция является разбившимися духовными формами. Так было бы и с кровью, если бы в начале земной эволюции человек получил Я только от Духов Формы. "В этих вспышках крови (от соприкосновения с материей) человек ощущал бы "Я-есмь" и таков был бы орган его я-восприятия". И это было бы его единственным чувственным восприятием. Человек тогда жил бы в окружении Земли, а внутри имел бы свое отражение, и через взблески Я, отраженные снизу вверх, говорил бы себе: там, внизу имеется для меня знак, приносящий мне сознание моего Я в допол­нение к тому, что я получил на др. Сатурне, Солнце, Луне.
     "Люцифер же подверг кровь общей судьбе, заставив ее полностью материализоваться, заполнить весь организм человека, изменяясь в соответствии с силами этого организма. Так, если она проникала в пере­вес физ. тела над эф. телом или эф. тела над астр. телом и т. д., то она становилась субстанцией нервов, мускулов и т. д. ... Ставшая материальной, кровь есть творение Люцифера, и поскольку человек имеет в крови физическое выражение своего Я, то на Земле он связан своим Я с творением Люцифера". С другой стороны, это дало возможность Ариману подойти к крови. Удивительно ли, что теперь они оба рассматрива­ют кровь как свое земное достояние? "Даже чернила для Люцифера более божественны, чем кровь".
     "Кости, нервы, мускулы, железы, все-все по своему люциферическому составу в человеке является пре­образованной кровью. Человек есть одна кровь, а поскольку это так, то он есть ходячий Люцифер-Ариман ... и лишь в той мере, в какой он за этим материальным имеет нечто излитое в материю сверх кро­ви, он принадлежит божественным мирам прогрессивного развития".134 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

25. "У слона толстая кожа, он в ней постоянно умирает, и когда подступает полная смерть, то он чувствует ее заранее, уходит в какую-либо пещеру (еще более замыкается) и там умирает. У человека кожа тонкая, и потому он не может чувствовать смерть заранее. В то же время, дух пребывает там, где нечто умирает. У слона дух обитает в коже, у человека — в скелете. Не случайно смерть изображают в виде скелета".352 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

73. "Существуют два разных материальных вещества в физ.теле человека: субстанция крови, материя крови, и материя нервов. ... Мышечное, костное вещество и т.д. ... все это, по существу, образовалось из крови".169(2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

73a. "Смерть совершенно правильно изображают в виде скелета с косой. Ибо кости являются сравнительно пребывающей частью человеческого тела. Сообразно им строится тело следующей инкарнации. Они выражают собой будущее, мягкие части тела — прошлое, "скатывающееся" с тела. Кости с их кровью и лимфой представляют собой будущее, в них Я находит твердую опору, в них образуются кровяные тельца". 265, стр.249


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

77. "Лимфатические сосуды расположены в правой половине тела, а каналы, по которым движется хи­лос, — в левой; и те и другие свое средоточие имеют в ключице". 98 с.256


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

161. "Организация (костей) черепа ориентирована вовнутрь (к миру внутри черепа), организация (трубчатых) костей конечностей — вовне. Череп схватывает мир вовнутрь, человек конечностей схватывает мир извне, а между тем и другим некоего рода выравнивающей системой выступает то, что служит ритму".323 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

233. Эф.тело обладает лишь принципом повторения. У человека в образовании позвонков в основном действует эф.тело, но где возникают кости черепа, там перевешивает астр.тело — завершение.108 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

234. "В костной системе, но глубоко в подсознательном, мы имеем высоко развитый образец чело­веческого Я, а в том, что мы зовем нашей внутренней космической системой (система внутренних орга­нов) — образы нашего т. наз. астр.тела".128 (7)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

317. "Углекислая известь образует для Земли субстанциональную точку приложения действия ее сил, формирующих кости. Фосфорнокислая известь образует точку приложения действия формирующих кости сил Космоса". Например, бедренная кость, пустая внутри, не могла бы простирать­ся вверх и вниз без углекислой извести, а шейка бедра не могла бы образоваться без фосфорнокислой извести. Человеческий организм постоянно борется со свинцом, отторгает его "Человеческое эф.тело имеет в себе центр, отражающий свинец. Он расположен примерно там, где волосы образуют на голове ви­хор (макушка). Здесь излучаются отражающие свинец силы. Они излучаются в организм повсюду, чтобы в него не вошли образующие свинец силы. ... Этим отражающим свинец силам человек обязан тем, что он может быть внутренне замкнутой личностью, может обособиться от мира…".316 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

