BDN-STEINER.RU

ANTHROPOS
Энциклопедия духовной науки
   
Главная

Предметный указатель





КОЖА

574. «В отношении минерального царства, я бы сказал, То Божество, Которое, например в христианской религии, называют Богом-Отцом, в пра-древние времена основало мир в отношении минералов, растений, животных, а также в отношении внешнего животно-физического человека ... в той животной природе человека, которая не охвачена душевным, где человек не заражен страстями и вожделениями. ...
     Итак, если вы возьмете в руки кристалл, минерал или растение, то вы там не заметите борьбы между этими двумя родами существ. Но в тот момент, когда вы примете во внимание пронизанность человеческого тела душой, то увидите, что эти существа относятся друг к другу так, что люциферические существа говорят ариманическим: мы обещали Богу-Отцу за минералы, растения, животных, а также за человека -- пока он оставался бессознательным древним существом, не мыслил, жил, как животное, -- не спорить, не биться; но за человека, который достиг самосознания, мы хотим бороться до ножей. -- Так идет ужасная борьба за человека между воздушноогненными и земно-водными существами. И в это-то человек должен всмотреться».
     «Существо Ягве, имеющее свое, так сказать, место пребывания на Луне, ведет человека к Земле и желает господствовать над всем тем, что в человеке связано с желаниями, инстинктами размножающегося существа. Но размножающееся существо не может само себя регулировать. ...Поэтому существо Ягве нуждалось в помощниках. И существ, в которых Ягве нуждался как в помощниках, чтобы, например, инстинкты, связанные в человеке с едой, питьем, привести в созвучие с инстинктом размножения, чтобы вообще регулировать потребности и инстинкты, этих помогающих существ Ягве -- как лунный Бог -- нашел на Меркурии и Венере. ...Существа, находящиеся в этой связи, хотят все, что как плоть, кровь находится в человеке, регулировать с Луны, Меркурия и Венеры. Человек -- не просто земное существо, но в нем разыгрываются действия из мироздания.
     Если мы теперь рассмотрим тех существ, которых я ранее назвал ариманическими, которые свою твердь имеют непосредственно под поверхностью земли, существ земли и воды, то обнаружится, что к Ягве, к существам Меркурия и Венеры они находятся в таком отношении, что оказываются недостаточно зрелыми, ...чтобы взойти на эти мировые тела. Они осуждены в строе мира ...жить под земной поверхностью. Поэтому вы можете думать, что эти существа, хотя они и сторонятся всякой морали, ведут борьбу не только против воздушно-огненных существ, но, прежде всего, против Ягве, против сил Меркурия и сил Венеры и хотят отнять то, что по праву принадлежит господству Ягве. Ягве является регулятором инстинктивной человеческой природы. Но когда он управляет ею извне, она подпадает действию иных господств, чем моральное господство; но от того она не делается неморальной. Через правомерное господство Ягве род человеческий стал таким, каким мы его знаем. И для этого были необходимы существа Луны, Меркурия и Венеры.
     Против рода Ягве, каковым являются люди, ариманические существа возвели иной род, о котором я вам говорил. ...Низшая природа человека не зла, не низка; она делается таковой благодаря тому, что в нее описанным образом (через сон) проникают враждебные Ягве существа. Ягве хотелось бы, чтобы эти существа проявлялись только в землетрясениях, наводнениях, в вулканических явлениях. Но эти существа делают все возможное, чтобы проявиться также и в человеке; и из своей твердыни они совершают вылазки не только против существ воздуха и огня, но и против Ягве и его помощников на Венере и Меркурии.
     Так пребывает человек внутри борьбы, которую, с одной стороны, ведет Ягве и его воинство за справедливость в мироздании, а с другой стороны стоит воинство Аримана, который умом намного превосходит человека, который целиком и полностью отрицает моральную природу, а человека хочет сделать умным автоматом».
     Человек пьет и ест земные продукты. Воздухом и теплом он непосредственно не питается. «С другой стороны стоят существа с телесностью из воздуха и тепла. Они также незрелы, как враждебные Ягве существа. И те существа, которые противостоят им как зрелые, обитают на Марсе, Юпитере, Сатурне. Т. обр., воздушно-огненные существа делают выпады не только против ариманических существ, но им приходится биться с действиями, исходящими на человека от Марса, Юпитера, Сатурна. ...Если Луна, Венера, Меркурий действуют внутри человека, во внутренних органах, то Сатурн, Юпитер, Марс действуют внешне, в органах чувств. Например, действие Сатурна особенно существенно в глазах. Эти существа Сатурна, Юпитера, Марса хотят сделать человека земным, т.е. они хотят дать ему чувства, которые точно подходят человеческому физическому организму и остаются на поверхности. Они хотят дать ему нервы, исходящие из органов чувств и простирающиеся вовнутрь. Сатурн дает чувства. Юпитер дает продолжение нервов, а Марс обладает такой властью, которая, например, дает речь. Итак, все находящееся на поверхности человека эти существа хотят внести вовнутрь. Эти чувства и нервы, они суть некое подворачивание человеческой кожи вовнутрь».
     Существа воздуха и огня до ножей ведут с этим борьбу, особенно в молнии, во всем огненном. Они хотят, чтобы человек остался внешним: видел, слышал, но не ел, не пил, был ангелоподобным существом. «Существа Марса, Юпитера, Сатурна ведут себя во внешней природе -- если можно так выразиться об этих высоких существах -- совершенно точно. Они пронизывают то, что нам является во внешней природе как простая природа, моральным. Они вносят моральное в человека фактически через органы чувств». Воздушно-огненные существа хотят, чтобы человек только видел моральное, был моральным автоматом.
     «Все, что выражается в силах, приходит от существ Марса. Что выражается в законах природы приходит от существ Юпитера, а в цвете и звуке все идет от существ Сатурна. Существа же воздуха и огня не хотят, чтобы человек был телесным существом, а весь -- лишь сила и закон, т.е. был мыслью, цветом и звуком». В такой сложной борьбе должен человек развиваться к свободе.218 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