319. Рассмотрим действие азота в человеке в процессе дыхания. В легких мы отравляемся азотом, но почки, органы пищеварения, руки, ноги нуждаются в нем; он туда поступает через кровь (см.рис.крас­ное). Даже в сердце должен отлагаться азот. Но в нас содержится еще углеродная субстанция в жидком состоянии (синее). Во всех органах, во всем теле мы несем обе эти субстанции вместе: азот и углерод; первый — в том виде, в каком он находится в воздухе, второй — в совершенно жидком состоянии. Но это состояние довольно опасное, когда углерод и азот приходят в соприкосновение, ибо они могут образовы­вать синильную кислоту, цианистую кислоту. И вы постоянно носите в себе опасность образовать это в своем организме. А поскольку в костях содержится известь, то синильная кислота может соединиться с нею; тогда возникнет циано-кальцивое соединение, а затем цианистый калий — сильнейший яд. Однако без наличия этой опасности вы не смогли бы двигать конечностями.
     "Здесь происходит нечто чрезвычайно тонкое: этот цианистый калий хочет постоянно образовываться в нас, а мы постоянно этому препятствуем! В этом состоит наша жизнь как движущихся людей. Даже движение крови связано с этим. ... И наша воля, собственно, возникает оттого, что ей постоянно приходится предотвращать об­разование цианистого калия в нас". Сила же, заключенная в том, что хочет образоваться цианистый калий, связывает человека, живущего на Земле, с Солнцем.
     "Живущее в синильной кислоте постоянно устремляется от чело­века к Солнцу ... от человека к Солнцу постоянно идет такой по­ток цианистого калия и постоянно возвращается назад. ... от Со­лнца течет то, что Солнце сделало из этого растворенного цианис­того калия". Некоего рода источником цианистого калия в нас яв­ляется костная система.
     Если бы не происходило восхождения и нисхождения цианистого калия от нас к Солнцу и обратно, то Солнце было бы для нас чуж­дым мировым телом; еще это выразилось бы в том, что перестали бы расти растения. Если где-либо на Земле растения образуют синиль­ную кислоту, то это значит, что Солнце завоевало их таким образ­ом, что они производят то, что Солнце хочет производить в чело­веке.
     Голове и легким подходит кислород, который там соединяется с углеродом и образует углекислоту (фиолетовое). "Итак, по направлению к ногам в человеке образуется синильная кислота, по направлению к голове — углекислота". Последняя также ядовита, но она нужна для нашей головы, для мышления. В го­лове углекислота приходит в соприкосновение с железом, содержащимся в крови. И это тонкое, интимное соприкосновение происходит только там, после чего углекислота несет железо по всей крови. И если этих "рандеву" в голове недостаточно, то человек страдает малокровием.
     Образующееся в голове углекислое железо, оно живое, и оно постоянно течет к Луне и обратно. В ми­ре растений это выражается в том, что они особенно хорошо растут, т.е. усваивают углерод при полно­лунии. Где на Земле текут железистые источники, там особенно сильно действует Луна. Человек обязан Луне способностью пользоваться головой.
     Некогда Солнце и Луна были соединены с Землей, и они дали нам синильную кислоту и углекислоту. Когда Солнце отделилось от Земли, то в атмосфере остался азот; Солнце подарило Земле также кальций (Юрский период). От углекислоты остался кислород, когда выделилась Луна; Луна подарила Земле уголь. Поскольку Солнце больше Луны, то азота в воздухе больше, чем кислорода.
     Внешнее принятие цианистого калия теперь лишает человека всякого движения, всех жизненных сил, и даже распыляет саму душу по всему миру вместе с солнечным светом; душа получает тенденцию идти вместе с частицами тела, распространяться в азоте по всему Мирозданию. "Это действительная смерть души и духа". Каждое отравление цианистым калием разрушает Солнце, убивает Вселенную.351 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

390. "Если бы не произошло люциферического влияния, то Духи Формы создали бы человеческую форму как имагинацию. Вместо костной системы райский человек имел бы имагинацию. Духи Движения вместо му­скулов дали бы ему инспирацию, а Духи Мудрости вместо материи нервов дали бы ему интуицию".134 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

394. "Говоря физиологически, ариманическим в нас является все то, что вырабатывает силы, благо­даря которым мы являемся человеком костей; скелет характеризует Аримана. Люциферическим в нас является все то, что вырабатывает силы, которые организуют нам мускулы и кровь. ... если мы являемся полноценными людьми, то мы стремимся к состоянию равновесия между жизнью крови и костей, между тем, что протекает в иллюзорном, к чему нас всегда хочет потеснить кровь, и рассудочным, сухим, филистер­ским, к чему нас всегда хочет потеснить костный человек. ... человек никогда не пребывает действи­тельно в покое, но внутренне движется между этими двумя пределами, и понять его можно лишь как вну­тренне движущегося между ними".192 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

407. "Мозг человека можно постичь лишь при условии, если мы сможем уловить в нем тенденцию к костеобразованию, которая, однако, в самом начале своего возникновения прерывается. Образование кос­тей мы постигаем лишь тогда, когда приходим к знанию о том, что тут действует доведенный полностью до конца импульс мозга, который извне пронизывается импульсами среднего организма, где совместно деятельны астрально обусловленные органы нервной системы и эфирно обусловленная субстанция крови. В золе костей, остающейся после их сжигания ... имеются продукты действия импульсов высшей об­ласти человеческой организации. В хрящевом веществе, которое остается, когда мы подвергаем кость действию разведенной соляной кислоты, мы имеем результат действия импульсов средней области.
     Скелет — это физический образ организации Я. Человеческая органическая субстанция, направлен­ная к безжизненно-минеральному, при возникновении костей целиком подвержена деятельности организа­ции Я. В мозгу Я деятельно как духовная сущность. Однако формообразующая сила Я, действующая внутрь самого физического, полностью преодолевается в мозгу организующим эфирным и даже собственны­ми силами физического. В самом мозге присутствие организующей силы Я выражено лишь в слабой сте­пени, а в жизненных и чисто физических процессах она совершенно подавляется. В этом именно и заключена причина того, почему мозг является носителем духовной деятельности Я, ибо органически-физическая деятельность не захвачена тут организацией Я и вследствие этого она, как таковая, может проявиться совершенно свободно. В противоположность этому костный скелет является именно совершенным физичес­ким образом организации Я; но тут она исчерпывает себя в физическом построении настолько, что от нее ничего более не остается в смысле духовной деятельности. И потому все происходящее в костях яв­ляется более всего бессознательным".27 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

406. "Можно понять, почему нашей голове нужна углекислота. Углекислота отделяется от натрия, и в кон­це концов мы завоевали бы у натрия — металла с серебристым блеском — твердый череп, если бы углекис­лота не вмешалась в натрий и в нас не образовалась бы сода. Итак, в натрии мы берем углекислоту, чтобы сода в нашей голове распределялась правильно. А из всего, что окружает нас, мы берем, через волосы и кожу, фосфор, водород. Водород нужно брать извне и не давать ему особенно образовываться изнут­ри (без света) в виде рудничного газа (что вредно). Эта человеческая голова представляет собой дейс­твительно род яйца. Как яйцо из земли воспринимает соду, а из воздуха водород, так человеческая го­лова снизу, из своей "земли" берет соду, а извне фосфор, водород, если не может завоевать его изнутри. Затем они действуют вместе и порождают внутри материю, служащую посредником для мыслей, т.е. порожда­ющую мысли". 351 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

476. "В нашей мышечной системе живет вся планетная система, как весь космос живет в нашей кост­ной механике". Е.D.N. 153 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