25. "У слона толстая кожа, он в ней постоянно умирает, и когда подступает полная смерть, то он чувствует ее заранее, уходит в какую-либо пещеру (еще более замыкается) и там умирает. У человека кожа тонкая, и потому он не может чувствовать смерть заранее. В то же время, дух пребывает там, где нечто умирает. У слона дух обитает в коже, у человека — в скелете. Не случайно смерть изображают в виде скелета".352 (1)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

86. Животные имеют астр. тело и оно пронизывается сознанием цвета окружающей среды, что и дает животному окрас­ку, а не борьба за существование. "Живое существо живет и ткет в текучем бытии цвета и идентифицируется с ним". В этом участвует и солнечный свет, но он действует окольным путем, через душевное в астральном, что излучается затем назад и также пронизывает все живое существо. Цвет чело­веческой кожи обусловлен не цветовыми, а тепловыми отношениями, поскольку человек с помощью Я рабо­тает над астр. телом, стоит выше цветового моря.286 с.60-61


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

88. "Если у человека сильное Я, то оно активно растворяет железо, которое содержится в крови, и пронизывает всего человека. Такой человек имеет тонкую кожу и синие глаза. Если Я слабое, то мно­го нерастворенного железа поступает в кожу, и она делается толще, а глаза тогда бывают темными, черными. Но в крови еще содержится сера. И когда Я не способно ее перерабатывать, то это выражается в желтовато-коричневатой окраске ириса, радужной оболочки. От переизбытка серы в крови ирис делается красноватым (альбиносы). Когда Я недостаточно перерабатывает железо, то возникает избыток серы; это также выражается в том, что кожа делается пятнистой". 352 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

109. "Эфирный поток, идущий из космоса, постоянно циркулирует в человеческом теле. Он вступает через голову, идет оттуда в правую ногу, затем в левую руку, затем — в правую, затем в левую ногу и оттуда — назад в голову. Представьте себе человека, стоящего с раскинутыми руками, тогда поток образует пента­грамму. Было бы плохо, если бы поток вступал не через голову, а через ноги. Через ноги в человеческое тело входят все плохие влияния, чем и пользуется черная магия. Но этот поток циркулирует не только тогда, когда человек находится в указанном особом положении, но постоянно, когда руки сложены вместе или ноги согнуты". Этот поток обусловливает феномен самостоятельно расходящихся рук в том упражнении, где мы правую руку кладем поверх левой и концентрируемся на них с определенными словами. Человек сформирован эфирными потоками. Один из них замкнул его в собственную кожу, отделив от окружения. Человек выпрямился и стал способен образовывать карму. — Это вызвал второй поток. Третий поток с развитием легких образовал гортань, и возникла речь. Четвертый поток образовал центр у корня носа, и человек пришел к самосознанию; ранее он обладал лишь самочувствием.
     "Через человеческое тело проходят вибрации пяти эфиров. Один из них циркулирует в твердой субстан­ции и потому называется "земным", поскольку пронизывает также и твердую землю. Эти пять течений по­стоянно циркулируют в человеке и приводят его в связь со всем космосом.
     Из духа соткано все человеческое существо, из духа мы рождены, низошли в материю и снова устремля­емся в дух. Течения, которые действовали при нашем нисхождении в материю, должны быть нами осоз­наны. Мы идем назад тем же путем, каким пришли, но сознательно. Другого истинного развития не существует".42/245 (14.11.1906)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