513. "Видимый духовным взором Сатурн излучает силы. От Сатурна излучается нечто такое, что можно бы было воспринять как форму. ... Духовному взору представляется нечто подобное тому, как если бы кто-то нарисовал на классной доске точку, нарисовал нечто вокруг этой точки, а саму точку затем стер. Это как раз то, что имеет место при духовном зрении. Сатурн стирается, а то, что было вокруг Сатурна, делается все ярче и ярче и рассказывает чудесную историю. Если мы достигнем точки, в кото­рой "стерся" Сатурн, и увидим форму, действующую в эфире, то мы найдем, что эта форма простирается до пределов Юпитера, где повторяется тот же процесс. Юпитер стирается, а то, что возникает в эфире, распространяется очень далеко, до тех пор, пока снова не образуется форма. ... так мы доходим до Марса, и там повторяется то же. Наконец мы приходим к Солнцу. Если физическое Солнце сверкает и ос­лепляет, то с духовным Солнцем дело обстоит иначе. Весь блеск быстро исчезает, когда мы смотрим на духовное Солнце, и возникает величественная живая картина всего того, что вписано в эфир: картина, простирающаяся до Венеры, Меркурия, Луны. ... Некоторые из вас могут спросить: а что возникает в том случае, когда, например, Сатурн находится в таком месте неба, где он не может войти в контакт с картиной, образуемой Юпитером? — Чудесным образом это также предусмотрено. Взаимосвязь сохраняется следующим образом. Если вы будете исходить из некоторой точки, лежащей на востоке, в Азии, и проведете линию через центр Земли до другой стороны ее поверхности, а затем продлите эту линию в космос, то это будет линия, имеющая огромное значение для всей области духовного видения. Когда Сатурн нахо­дится вне этой линии, то мы должны перенести картину, возникающую от Сатурна, к этой линии, она ее фиксирует. Все картины фиксируются при помощи этой линии. Когда мы найдем картину Юпитера и картину, возникающую от Сатурна, к этой линии, это она фиксирует. Все картины фиксируются при помощи этой линии. Когда мы найдем картину Юпитера и картину Сатурна, то они фиксируются для нашего созерцания приведением к этой линии, и мы, таким образом, по­лучаем одну конечную картину. Наша планетная система представляет собой одну полную картину. Знаете ли вы что это за картина?—Это великая космическая картина человеческой кожи вместе с органами чувств. Если вы возьмете кожу человека вместе с органами чувств и попытаетесь нарисовать соответствующую ей картину в небесном, то вы получите то, что я вам описал. ...
     Затем мы делаем второе открытие. Мы смотрим на планеты в движении. Если мы следим за какой-либо отдельной планетой, то системы Птолемея и Коперника дадут нам различные картины ее пути. Это вполне возможно; картина движения планет может быть интерпретирована различным образом. Но гораздо важнее при этом то, что теперь мы можем видеть эти движения вместе. ... Эта картина не совпадает с астроно­мическими описаниями движения планет. Как это ни странно, духовное зрение не находит картин эллипсов, что чертятся на астрономических картах. Если мы, например, следим духовным взором за Сатурном, то в сочетании с другими движениями он являет нам свое движение в виде восьмерки. В эту форму заключено множество других планетных движений. Т.обр., мы имеем картину, возникающую из движения планет, и в ней нам открывается небесная картина того, что выражается в человеческом существе, в нервах и желе­зах. ... Когда мы рисуем нервную систему и секреторные железы, то с каждым штрихом мы рисуем физиче­скую картину движений планетной системы, какой она видна духовному взгляду. ... когда мы поднимаемся от имагинации к инспирации, движения исчезают. "Видение" в узком смысле прекращается, начинается духовное "слышание". Что ранее было движением, делается смутным, пока не превратится в картину, как бы видимую в тумане. Но от этой картины начинает течь музыка космоса, начинает слышать­ся духовно-космический ритм. ...
     Если мы хотим изобразить это на нашей картине, то мы должны взять кисть и, следуя по ходу нервной системы, быстро сделать здесь мазок красным, там — мазок синим, здесь опять красным, там опять си­ним и т.д., вдоль всех линий нервной системы. В некоторых местах мы почувствуем побуждение остано­виться, мы не сможем идти далее; мы должны теперь на картине нарисовать законченную "форму", чтобы выразить слышимое нами духовно. ... И то, что мы сейчас нарисовали, есть не что иное, как путь, вдоль которого течет кровь. Когда мы доходим до какого-либо органа — сердца или легких, или органов, которые получают нечто из внешнего мира или из субстанций изнутри самого тела, — то мы долж­ны в этих точках нарисовать формы, так или иначе привязанные к руслу потока крови. Т.обр., мы получа­ем сердце, легкие, печень, почки, желудок. Космическая музыка учит нас, как получать секрецию из этих органов и как включить их на нашей картине в кровеносную систему.
     Теперь мы перейдем к следующей ступени. Мы приходим от инспирации к интуиции. Нечто новое возника­ет из космической музыки. Тона начинают смешиваться друг с другом; один тон воздействует на другой, и мы начинаем слышать значение космической музыки, она начинает изменяться в космическую речь, которая говорится Вселенной. ... Мы найдем, что, давая выражение этим космическим словам и на­нося его на наш рисунок, мы получаем картину мышечной и костной системы в человеческом существе. Словно кто-то говорит нам нечто, а мы вписываем это в нашу картину. Что мир за пределами Земли говорит нам, мы, т.обр., в состоянии найти в человеческом существе, во всей его со­вокупности".
     "Космическое познание раскрывает нам, с другой стороны, во всем, что касается человеческой формы, работу и прядение третьей Иерархии. ... Мы найдем вплетенными в движение планет сущностей второй Иерархии. ... они действуют в формировании космического прототипа нервной и эндокринной систем че­ловека". С другой стороны, эти же сущности ткут в кровеносной системе. Первая Иерархия творит кост­ную и мышечную системы. Это "полночный час" человека в жизни между смертью и новым рождением. "Мы смотрим на ряды Иерархий и на их деяния. И когда мы останавливаем взор на их деяниях — вот, человек стоит там перед нами!"
     "Планетные формы превращаются в человеке в прототип231 (1) ".


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

691. "Кости и все связанное с ними построено совсем другой природой, чем та, которая строит ос­тальные системы. В нас действуют силы, несущие смерть: мы оставляем их такими, каковы они есть, и благодаря этому становимся костным человеком. Но в нас действуют еще другие, приносящие смерть силы: мы ослабляем их, и благодаря этому становимся человеком нервов. — Что такое нерв? Нерв есть не­что такое, что постоянно хочет стать костью; у животных кости значительно живее... Стать костью нер­ву мешает система крови и мышц. Если во время роста имеет место неправильная связь между костями, с одной стороны, и кровью и мышцами — с другой, то возникает состояние рахита, которое представляет собой помеху правильному умиранию костей со стороны крове-мышечной системы. Тогда исключительно важ­но ... волеобразную сущность, живущую в мышцах и крови, связать с представление-образной деятельно­стью, заложенной в костно-нервной системе".293 (3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1213. "Кости, составляющие позвоночник, были заложены еще во время развития др.Сатурна в элементе тепла и в последующем развитии преобразовались. Кости, образующие ребра, были вычленены во время древ­него лунного развития, они менее изменились, поскольку их первые зачатки выступили сравнительно недавно. ... То, что мы теперь называем черепом, человеческой головой, было заложено на др.Солнце и затем много­кратно преобразовывалось. ... Во время земного развития под влиянием Солнца череп повернулся на 90°; и то, что ранее было направлено вверх, теперь направлено горизонтально".156 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1773. Человеческая голова не случайно имеет круглую форму. В ее формировании участвует весь космос, как это имеет место при образовании яйца в курице, хотя процессы в организме курицы также играют свою роль. "И как верно, что человеческая голова возникает сначала в материнском организме, также верно, с другой стороны, и то, что первопричинные силы для этого возникновения действуют из всего кос­моса, и человек своей головой являет отображение всего космоса. А то, что примыкает к голове, скелет, можно сказать — если это особенно принять во внимание, — в своей конфигурации, в своем формировании бо­лее связан с тем, что лежит в линии наследования, с тем, что связано с отцом, матерью, дедушкой, бабу­шкой, чем с тем, что идет из космоса. Так в отношении своего возникновения, в отношении своего разви­тия человек является двойным существом. С одной стороны, своим обликом он рожден из космоса, и это яв­ляет себя в шарообразной форме его головы; а с другой стороны, он образован из всего потока наследственности, и это выражается во всем остальном организме, примыкающем к голове". Все это остальное тело концентрируется в сердце. "Наша голова спешит с познанием, остальной организм не спешит". Это имеет большое значение. Все современное воспитание является головным. Но в 20-е годы жизни голова со своим познанием, с усвоением мира, закончена. Остальной организм здесь служит всю жизнь; он движется в три ра­за медленнее головы. "Чтобы воспринять нечто исполненное жизни, необходимо схваченное головой в тече­ние дня выдержать еще 3-4 дня до полного усвоения. Честный духоиспытатель не станет рассказывать о вос­принятом только головой, но лишь о том, что понято всем человеком. Это имеет исключительно далеко и глубоко идущее значение".
     "Знание, целиком переработанное остальным организмом, при всех обстоятельствах может возникнуть лишь позже, если о нем вновь вспоминают, развив к нему любовь, радость, сердечность. С глубочайшими тайнами Мистерий человечества связано то, как следует осуществить воспитание, чтобы человек в поздней­шей жизни мог с сердечностью, радостью, определенным блаженством вспоминать о нем".181 (2)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     334
. "Когда человек стал вырабатывать костную систему, то он выделил из себя минеральное царство. До того, будучи водным существом, он носил его и перерабатывал в себе". 106 (II)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     415
. "Животное может разворачивать свою жизнь только в соответствии с движениями планет; оно может только копировать их движения. Вы можете видеть, как это раскрывается в каждой отдельной части тела животного. Возьмите скелет млекопитающего. Перед вами кости спинного хребта с их типичной формой позвонков. Это верная копия движения планет. Сколько бы позвонков ни имело животное, например змея, каждый из них является земной копией планетного движения. Луна, как ближайшая к Земле планета, проявляет особенно сильное влияние на одну из частей животного ... После Луны приходит очередь других планет: Венеры, Меркурия, двигающихся по спирали. Затем приходит Солнце. Влияние Солнца направлено на то, чтобы закончить и дополнить структуру скелета. Можно даже указать конечную точку спинного хребта, над которой работает Солнце. Она помещается в том месте, где спинной хребет начинает проявлять тенденцию перейти в структуру головы. В структуре черепа мы имеем метаморфизированный позвонок. В точке, где кости спинного хребта как бы раздуваются — по выражению Гете, — чтобы образовать структуру черепа, там работают Сатурн и Юпитер. ... Что в человеческом существе работает в его эндок-ринной системе и в системе нервов, это у животного работает во всей его форме и структуре. О животном мы можем тогда сказать: невозможно для животного организовать свое существо в соответствии с формами (эфирными), излучаемыми планетами. Животное может только копировать движение планет". 231 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     431a
. "Физически зеленое, духовно красное — таково растение. Красные астральные силы указывают в растении вниз, к средоточию Земли. У человека те же самые силы указывают вверх". 266-1, с. 293
     Растение направлено корнем вниз, человек — головой вверх. В середине, горизонтально, стоит животное. В сумме они образуют крест, оккультный знак. Представим себе мировую душу как растение, животное и человека, и мы получим крест. Пока она живет в этих трех царствах, она распята на кресте (Платон).
     Животное образуется как затор между течением, идущим вверх (человек) и течением, идущим вниз — растение. Так и Камалока (астр. план) возникает как застой между физическим миром и Деваханом. Внешним выражением мира Камалоки является мир животных. "Питающийся животными сродняется с затором". 324а, с. 47-49
     "Рост растений организован в связи с центром Земли, с точкой, которая в животных распределена по линии позвоночника. ... Человек сориентирован на Вселенную".
     Земля через себя несет растение в его позиции по отношению ко Вселенной. Человек имеет отношение к еще "не образованному" во Вселенной. Животное несет годовой кругооборот растения в себе и принимает участие в констелляциях Мироздания. Д. 104, с. 44-45
     "Через бабочек и птиц Небо созерцает Землю; они опосредуют познание Земли. Через "закрытых животных" выражается "воля" Земли.
     В костном мозгу духовные существа вступают в силы тяжести — свет вовнутрь.
     В воздушных костях духовные существа вступают в окружение: свет обособляется в органах чувств.
     Человек — вниз к силе тяжести, вверх — к свету". Д. 40, с. 14