406. "Можно понять, почему нашей голове нужна углекислота. Углекислота отделяется от натрия, и в кон­це концов мы завоевали бы у натрия — металла с серебристым блеском — твердый череп, если бы углекис­лота не вмешалась в натрий и в нас не образовалась бы сода. Итак, в натрии мы берем углекислоту, чтобы сода в нашей голове распределялась правильно. А из всего, что окружает нас, мы берем, через волосы и кожу, фосфор, водород. Водород нужно брать извне и не давать ему особенно образовываться изнут­ри (без света) в виде рудничного газа (что вредно). Эта человеческая голова представляет собой дейс­твительно род яйца. Как яйцо из земли воспринимает соду, а из воздуха водород, так человеческая го­лова снизу, из своей "земли" берет соду, а извне фосфор, водород, если не может завоевать его изнутри. Затем они действуют вместе и порождают внутри материю, служащую посредником для мыслей, т.е. порожда­ющую мысли". 351 (4)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

513. "Видимый духовным взором Сатурн излучает силы. От Сатурна излучается нечто такое, что можно бы было воспринять как форму. ... Духовному взору представляется нечто подобное тому, как если бы кто-то нарисовал на классной доске точку, нарисовал нечто вокруг этой точки, а саму точку затем стер. Это как раз то, что имеет место при духовном зрении. Сатурн стирается, а то, что было вокруг Сатурна, делается все ярче и ярче и рассказывает чудесную историю. Если мы достигнем точки, в кото­рой "стерся" Сатурн, и увидим форму, действующую в эфире, то мы найдем, что эта форма простирается до пределов Юпитера, где повторяется тот же процесс. Юпитер стирается, а то, что возникает в эфире, распространяется очень далеко, до тех пор, пока снова не образуется форма. ... так мы доходим до Марса, и там повторяется то же. Наконец мы приходим к Солнцу. Если физическое Солнце сверкает и ос­лепляет, то с духовным Солнцем дело обстоит иначе. Весь блеск быстро исчезает, когда мы смотрим на духовное Солнце, и возникает величественная живая картина всего того, что вписано в эфир: картина, простирающаяся до Венеры, Меркурия, Луны. ... Некоторые из вас могут спросить: а что возникает в том случае, когда, например, Сатурн находится в таком месте неба, где он не может войти в контакт с картиной, образуемой Юпитером? — Чудесным образом это также предусмотрено. Взаимосвязь сохраняется следующим образом. Если вы будете исходить из некоторой точки, лежащей на востоке, в Азии, и проведете линию через центр Земли до другой стороны ее поверхности, а затем продлите эту линию в космос, то это будет линия, имеющая огромное значение для всей области духовного видения. Когда Сатурн нахо­дится вне этой линии, то мы должны перенести картину, возникающую от Сатурна, к этой линии, она ее фиксирует. Все картины фиксируются при помощи этой линии. Когда мы найдем картину Юпитера и картину, возникающую от Сатурна, к этой линии, это она фиксирует. Все картины фиксируются при помощи этой линии. Когда мы найдем картину Юпитера и картину Сатурна, то они фиксируются для нашего созерцания приведением к этой линии, и мы, таким образом, по­лучаем одну конечную картину. Наша планетная система представляет собой одну полную картину. Знаете ли вы что это за картина?—Это великая космическая картина человеческой кожи вместе с органами чувств. Если вы возьмете кожу человека вместе с органами чувств и попытаетесь нарисовать соответствующую ей картину в небесном, то вы получите то, что я вам описал. ...
     Затем мы делаем второе открытие. Мы смотрим на планеты в движении. Если мы следим за какой-либо отдельной планетой, то системы Птолемея и Коперника дадут нам различные картины ее пути. Это вполне возможно; картина движения планет может быть интерпретирована различным образом. Но гораздо важнее при этом то, что теперь мы можем видеть эти движения вместе. ... Эта картина не совпадает с астроно­мическими описаниями движения планет. Как это ни странно, духовное зрение не находит картин эллипсов, что чертятся на астрономических картах. Если мы, например, следим духовным взором за Сатурном, то в сочетании с другими движениями он являет нам свое движение в виде восьмерки. В эту форму заключено множество других планетных движений. Т.обр., мы имеем картину, возникающую из движения планет, и в ней нам открывается небесная картина того, что выражается в человеческом существе, в нервах и желе­зах. ... Когда мы рисуем нервную систему и секреторные железы, то с каждым штрихом мы рисуем физиче­скую картину движений планетной системы, какой она видна духовному взгляду. ... когда мы поднимаемся от имагинации к инспирации, движения исчезают. "Видение" в узком смысле прекращается, начинается духовное "слышание". Что ранее было движением, делается смутным, пока не превратится в картину, как бы видимую в тумане. Но от этой картины начинает течь музыка космоса, начинает слышать­ся духовно-космический ритм. ...
     Если мы хотим изобразить это на нашей картине, то мы должны взять кисть и, следуя по ходу нервной системы, быстро сделать здесь мазок красным, там — мазок синим, здесь опять красным, там опять си­ним и т.д., вдоль всех линий нервной системы. В некоторых местах мы почувствуем побуждение остано­виться, мы не сможем идти далее; мы должны теперь на картине нарисовать законченную "форму", чтобы выразить слышимое нами духовно. ... И то, что мы сейчас нарисовали, есть не что иное, как путь, вдоль которого течет кровь. Когда мы доходим до какого-либо органа — сердца или легких, или органов, которые получают нечто из внешнего мира или из субстанций изнутри самого тела, — то мы долж­ны в этих точках нарисовать формы, так или иначе привязанные к руслу потока крови. Т.обр., мы получа­ем сердце, легкие, печень, почки, желудок. Космическая музыка учит нас, как получать секрецию из этих органов и как включить их на нашей картине в кровеносную систему.
     Теперь мы перейдем к следующей ступени. Мы приходим от инспирации к интуиции. Нечто новое возника­ет из космической музыки. Тона начинают смешиваться друг с другом; один тон воздействует на другой, и мы начинаем слышать значение космической музыки, она начинает изменяться в космическую речь, которая говорится Вселенной. ... Мы найдем, что, давая выражение этим космическим словам и на­нося его на наш рисунок, мы получаем картину мышечной и костной системы в человеческом существе. Словно кто-то говорит нам нечто, а мы вписываем это в нашу картину. Что мир за пределами Земли говорит нам, мы, т.обр., в состоянии найти в человеческом существе, во всей его со­вокупности".
     "Космическое познание раскрывает нам, с другой стороны, во всем, что касается человеческой формы, работу и прядение третьей Иерархии. ... Мы найдем вплетенными в движение планет сущностей второй Иерархии. ... они действуют в формировании космического прототипа нервной и эндокринной систем че­ловека". С другой стороны, эти же сущности ткут в кровеносной системе. Первая Иерархия творит кост­ную и мышечную системы. Это "полночный час" человека в жизни между смертью и новым рождением. "Мы смотрим на ряды Иерархий и на их деяния. И когда мы останавливаем взор на их деяниях — вот, человек стоит там перед нами!"
     "Планетные формы превращаются в человеке в прототип231 (1) ".