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     435а
. "Наши животные, находящиеся внутри земного развития, и человек выработали на Земле костную систему. Но животные, уже на древней Луне завершившие свое развитие, костной системы не имеют; они тут образуют внешний скелет, корку, панцирь, который имеют жуки, трахейнодышащие и т. п. Они пришли в земное развитие с Луны. Существа же, действительно идущие вместе с земным развитием, образуют внутренний скелет. Поэтому о Еве сказано, что она была сотворена из ребра". Д. 69/70, с. 16


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     12
. "Имя Иоанна (Богослова) связано о городом Эфесом. И тот, кто, вооружившись имагинативным наб­людением мировой истории, подступит к этим значительным словам: "Изначально был Логос. И Логос был с Богом. И бог был Логос", — тот через внутренний путь будет все снова и снова направляться к храму Дианы в Эфесе. И до известной степени посвященный в мировые тайны, решая загадку первых стихов Ев. от Иоанна, будет направляться к Мистериям Артемиды, Дианы в Эфесском храме". Обратимся к этим Мисте­риям в VI, VII дохристианских столетиях или даже несколько ранее, какими они записаны в мысле-эфирной хронике. "Перед нами здесь все снова и снова в видении выступает то, как учитель указывает ученику на человеческую речь, как он все снова и снова увещевает: чувствуй в своем инструменте речи, что там происходит, когда ты говоришь. — Процессы в речи не воспринять через грубые ощущения, ибо они тонки и интимны. Но подумаем сначала о внешнем речи. От этого внешнего речи исходило вначале воспитание в Эфесских Мистериях.
     Внимание ученика обращалось на то, как слово звучит из уст. Ему все снова и снова говорилось: об­рати внимание на то, что ты ощущаешь, когда слово раздается из уст. — И ученик должен был сначала за­метить, как нечто обращается определенным образом от слова вверх, чтобы воспринять в себя мысли голо­вы, и как, в свою очередь, от того слова нечто обращалось вниз, в человека, чтобы он внутренне мог пережить содержание ощущения слова.
    
Все снова и снова ученику указывалось, что через гортань он должен проводить внешние пределы речи и при этом воспринимать, наблюдать приливы и отливы в словах, что теснятся через гортань. "Я есмь, я не есмь" — позитивное, негативное утверждения ученик должен был как можно более артикулировано воспроизводить гортанью и затем наблюдать, как чувствуется более восходящее в "я есмь" и более проникающее вниз в "я не есмь".
     Но затем ученику указывалось на более интимные, внутренние ощущения и переживания слова, как ему воспринять, что от слова нечто исходит как тепло к голове, и это тепло, этот огонь перехватывает мысли. А вниз течет нечто, подобное водному элементу; оно изливается вниз, как изливается в человека выделение желез. Человек пользуется воздухом — это уяснял себе ученик Эфесских Мистерий, — чтобы дать зазвучать слову; но воздух превращается в речи в ближайший элемент — в огонь, в тепло и достает наши мысли вверху, в голове, и вчленяет их в него. И, опять-таки, когда наступает состояние взаимообме­на, то огонь посылается вверх, а вниз посылается то, что заложено в слове; этому дается стекать в некотором роде по каплям, подобным выделениям желез, вниз, как воде, как жидкости. Благодаря этому че­ловек внутренне чувствует слово. Слово, как жидкий элемент, стекает по каплям вниз.
     А затем ученик вводился непосредственно в тайну речи. Эта тайна связана с тайной человека. Эта тайна человека сегодня для человека науки забаррикадирована, ибо наука невероятную карикатуру на истину ставит во главу всех размышлений: т.наз. закон сохранения силы и материи. В человеке материя постоянно преобразу­ется. Она в нем не сохраняется. Что как воздух проникает из гортани, преобразуется, сменяется в этом проникновении ближайшим, более высоким элементом — элементом тепла, или огня; и опять все переходит в водный элемент: огонь, вода, огонь, вода.
     Так внимание ученика в Эфесе обращалось на то, что когда он говорит, то из его уст исходит поток волн: огонь, вода, огонь, вода. Но это есть не что иное, как подъем слов до мыслей (доставание словом мыслей — hinauflangen) и стекание слова по каплям вниз, к чувствам. Так ткут в речи мысль и чувство, когда живое движение волн речи, как воздух, то утончается до состояния огня, то сгущается в воду.


     Ученик должен был это чувствовать, когда в Мистериях Эфе­са большая истина относительно его собственной речи проводи­лась перед его душой. Человек, говори, и ты откроешь через себя становление мира.
     Да, это было именно в Эфесе, что подходившего ко вратам Мистерий ученика предупреждали этим изре­чением. ... А когда он выходил, изречение говорилось ему в иной форме: Становление мира открывается через тебя, о человек, когда ты говоришь.
     И ученик чувствовал постепенно, что своим телом он облекался как оболочкой мировой тайны, которая звучала из его груди и жила в речи. И это было подготовленим к основной глубокой тайне, к которой велся ученик. Ибо т.обр. ученик оказывался в состоянии познать собственное человеческое существо как связанное внутренне с мировой тайной.
     "Познай самого себя" получало святой смысл благодаря тому, что нечто говорилось не просто теоретически, но могло внутренне празднично чувствоваться и ощущаться. После этого ученик мог быть подведен к мировой тайне, распростертой в далях космоса. И здесь необходимо вспомнить, чем была Земля на переходе от Лемурийской к Атлантической эпохе, когда в ее белковой атмосфере возникла известь, поднимавшаяся в испарениях вверх и опадавшая в виде дождя вниз. Та известь пронизывала костное животных (сначала своей духовностью) и низводила их из атмосферы вниз. Человек чувствует все это теперь, когда духовно соединяется с земными металлами; они хранят о том память. (См. также лекцию от 1.ХII.1923 г.). На той стадии (в Лемурийскую эпоху) человек чувствовал себя объемлющим собой всю земную планету. Если поже­лать набросать это схематически, гротескно, то придется сказать: человек чувствует, что главным об­разом своей головой он объемлет всю земную планету (рис.).