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

977a. "Все живое заключается в кожу, что означает его включенность в физический мир. Также эф. и астр. тела имеют кожу". Впечатления дня через восприятия воздействуют на кожу астр. тела. На ней образуются трещины, разрывы, вследствии чего возникает усталость. "При засыпании эта кожа разрывается и во время сна обновляется". Этот процесс перед засыпанием следует осознать, подумать о том, что мы сейчас взойдем в миры гармонии и музыки сфер, где духовные существа обновят астр. тело. Нужно испытать к ним чувство благодарности. Любовь к мудрости. "Тогда вредные влияния не смогут подойти к нам".
     Как человек в течение суток обновляет кожу своей души, так внешне действует змея. Поэтому созерцание жезла Меркурия помогает при медитации.266-1, с.450


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1323. "Человеческая кожа состоит из верхнего слоя и двух нижних. В ней находится множество образо­ваний, напоминающих луковицу. Эти луковицы вырастают из кожи подобно тому, как в природе они растут из гумуса. Человек представляет собой в этом отношении почву, покрытую растениями. От каждой луковицы к спинному мозгу идет нерв. Луковицы дают чувство осязания. На кончике языка они несколько видоизмене­ны, и с их помощью мы получаем чувство вкуса. Луковицы в носу служат обонянию".348 (5)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

1463. "Человек не бывает злым как целый человек. (Кожа, например, есть нечто исключительно "бравое"). Злым человек бывает благодаря отдельным органам. В органах заложена возможность зла. Поэтому, познавая родство органов с отдельными областями мира, познают, из каких областей мира приходит одержимость злом".243 (11)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  


     411
. Сравним разных по толщине кожи животных. "Бегемот предрасположен к тому, чтобы свою кожу подставлять прямым солнечным лучам, свинья же постоянно прячет свою кожу от Солнца, предпочитает тень. Так познаю я в отдельных существах господствующее действие природы". 220 (8)


     Перейти к данному разделу энциклопедии

  

  Оглавление          Именной указатель Предметный указатель    Наверх
Loading


      Рейтинг SunHome.ru    Рейтинг@Mail.ru