     Все происходящие там процессы человек чувствует в себе: как восходит известь, как она связывается со свернувшимся, сгущенным белковой атмосферы Лемурии, сходит вниз в животное существо. Человек переживает в то время все так, что слышит внутренне. Мировая тайна становится слышимой.
     Фактически в воспоминании, в рожденном металлом воспоминании это прошлое Земли воспринимается так, как если бы то, что я описал, было звучащим. И в этом звучании, внутри его ткет и живет мировое свершение. Но что же слышит там человек? Это мировое свершение, подобно чему открывается оно? Оно открывается как Слово мира, как Логос. Это звучит Логос, мировое Слово в восходящей и нисходящей извести. И, воспринимая в себе Его речь, человек воспринимает еще нечто". Когда вы смотрите на скелет человека или животного, то можете услышать, как кости превращаются в нечто иное. Однажды в Триесте мне довелось быть в музее истории природы. Там все звучало, как оркестр. Хотя скелеты "были расставлены инстинкти­вно, они звучали один за другим: в конце одного животного звучали тайны Луны, в конце другого — тай­ны Солнца. И целое было пронизано как бы звучащим Солнцем и планетами. Здесь чувствовалась связь между этими живущими в извести костными системами, скелетами, и тем, что из ткущего Мироздания, с кото­рым некогда человек был един, звучало как мировая тайна, как тайна самого человека.
     Существа, что были там выставлены, животные сущест­ва, они высказывали то, чем они являются. Ибо в Логосе, в звучащей мировой тайне, еще жило существо животности. Это не было двояким, что там воспринималось. Вос­принималось не животное, а затем каким-либо образом сущность животного, но ста­новление и ткание самого животного в его сути — вот что там говорило.
     Правильным образом, как это требовалось в древности, ученику Эфесских Мистерий нужно было воспринять в свою душу, в свое сердце то, что выяснялось относительно пра-начала, где Слово, Логос ткал как сущность вещей. Ученик мог это воспринять, поскольку подготовлялся к тому путем облагораживания, возвышения своей человечности, так что он мог почувствовать се­бя как оболочку, как малый отблеск этой мировой тайны, заложенной в звучании его собственной речи. ...
     Что было большим миром, макрокосмической Мистерией, стало микрокосмической Мистерией человеческой речи. И на эту макрокосмическую Мистерию, переведенную в майю, в большой мир, указывает начало Ев. от Иоанна: "Изначально был Логос. И Логос был с Богом. И Бог был Логосом". И это жило и ткало в традициях Эфеса, когда евангелист, автор Ев. от Иоанна, мог читать в Акаше-Хронике то, чего жаждало его сердце, — правильного одеяния для того, что он, как тайну мирового становления, хотел сказать людям".
     Но мы должны сделать еще один шаг. Мы говорили о том, что извести предшествовал кремний, выявляющийся в кварце. Внутри его выступают растительные формы: зеленеющие и увядающие облачные образования. Человек все это воспринимал как внутреннее, как свое собственное существо. "И когда человек шел с чувс­твами далее, к тому, что в кремнии пребывало как способная зеленеть растительность, тогда мировое Сло­во становилось мировой Мыслью, и растение в кремниевом элементе добавляло мысли к звучащему слову. Человек некоторым образом восходил на ступень выше, и к звучащему Логосу добавляется мировая Мысль, как сегодня звучащим в речи словом, когда речевое катится волнами: огонь, вода, огонь, вода, — в огне схваты­вается мысль". (В данной связи объясняется лечение кремнием болезней системы органов чувств головы.)
     "Подумайте только однажды, как тогда жил человек, жил в единстве с космосом. Сегодня, когда человек думает, он должен думать изолированно в своей голове. Здесь, внутри — мысли, там, вовне — слова. Миро­здание вовне. Слова могут только обозначать Мироздание; мысли могут только отображать Мироздание. Та­кого не было тогда, когда человек еще был един с макрокосмическим; он тогда переживал Мироздание в се­бе. Слово было в то же время и окружением; мысль была тем, что пронизывало это окружение. Человек слы­шал, и услышанное было миром. Человек видел это услышанное, но он видел внутри себя. Слово сначала бы­ло звуком. Слово сначала было тем, что стремилось к разгадке. В возникновении животного открылось не­что, стремящееся к разгадке. Как вопрос возникло животное царство внутри известкового. Посмотрите в кремниевое: здесь растительная сущность отвечает тем, что она восприняла как сущность чувств Земли и разгадала загадку, которую загадало животное царство. Это были сами существа, которые обоюдно отгадали себя. Одно существо, животное, ставит вопрос, другое существо, растение, дает ответ. И весь мир становится речью.
     И следует сказать: такова реальность начала Ев. от Иоанна". 232 (6)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     668
. "Когда начинает развиваться восприятие эф.тела, человек чувствует в себе также и свою костную систему как своего рода тень. Отсюда становится понятно, что представление о скелете как о символическом выражении смерти соответствует весьма древней силе ясновидения". При оккультном разви­тии "человек чувствует мышечную систему не только все более и более подвижной... но постепенно ожива­ющей, как бы пронизанной слабым внутренним сознанием. ... Когда человек видит как бы сквозь сон дви­жение своих мышц, то это показывает, что он начинает постепенно чувствовать... эф.тело, ибо человек чувствует тогда именно силы эф.тела, которые действуют в мышцах. Когда человек видит в себе как бы сквозь сон свои отдельные мышцы, когда он сознает себя словно бы вовне, подобным тем рисункам, которые находятся в книгах по анатомии, без кожного покрова, то это показывает уже начало восприятия эф.тела".
     "Во время эзотерического развития физические органы чувств обречены на бездеятельность; они выклю­чаются ... вместо этого выступает нечто другое: прежде всего постепенное осознание органов чувств как отдельных миров, пронизывающих человека. Он начинает чувствовать свои глаза, уши, ощущения тепла как бы ввинченными в себя. Но при этом он чувствует не физически-чувственные органы, а те силы эф.тела, которые действуют организующе на органы чувств". 145(3)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru